Ироничное «обещанного три года ждут» может означать утрату чаяний где угодно, но только не здесь, на земле Анатолии. Хотя большая часть Турции и расположена в Азии, все же 3% ее территории, именуемой Восточной Фракией, находится в Европе, что позволяет стране претендовать на членство в Евросоюзе.
Еще в начале 1996 года турецкие власти приняли решение о вступлении в таможенный союз с ЕС, скорректировав внутренние правила и законодательство в соответствии с европейскими требованиями. Были упразднены тарифные и бестарифные барьеры в торговле промышленными и готовыми сельскохозяйственными товарами, принят общий таможенный тариф Евросоюза на импорт из третьих стран, подписан ряд соглашений по свободной торговле с основными партнерами ЕС. Однако полноправными европейцами уже стали страны-кандидаты, заявившие о своих намерениях совсем недавно, а ожиданиям Турции исполнилось 43 года.
Чем вызвано столь прохладное отношение Евросоюза? По мнению министра внешней торговли Турции Кюршата Тюзмена, основная причина в том, что страны ЕС высокоразвитые, а их граждане — сытые. Чего в настоящее время, увы, не скажешь ни о Турции, ни о государствах, которые она рассматривает в качестве реальных и потенциальных партнеров совместного процесса евразийского сотрудничества. А коль так, то и определение «ожидание», изначально подразумевающее пассивность, не совсем точно характеризует внешнеэкономическую политику турецких властей.
Предшественницей современной Турции, утвердившейся на политической карте после Первой мировой войны, была 600-летняя Османская империя. Основанная в XIII веке и достигшая пика своего развития в XVI веке при Сулеймане I Великолепном, она включала в себя земли Европы, Африки и Ближнего Востока.
В прошлом столетии после победы национально-освободительного движения во главе с Мустафой Кемалем и провозглашения республики стране довелось пережить немало социально-политических потрясений, которые, разумеется, не способствовали ее экономическому развитию. Однако с наступлением третьего тысячелетия Турция всерьез обратила на себя внимание мирового сообщества темпами совершенствования национальной экономики.
Многие по традиции считают основным достоинством страны ее туристический потенциал. Это и вправду так. Ежегодно Турцию посещают более 20 млн. зарубежных туристов, что позволяет ей находиться в первой десятке мировых лидеров по степени привлекательности для отдыха. Но одним лишь туризмом успехи турецкого бизнеса не исчерпываются.
Сейчас Турция ежегодно поставляет до 40 млрд. кубометров газа в Европу и 300 млн. тонн нефти на международные рынки. В скором будущем эти показатели увеличатся: близятся к завершению два проекта экспорта газа в Европу, успешно реализуемые совместно с Италией и Грецией («Интерконнектор»), а также с Болгарией и Румынией («Набукко»).
Начиная с 2002 года рост валового внутреннего продукта Турции превышает 7%, и в прошлом году ВВП составил 400 млрд. долл. Более трети этой суммы пришлось на внешнеторговую деятельность, где 90% составляет экспорт промышленных товаров. Тем самым страна обеспечила себе место в двадцатке наиболее экономически развитых государств мира и всерьез планирует если не превзойти, то, по крайней мере, повторить успех азиатских тигров. Предпосылками для этого являются низкий уровень инфляции и стабильность других макроэкономических показателей. А еще — весьма благоприятная демография. За последние 10 лет население Турции увеличилось с 62,8 до 70 млн. человек, из которых практически две трети — в возрасте до 34 лет.
В условиях глобальной конкуренции эти обстоятельства играют далеко не последнюю, а подчас и определяющую роль. Главным условием успеха в международном соперничестве в Турции видят построение современной экономики на региональной базе, превращение черноморского региона в свободную экономическую зону и создание на этой базе условий для интеграции в мировую экономику.
— Прежде всего, мы должны удовлетворять внутренние потребности за счет экономических возможностей нашей страны, — считает министр природных ресурсов и энергетики Турции Хильми Гюлер. — Если не устраивает качество товаров, давайте будем обсуждать и решать эту проблему. Не грех даже пойти на определенную потерю прибыли. Зато в будущем это принесет намного большую выгоду.
Председатель совета директоров Tuskon Рызанур Мерал и министр внешней торговли Турции Кюршат Тюзмен |
Опережающими темпами развивается и сотрудничество с Российской Федерацией. Об этом свидетельствуют рост внешнеторгового оборота за истекшие шесть лет с 3,7 до 25 млрд. долл. и успешная совместная реализация проекта «Голубой поток».
