В некоторых отраслях (например, в торговле игрушками) на декабрь приходится половина всей годовой выручки. Суммы, которые обычно оставляют в магазинах толпы озабоченных поисками новогодних подарков покупателей, сопоставимы с бюджетами не самых бедных стран. Однако… в этом году объемы предпраздничных закупок оказались рекордно низкими.
В Америке сезон предновогодних закупок традиционно стартует в пятницу после Дня Благодарения. Именно с этого дня на витринах всех магазинов появляется информация о предпраздничных скидках, а персонал дружно переквалифицируется в подручных Санта-Клауса. В этом году новогодний марафон проходил не только в исключительно сложных экономических условиях, но и в более напряженном ритме. Ведь последний четверг ноября, в который и отмечается День Благодарения, ныне выпал на 27 число, тем самым сократив период праздничной торговли по сравнению с прошлым годом на целых шесть дней.
Конечно, эту неприятность еще можно было бы как-то пережить, тем более что усилия на завлечение покупателей в магазины были приложены поистине героические. И вот тут-то и выявилась очередная проблема. Завлечь-то покупателей удалось, о чем красноречиво свидетельствует статистика возросшей посещаемости магазинов. А вот заставить их раскошелиться…
Конечно, СМИ достаточно агрессивно уверяли общественность в необходимости приобретения всевозможных «фенечек» из рубиновых или сапфировых бисеринок или мобильного телефона с платиновым корпусом, сапфировым дисплеем и кнопками с 18 различными драгоценными камнями стоимостью в 20 тыс. долларов. Однако особого эффекта это не возымело. Даже дети — по крайней мере на Западе, как утверждают маркетологи, — куклами Барби и конструкторами «Лего» уже объелись и теперь мечтают о тряпичных куклах и деревянных машинках. А подобные приобретения вряд ли смогут стать средством реанимации загибающейся экономики.
В результате, по предварительным оценкам, нынешние рождественские распродажи стали самыми обескураживающими за последние 70 лет и пятыми в ряду последовательного сокращения роста их объемов. И это несмотря на опять же рекордные скидки. По оценкам независимого аналитика Джона Морриса, они предлагались на половину всего имеющегося в торговой сети ассортимента и достигали 25—40 процентов. А некоторые компании вообще вели себя так, как будто оказались на грани банкротства и ведут остаточные распродажи. Ни о какой прибыли в этом случае, естественно, речи и быть не могло, зато своих покупателей они все же при себе удержали. А в некоторых случаях даже привлекли новых.
Единственным лучом света в этом царстве разочарования стал рост объема виртуальных продаж, которые имеют свои интернациональные особенности. Как показывают исследования, три четверти он-лайновых покупок производится из офисов. Во-первых, рабочие места обычно имеют более быструю связь, а во-вторых, в домашних условиях сделать заказ и при этом избежать недвусмысленного сопения за своей спиной детей и супруга гораздо сложнее. При этом резкий рост массовости виртуальных закупок рождественских подарков в нынешнем сезоне отмечался не только в Европе, которая День Благодарения не отмечает, но и в азиатских странах, где не так давно не праздновали и само Рождество. Тем не менее рост объема виртуальной торговли в последнем квартале года в ЕС, по прогнозам, должен был составить 100 процентов по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года, а в Гонконге — и вовсе зашкалить за 160.
Всего в Европе на закупки рождественских подарков в Интернете предполагалось потратить 8 млрд. евро, а за год объем виртуальной торговли должен был составить 30 млрд.
И все же пока виртуальная торговля составляет лишь единичные проценты от общих объемов продаж. Правда, эта ситуация меняется буквально на глазах. По данным специальных исследований, первая виртуальная покупка (чаще всего компакт-диска или книги) производится в среднем через 18 месяцев после первого подключения к Интернету. Сейчас на долю новичков приходится 70% всех покупок. Кроме того, в розничной торговле в 80% случаев покупателями являются женщины. А в Интернете на их долю приходится лишь 65% покупок. Так что пространства для роста остается еще очень много, и в следующем году основной акцент, вполне возможно, будет сделан именно на виртуальную торговлю.