Словаки и поляки хотят приезжать за покупками в Украину, но...

Поделиться
Продолжают расти обменные курсы словацкой кроны и польского злотого. Еще в начале 2006 года за один доллар надо было заплатить 32 кроны или 3,20 злотого...

Продолжают расти обменные курсы словацкой кроны и польского злотого. Еще в начале 2006 года за один доллар надо было заплатить 32 кроны или 3,20 злотого. Сегодня эти цифры намного меньше — 26 крон и 2,85 злотого. Только в течение последних двух месяцев словацкая валюта укрепилась к доллару на 12, а польская — на 5%. По мнению аналитиков, эти тенденции сохранятся, причем быстрее будет укрепляться валюта Словакии — страны, экономика которой развивается со скоростью 10% в год.

Вместе с тем более полутора лет практически неизменным остается курс гривни относительно доллара. Что это означает? Большинство потребительских товаров стоят в Украине на треть дешевле, чем у соседей. Правда, высокая инфляция в Украине нивелирует эффект удешевления произведенных здесь товаров для польского потребителя. В этом году потребительские цены в Украине выросли где-то на 12%, тогда как в Польше — на 1,5, а в Словакии — на 4%. Принимая во внимание все приведенные выше показатели, в течение последнего года украинские товары относительно подешевели на 11% для словаков и на 1% для поляков. А это очень важная информация для западных районов Украины: на покупках туристов из-за близкой границы можно неплохо зарабатывать. Особенно в Закарпатье.

Конечно, приведенные цифры носят общий характер. И мало говорят о том, насколько выгодно словакам или полякам ездить в Украину за конкретной группой товаров. Да и далеко не все изделия у нас дешевле. Мясо, лук, бытовая техника, строительные материалы — эти товары массово везут в противоположном направлении, то есть из стран Евросоюза в Украину. Вместе с тем в Украине дешевле большинство продовольственных товаров, алкоголь, сигареты, горючее, а также услуги: транспортные, парикмахерские, медицинские, образовательные, туристические, всевозможные ремонты.

Разница в ценах многих групп товаров и услуг по обе стороны украинской границы очень значительная. Откуда она берется? Различие в цене алкогольных и табачных изделий возникает почти исключительно из-за налоговой политики государства, а более дешевое горючее — результат проводимой зарубежной политики Киева. Но различие в ценах на другие товары и услуги носит сугубо рыночный характер. Причем в подавляющем большинстве — это следствие обнищания украинского общества, а значит — дешевой рабочей силы и относительно низкого спроса.

С одной стороны, продукты в Украине можно производить дешевле, чем у соседей, а с другой — сохранение низкой цены является рыночной необходимостью, поскольку более дорогой товар клиент не купит. Последнее замечание касается прежде всего услуг, в частности тех, которые предоставляются малыми (единоличными и семейными) предприятиями. Если кофе в павильоне на улице Гданьска в пересчете на украинскую валюту стоит пять гривен, а такая же во Львове — только 1,2 грн., то это прежде всего потому, что у львовского предпринимателя намного меньше маржа, чем у его гданьского коллеги. Большую роль играют также цены на недвижимость и ставки аренды, которые в тех же Гданьске или Братиславе значительно выше, чем в Ужгороде или Ковеле.

Чем больше доля рабочей силы, энергии и стоимости аренды в цене изделия или услуги, тем дешевле в целом будут украинские товары по сравнению с их европейскими аналогами. При этом у нас дороже те продукты, в цене которых большую роль играют ноу-хау, эффективность логистических систем и управления. То же касается и капиталоемких продуктов (например, люксовских туристических услуг): капитал у нас дороже, финансовый рынок хуже развит, действовать на рынке сложнее и более рисковано. Поэтому оператор дорогого отеля или владелец популярного всемирного брэнда (например, одежды), если ему удается пробиться на непростой украинский рынок, получает за свои услуги и товары сверхприбыли. Это — премия за риск и возможность использовать монопольное или олигопольное положение, а иногда и подавлять конкуренцию с помощью нечестной практики.