На этом фоне результаты украинско-турецкого делового сотрудничества выглядят скромнее. Хотя товарооборот между нашими странами и растет, его показатель за 2006 год составил 3,4 млрд. долл. И это при том, что, по данным украинских туроператоров, наши соотечественники, потратив на летний отдых порядка 7 млрд. долл., почти в шести из десяти случаев предпочли провести свой отпуск на турецком побережье.
Развитие плодотворного внешнеэкономического сотрудничества — главная цель Конфедерации бизнесменов и промышленников Турции Tuskon. В сущности, это аналог нашего УСПП, правда, со значительной разницей в масштабах и результатах деятельности.
Основанная в 2005 году в Стамбуле как общественная организация, конфедерация объединяет 151 общество и ассоциацию бизнесменов и 11500 предпринимателей Турции. В первую очередь тех, кто стремится расширить свою деятельность и выйти на внешний рынок.
За неполных два года Tuskon открыл свои представительства не только в странах Азии и Европы, включая Брюссель, но и в Вашингтоне. Проведены пять так называемых мостов внешней торговли, позволивших наладить сотрудничество турецких фирм с представителями евро-азиатского, африканского и тихоокеанского бизнеса.
Очередным таким мероприятием стал в начале декабря 2007 года уже второй «Мост внешней торговли Турция—Евразия», организованный при поддержке совета и министерства внешней торговли Турецкой Республики. Он собрал в стамбульском конгресс-центре около 1700 турецких и 450 зарубежных предпринимателей из 12 евразийских стран: Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Монголии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. Участники форума получили возможность провести двусторонние переговоры, встретиться с представителями турецких властей, а также посетить основные индустриальные и торговые центры страны для налаживания деловых связей с местными предпринимателями.
О том, насколько плодотворными оказались результаты переговоров, разумеется, говорить преждевременно. Но, по словам организаторов, если в ходе форума-2006 удалось заключить контрактов на сумму порядка 250 млн. долл., то на нынешнем форуме этот показатель может быть превышен вдвое.
— Главная заслуга моста в том, что он формирует почву для дальнейшего развития торговли и взаимных инвестиций, — считает председатель совета директоров Tuskon Рызанур Мерал. — Используя исторические и культурные связи между нашими странами как дополнительное средство развития внешнеэкономических отношений, мы тем самым повышаем уровень благосостояния граждан наших государств.
На сей раз Украину в Стамбуле на официальном уровне представлял замминистра экономики. А позиция нашей страны, в сущности, ограничилась дежурными заверениями в образцовой модели добрососедства и желании Украины быть первой для Турции по степени инвестиционной привлекательности.
Хотелось бы, конечно, услышать более весомые аргументы — помимо того, что Украина занимает «выгодное географическое положение», имеет «значительный объем внутреннего рынка, квалифицированную и недорогую рабочую силу». Но, увы — если конкретика свелась лишь к предложению принять участие в строительстве объектов для Евро-2012.
Невольно вспоминается безусловная правота восточной мудрости: самое большое расстояние — между двумя головами. Кстати, в связи с этим нельзя не упомянуть еще об одной характерной особенности.
Как это ни удивительно, но фраза «глубокоуважаемые бюрократы» в Турции не содержит даже намека на иронию. Причина проста и очевидна: реформы, реализуемые турецкими бюрократами, действительно приносят реальные положительные плоды. Взвешенная монетарная политика дает необходимые стимулы экономическому развитию, обеспечивая стабильность финансового рынка. Как результат, объем прямых иностранных инвестиций в турецкую экономику в 2006 году достиг 20,2 млрд. долл., а в прошлом, по предварительным данным, превысил 24 млрд. Конечно, в немалой степени этому способствует роль Турции как важного энергетического коридора и терминала между Востоком и Западом. Однако привлекательность страны для иностранных инвесторов объясняется не только этим.
Как утверждают бизнесмены, турецкая регуляторная политика носит исключительно дружелюбный и деловой характер. Регистрация фирмы здесь осуществляется одним министерством, не требуя многочисленных обращений в различные административные структуры. На открытие бизнеса в Турции понадобится от силы три дня, тогда как аналогичный среднеевропейский показатель — 27 дней. По сравнению со странами ЕС, здесь наиболее либеральное правовое законодательство для прямых иностранных инвестиций, предусматривающее ряд существенных льгот. И неудивительно, что с 2004-го по 2006 год приток прямых зарубежных инвестиций в экономику страны увеличился в семь раз, а иностранная торговля за последние пять лет — более чем в 1,6 раза…
То ли в шутку, то ли всерьез турки утверждают, что в их стране есть две религии — ислам и футбол. Однако, похоже, к ним уже добавилось третье вероисповедание — экономика. Это столь же очевидно, как и заблуждение европейцев относительно того, что мусульманам положено молиться в направлении Востока. Тогда как в действительности их молитвы всегда обращены в сторону Мекки.