«Поздравляю вас!» - буквально выдохнул в сессионный зал депутат Балашов в заключение своей прочувствованной трехминутной речи о пользе налоговой «десятины» и великом счастье быть народным избранником в той стране, которую оная десятина облагодетельствует. «Поздравляю вас...» После обсуждения во вторник в Верховной Раде Украины концепций Налогового кодекса эту фразу, приправив ее горькой иронией, хотелось переадресовать всем жителям городов и весей: бухгалтерам и директорам, предпринимателям и налоговым инспекторам, вплоть до бабушек, торгующих на базарах укропом и редиской. Если так дальше пойдет, не будет даже редиски - уйдет в тень.
Чудище обло,
озорно…
На сегодняшний день в нашем отечестве имеются, по крайней мере, четыре концепции реформирования системы налогообложения: одна кабминовская и три депутатские - Юлии Тимошенко, Натальи Витренко и Инны Богословской. Если говорить в общих чертах (а что проку вникать в подробности при столь буйном плюрализме), Минфин, ведающий нынче в правительстве налоговой стратегией, предлагает как бы не испытывать судьбу и идти путем сокращения количества уже существующих налоговых платежей и сборов (с 33 до 23) и ограничения общего уровня изъятия 30 процентами к ВВП. Вдобавок на Дне правительства в парламенте, который был также посвящен налоговым проблемам, министр финансов И.Митюков публично посокрушался по поводу немереного количества льгот, раздаваемых депутатами (цитирую по тексту агентства «Интерфакс-Украина»): «Всего в минувшем году принято 16 законов, которыми были предоставлены налоговые льготы, что привело к сокращению налоговых поступлений примерно на 4,7 млрд. грн.». Но не все так плохо, как любят повторять на первом канале УТ. Ибо во сколько обойдется бюджету, скажем, свежайшее постановление нашего принципиального Кабинета министров - от 14 апреля 1999 года, разрешающее льготы «отдельно определенным» субъектам внешнеэкономической деятельности, мы можем только догадываться. Пока этим вопросом в конце концов не займется Счетная палата.
Льготы - один из самых острых и самых трудноразрешимых в нашей державе вопросов. О них, если припоминаете, окончательно разбились надежды авторов пакета «Экономический рост-97». Разбились в ситуации значительно лучшей, нежели нынешняя, если учесть дыхание президентских выборов с неизбежной порцией популизма на грани истерии. Может ли в таких условиях быть принято нечто принципиально отличное от реденького сита, но с громким названием «Налоговый кодекс»? Следует ли сейчас на это тратить время и утверждать, что на этой основе будет принят бюджет-2000? Может, и следует, считают депутаты.
Взгляды Ю.Тимошенко и И.Богословской в части реформирования налоговой системы оказались близки в том смысле, что предложенные ими концепции предлагают радикальную перекройку и перестройку существующего порядка и, если хотите, переворот в бухгалтерских умах. Речь идет о полном отказе от налога на прибыль и, в особенности, от НДС, применяемого, как подчеркивали оба автора, в развитых странах во избежание кризиса перепроизводства. Взамен предлагается налог с реализации (диапазон ставок - от 5 до 9% у Юлии Владимировны до 0-5% у Инны Германовны). Кстати, резко выступила против НДС и прогрессивная социалистка Н.Витренко, назвавшая этот налог «извращением». Правда, заодно она и против акцизов. Наталья Михайловна настаивает на резком увеличении ставки налога на прибыль, чтобы сделать его основным: 45% - для материального производства, 60% - для банков, посреднической сферы, аукционных торгов и 80% - для лотерей, казино и игорного бизнеса.
А теперь представьте на минутку, что получится, если не в анекдоте, а при подготовке кодекса «скрестить ужа и ежа». Если все эти предложения соединить - и десятину Балашова, и налог с реализации Тимошенко-Богословской, и витренковский 45-процентный налог с прибыли. Господа, вы уже пакуете чемоданы и оформляете выезд на ПМЖ? Напрасно. Ведь предложение - подготовить проект Налогового кодекса с учетом всех мнений - вырвалось из уст лидера коммунистической фракции П.Симоненко, вероятнее всего, по партийной привычке. Можно почти не сомневаться, что проголосованное в итоге поручение «правительству совместно с парламентскими комитетами» провести экспертизу всех налоговых концепций и подготовить на их основе Налоговый кодекс означает лишь одно: 1 июня (хотя, конечно же, вряд ли это действительно произойдет 1-го) правительство внесет в парламент некий плод совместной селекции… с хорошо знакомыми чертами налога на прибыль и НДС. Нечто похожее на «метр колючей проволоки» или, если угодно, «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» - почти по Василию Кирилловичу Тредиаковскому - появится попозже, по мере прохождения проекта в ВР.
Решать, что лучше - НДС плюс прибыль или все же налог на реализацию, все равно придется. Правда, для развитой демократии с нормально функционирующими властными институтами абсолютно невозможно, чтобы точку в столь специфическом споре ставили путем обычного депутатского голосования. У нас все к тому идет…
Реформы,
в которых не будет победителя
Прошлое мы изменить не в силах, поэтому поговорим о будущем. Итак...
В начале лета приятно рассуждать о приостановке спада ВВП и подписывать экономические указы. Нынче с приостановкой может и не сложиться, но указы будут, это как пить дать. Аккурат 28 июня истекают три года, отпущенные Президенту «Переходными положениями» Конституции на регулирование экономических вопросов, не урегулированных законодательно, и под занавес он наверняка воспользуется возможностью явить электорату свою решимость, великодушие, широту экономических взглядов и прочие качества. Ой, что будет...
Очень хочется верить, что Леонид Данилович наконец возьмет да и запретит картотеку № 2. Возможно - подпишет указ о развитии жилищного строительства. Как для наиболее заинтересованных, так и для наименее «продвинутых» избирателей потребуется, естественно, что-то приватизационное (например, указ относительно «Укртелекома»), региональное (пара-тройка новых свободных экономических зон?) и отраслевое. Отраслевое - обязательно! Заметили, как после прошлогоднего указа о стимулировании производства отечественных телевизоров данная отрасль начала процветать и вообще вегетировать? Не заметили? Ну какой же вы, право, темный...
Для пущего эффекта указов потребуется побольше прошлогоднего, однако это, к сожалению, именно тот неприятный случай, когда количество вряд ли перейдет в качество. Во-первых, исполнительная власть, активно продуцирующая и проталкивающая соответствующие проекты, крайне неоднородна и по своим взглядам, и по бизнес-пристрастиям, а следовательно, неспособна к проведению хотя бы внутренне не противоречивой экономической политики. Во-вторых, административная реформа, на которую возлагалось столько надежд, уже иссякает - говорят, и некоторые сокращенные помощники премьера в Кабмин потянулись. Единственная, да и то сомнительная, радость - будет депутатам занятие до самих выборов: экономические указы читать, разбирать и в большинстве, как свидетельствует прошлогодний опыт, отклонять. Но ведь только на этой неделе «во втором чтении» закончилась эпопея с гербовым сбором, который был «вброшен» указом Президента от 6 ноября 1998 года и за четыре месяца успел достать до печенок каждого предпринимателя. А сколько начинаний, подобных налоговому залогу, так и повисло в воздухе...
Пока Л.Кучма будет бороться с замшелым и ретроградным парламентом, не понимающим его экономических идей, - глядишь, и президентские выборы состоятся. Может, хоть после них начнем разбираться с экзерсисами наших «мичуринцев» на законодательном поле. А также с экономикой. Если таковая останется...