Конечно, на этом перечень причин расхождений в ценах не заканчивается. Налоговое давление в Украине все-таки значительно слабее, чем в Польше, и немного меньше, чем в Словакии. Очень важна и структура рынка. Пограничный экспорт на Закарпатье, Галичине и Волыни осуществляют прежде всего небольшие фирмы, чтобы не сказать — отдельные лица, торгующие в небольших киосках, на базарах или просто на улице. Благодаря упрощенной форме налогообложения (а часто и труда в «серой» зоне), они могут снизить цены на товары и услуги до очень низкого уровня. Вместе с тем в Польше и Словакии торговля и сектор услуг значительно больше консолидированы, и здесь очень сложно что-то продать, не платя очень высоких налогов.

Вместе с тем продавцы услуг (стоматологические клиники, парикмахерские) настроены на очень большую прибыль. Поэтому их работников не удовлетворяют зарплаты, за которые с другой стороны границы работают их коллеги по специальности. Особенно сейчас, когда польские и словацкие специалисты массово эмигрируют на Запад в поисках еще более высокой зарплаты.

Вместе с тем следует заметить, что более слабое налоговое давление в Украине нивелирует значительно большая коррупция. Причем ее «распределение» неравномерно. Например, во Львовской области у человека с капиталом и предпринимательскими способностями, желающего инвестировать во что-то перспективное вблизи польской границы (супермаркет, ресторан, стоматологическую клинику, аквапарк и т. п.), будут серьезные проблемы с реализацией своей идеи. Результат очевиден: цены в Галичине значительно выше, чем на Волыни и Закарпатье (иногда и в два раза), сервис — очень плохой, а ассортимент услуг и товаров, продаваемых тем же полякам, фактически ограничивается алкоголем, сигаретами и горючим. И это при том, что на рынке существует множество других продуктов, которые выгодно продавать соседям...

Но не только цена ставит украинские товары в привилегированное положение по сравнению с польскими и словацкими. Поляки, которые хотя бы раз попробовали украинский кетчуп, майонез, аджику или пиво, при случае будут привозить эти продукты к себе после каждого следующего визита в Украину. Наши соседи очень хорошего мнения об украинских продовольственных товарах и национальных блюдах, считают их вкусными, природными и безопасными с санитарной точки зрения (речь идет о товарах из магазина). Большой популярностью в Польше пользуется белое нефильтрованное пиво (такое там не продают), а также украинская халва, конфеты «Корівка» и киевские торты. Но самые большие любители украинских сладостей — словаки. Наряду с водкой — это самый популярный товар, за которым наши соседи ездят на Закарпатье.

Некоторые украинские продукты, а именно хлеб, приправы, кетчуп, майонез, кофе, чай, минеральная вода, даже в два-три раза дешевле, чем в Польше и Словакии. Другие, например сахар, макароны, каша, чай, консервы, джемы, мед, дешевле «только» на десять с небольшим или несколько десятков процентов. Но иногда в Украине они бывают дороже — если сравнивать цены в обычном украинском магазине и в польском дисконтном гипермаркете, который приобрел товар в большом количестве прямо от производителя и предлагает множество акций и скидок.

Приведенные выше примеры касаются товаров, продаваемых в магазинах. В то же время с необработанными сельскохозяйственными продуктами картина совершенно иная. С наступлением весны и лета цены на украинских рынках кажутся нашим соседям до смешного низкими. Помидоры, капуста, огурцы — все это в три-четыре раза дешевле, чем над Сяном и Латорицей. А вот зимой — наоборот, на десяток или несколько десятков процентов дешевле в Польше и Словакии. Причина очевидна: у наших соседей существуют развитые логистические системы и совершенно иная структуру сельского хозяйства. Весной и летом украинские рынки заполняет продукция с приусадебных участков и из неразвитых крестьянских хозяйств, а прибыль крестьян очень низкая. Ведь если эти продукты не продать, они сгниют. Потому что в Украине не хватает складов с современным оборудованием, не создана сеть фирм, которые бы закупали продукты от крестьян.

Большие неиспользованные возможности лежат в частном экспорте некоторых непродовольственных товаров. Польские коллекционеры только случайно узнают, что во Львове можно приобрести чрезвычайно дешевое охотничье оружие. Меломаны с удивлением рассматривают цены дисков во львовских или киевских музыкальных магазинах. Ведь вместо 70 злотых их можно купить лишь за 20—30 гривен.

Интересная ситуация и с ценой на одежду. В Украине в фирменных салонах Adidas, Reebok или польского Reserved цены значительно выше, чем в Польше или Словакии. Но вместе с тем польские и европейские швейные фирмы массово переводят производство на Волынь и в центральные области. То же делают и производители мебели и некоторых других товаров, а причины, как уже говорилось, очевидны: меньшая себестоимость труда, энергоресурсов, земли и более низкие налоги.

