Прошедшие годы независимости, когда даже годовые бюджеты страны систематически готовились под диктовку МВФ, наглядно продемонстрировали, что череда сменявших друг друга правительств, парламентов и президентов оказалась неспособной на серьезные экономические шаги, в частности в области энергообеспечения.
В вопросе энергетической независимости власть предержащие вместо реальных, эффективных и, главное, своевременных мер по укреплению ведут малопродуктивные дебаты только в одной плоскости - чем же разбавить поток нефти и газа из российских труб (газ - туркменским, нефть - азербайджанской, арабской, румынской и т. д.). Это показатель предельной зашоренности и ограниченности научно-технического кругозора большинства лиц, причастных к этим вопросам.
Практически полная утрата государством организующей роли в целом ряде важных отраслей экономики приводит к постоянной, инициируемой апологетами правящей верхушки страны, навязчивой болтовне в СМИ о необходимости всемирной самоорганизации малого бизнеса как якобы основы будущей экономики Украины. И это в то время, когда за рубежом крупные фирмы сливаются в гигантские корпорации. В строгом соответствии с законами экономики укрупнение производств - это единственный реальный путь снижения себестоимости и достижения уровня качества продукции, обеспечивающего гарантированную конкурентоспособность на мировом рынке. Украина с ее умным, талантливым и трудолюбивым народом, вырастившим лучших в мире ученых и инженеров в целом ряде ведущих отраслей науки и техники, невероятным трудом создавшим мощную современную промышленность (еще, к счастью, не до конца разваленную), в состоянии решить все задачи, вытекающие из поставленной цели, - достижения полной энергетической независимости с опорой на внутренние ресурсы страны как основы независимости экономической.
Какие же имеются серьезные основания для таких выводов?
Вспомним историю. Готовясь к тотальной войне и учитывая отсутствие собственных ресурсов нефтепродуктов, перед германскими учеными и инженерами-химиками своевременно была поставлена стратегическая задача получения в промышленных масштабах синтетического бензина из углей Рурского бассейна.
Насколько дальновидным был этот шаг, свидетельствует тот общеизвестный факт, что в последние годы второй мировой войны германская военная машина, будучи лишенной армиями союзников доступа к источникам природной нефти, работала в значительной мере на синтетическом горючем из угля.
Особо следует подчеркнуть, что все необходимые для решения этой стратегической задачи финансовые и материальные ресурсы тогдашнее руководство Германии смогло мобилизовать в условиях тотальной войны и практически полной изоляции от мировых финансовых и сырьевых рынков. Для широкой публики, не связанной с горным делом, малоизвестным является факт близкой аналогии Рурского и Донецкого угольных бассейнов, в том числе по физико-химическим свойствам углей, по горно-геологическим условиям залегания угольных пластов и т.д.
Это подтверждается, помимо научных данных, воспоминаниями наших соотечественников, угнанных в годы войны в Германию и вынужденных работать в шахтах Рура.
В ходе войны руководство Германии, учитывая высокое качество донецких углей и их схожесть с рурским, планировало строительство железной супердороги с шириной полотна четыре метра и скоростью движения поездов 200 км/час для создания гигантского непрерывного потока донецкого угля в Германию.
Немецкая горная техника, созданная для условий Рура, показывает хорошие результаты при эксплуатации ее в условиях Донбасса. Так, в двадцатые годы у нас успешно эксплуатировались десятки немецких врубовых машин, в тридцатые годы Алексей Стаханов установил свой знаменитый рекорд немецким отбойным молотком, в восьмидесятые - девяностые годы у нас широко использовались различные немецкие горные машины - панцирные конвейеры, почвоподдирочные машины и т. д.
В послевоенный период еще одной крупной стране удалось на базе собственной высокоразвитой угольной промышленности практически полностью обеспечить себя жидким горючим.
В семидесятых - восьмидесятых годах в Южно-Африканской Республике была создана группа заводов «САСОЛ» по переработке каменного угля в синтетическое жидкое горючее.
Создание этой группы происходило исключительно грамотно с инженерно-экономической точки зрения. Каждый последующий завод этой группы был мощнее и совершеннее предыдущего. Это достигалось за счет того, что на предшествующих, меньших по размерам и мощности заводах активно проверялись и отрабатывались новые перспективные, более производительные и экономичные узлы, установки, технологические потоки.
Когда ООН, в знак протеста против проводимой тогдашним руководством ЮАР политики апартеида, ввело эмбарго на поставки в эту страну нефтепродуктов, это уже никак не могло отрицательно сказаться на развитии тамошней экономики. Она к этому моменту имела собственную прочную энергетическую базу на основе внутренних источников сырья, гарантирующую ее практически полную независимость в этом важнейшем вопросе.
Приведенные примеры (Германия и ЮАР) убедительно доказывают реальность получения жидкого топлива из каменного угля в промышленных масштабах.
Украина, имея практически неограниченные запасы углей разных марок, плюс гигантский научно-инженерный и промышленный потенциал, пока еще (несмотря на все усилия горе-реформаторов, уничтожающих основу экономической мощи страны в угоду Западу) в состоянии обеспечить решение всего комплекса задач, вытекающих из поставленной цели - достижения полной энергетической независимости, в частности в сфере обеспечения жидким топливом.
Каменный уголь может служить также и сырьем для получения горючего газа, что доказано еще в прошлом веке великим русским ученым Д.Менделеевым.
Даже зола от сжигания угля и шлаки от его переработки, являясь продуктами своеобразного «обогащения» угля, в котором содержатся многие цветные металлы и редкоземельные элементы, могут и должны стать источником серьезных доходов. Ведь зола как сырье для цветной металлургии по себестоимости на порядок дешевле аналогичных руд даже при добыче их самым дешевым, открытым способом.
Программа обеспечения страны жидким топливом и газом из каменного угля за счет увеличения объемов его добычи и комплексной переработки может и должна стать тем стратегическим локомотивом, который вытянет не только топливно-энергетическую отрасль, но и всю экономику страны в целом.
Государственный и местные бюджеты при этом могут существенно пополниться как доходами от новых производств, так и в результате гигантской экономии от ликвидации затрат на импорт нефтепродуктов.
Решать эту проблему придется независимо от того, хочет кто-то или не хочет, понимает или не понимает. Дело в том, что запасов жидких углеводородов на Земле при нынешних темпах их потребления осталось не более чем на 25-30 лет. Мировых запасов ядерных расщепляющихся материалов, применимых в качестве топлива на атомных электростанциях современных конструкций, по сдержанным оценкам, при сохранении нынешнего уровня их расходования, хватит не более чем на 40-50 лет.
В то же время мировые запасы каменного угля позволят покрыть потребности населения земного шара в течение 250-300 лет, при этом украинские месторождения обеспечат нас энергией и сырьем на протяжении 450-500 лет.
Как видно из изложенного выше, действительно, альтернативы нет.
Очевидно, что будущее - за «хлебом промышленности» - каменным углем!
По данным Всемирного совета по энергетике, планируется рост общемировой добычи угля с 3,8 млрд. тонн в 1997 году до 5,3 млрд. тонн в 2010 году. Украина, форсирующая закрытие своих угольных шахт без ввода в строй компенсирующих мощностей по добыче угля на фоне общемировой тенденции пока выглядит белой вороной. Выход один - не теряя времени, как можно скорее засучить рукава и взяться за всемерное развитие угольной промышленности и отраслей по комплексной переработке угля в другие виды горючего и ценного химического сырья.