Есть еще один сегмент рынка, на котором можно заработать большие деньги благодаря частному экспорту. Это — морепродукты. Икра, креветки, крабовые палочки, некоторые рыбные консервы — все они в Украине, по сравнению с Польшей и Словакией, дешевле в среднем на несколько десятков процентов. Однако наибольшую прибыль приносит продажа икры западным европейцам: французам, голландцам, бельгийцам. Есть также много продуктов, довольно популярных в Украине, но совершенно не известных тем же полякам или словакам. Например, сушеные кальмары, морскую капусту или сушеную рыбу у наших соседей не купишь. А туристам из этих стран они нравятся.

Следовательно, цены у нас привлекательные, а качество — удовлетворительное. Поэтому, казалось бы, Волынь, Закарпатье и Галичина должны быть едва ли не самыми богатыми украинскими регионами. Достаточно открыть магазин, парикмахерскую, клинику, ресторан — и деньги сами потекут. Если посмотреть на пограничную с Польшей полосу Словакии и западные уезды Польши, становится очевидным, что с трансграничной торговли можно вполне неплохо жить. Работы в этой местности хватает для всех, а пограничные села и города относятся к самым богатым во всей стране. Почему же в Украине совершенно по-другому?

Этому есть несколько причин. Одна из основных — упоминаемая уже коррупция и наличие криминальных структур, не дающих вызреть наиболее интересным бизнесам. Важным фактором является менталитет самих предпринимателей: они ограничиваются тем видом деятельности, который кажется им единственно очевидным. То есть продают сигареты и алкоголь. Лишь немногие владельцы магазинов и супермаркетов сознательно проводят маркетинговую деятельность. То есть ищут товары (например, перечисленные выше), на которые потенциально может быть большой спрос, и рекламируют их.

Нет заинтересованности в «пограничном маркетинге» и у производителей того же кетчупа, минеральной воды и кофе. Логично было бы, если бы они хоть как-то рекламировали свои дешевые товары в пограничной полосе Польши и Словакии или объединились в ассоциацию и вместе провели пиар-кампанию с целью заинтересовать соседей шопингом в Украине. Или же настояли на разрешении проблемы очередей на границе, из-за которых их прибыль значительно меньше. Да ничего подобного!

Итак, очереди. Именно здесь надо искать ответ на вопрос, почему наиболее перспективные регионы Украины являются вместе с тем самыми бедными. Ведь пересечения границы на автомобиле приходится ожидать более десяти часов, а на автобусе — четыре-пять. На Закарпатье можно перейти границу пешком, и это занимает только 20 минут. Благодаря этому пограничная торговля развита тут лучше, чем на Львовщине и Волыни, где существует абсурдный запрет на пересечение границы пешком. Пешеходов в Закарпатье таможенники проверяют быстро, причем каждый из них несет полный багаж покупок.

На украинско-польской границе невозможно перейти границу так же быстро. Поляки запретили пересекать границу тем, у кого легче всего выявить случайную контрабанду и кто быстрее всего может пройти таможенные и паспортные процедуры, — пешеходам. Они должны садиться в автобус или автомобиль. А потом таможенники разбирают эту машину на части и долго ее проверяют. Проверка транспортного средства, которой можно избежать, позволив пересекать границу пешеходам, — именно тот фактор, который в наибольшей степени является причиной пробок.

Другим абсурдом является распределение пунктов пропуска на две отдельные части: польскую (словацкую) и украинскую. Здесь уже виноваты не поляки, а украинцы. Польская сторона безрезультатно предлагает объединить пункты пересечения границы в единое целое, чтобы не дублировать проверки. Эти предложения лежат где-то в ящиках киевских чиновников.

Несовершенной является также польская визовая политика, некоторые правовые акты Польши и Украины. В начале 2006 года по инициативе «Львівської газети» и независимого культурологического журнала «Ї» был наработан сборник предложений изменений, благодаря которым можно решить проблему многочасовых очередей. 23 февраля их обнародовали во время проведенного во Львове семинара, на котором присутствовали представители местной власти, Генерального консульства Республики Польша, Министерства иностранных дел Украины. Эти предложения передали в соответствующие правительственные учреждения двух стран. К сожалению, воз и ныне там.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме