В ноябре прошлого года, вспоминает корреспондент «Вашингтон пост» Джон Минц, на военном аэродроме Эндрюс под Вашингтоном состоялась церемония, на которой замминистра торговли США Дэвид Баррэм вдохновенно говорил об «историческом партнерстве между российскими и американскими самолетостроительными компаниями». Источником вдохновения для Баррэма были планы администрации Клинтона ссудить России миллиард долларов на строительство нового пассажирского авиалайнера ИЛ-96М.
Как замечает сейчас Минц, «историческое партнерство вошло в тот же день в пике и с тех пор из него не выходит». До американской корпорации «Боинг» дошло, что ее родное американское правительство собирается финансировать строительство самолетов, которые в один прекрасный день смогут конкурировать с ее авиалайнерами. С тех пор «Боинг», чья штаб-квартира находится в Сиэтле (штат Вашингтон), всеми силами пытается торпедировать сделку.
Сил у «Боинга» немало, но его соперницей в этой тяжбе является не какая-нибудь компания в весе мухи, а гигант американской аэрокосмической промышленности корпорация «Юнайтед текнолоджис», желающая строить двигатели для ИЛ-96М. Эта битва титанов расколола примерно посередине администрацию Клинтона: главный торговый представитель США Мики Кантор и ряд руководителей министерства труда солидаризируются с «Боингом», тогда как на стороне «Юнайтед текнолоджис» выступают Госдепартамент и министерство торговли, которое при Клинтоне в известной степени определяет американскую внешнюю политику. Они доказывают, что если сейчас отказать России в этих кредитах, то получится ущерб для ее рыночных реформ, а ее лидеры не на шутку обидятся.
В 1994 году Экспортно-импортный банк США предложил дать России заем в миллиард долларов на строительство 300-местных ИЛ-96М, которые будут конкурировать с «Боингами-767» и авиалайнерами МД-II корпорации «Макдоннел-Дуглас», но стоить как минимум на 20 проц. дешевле, чем эти американские машины. Займы банка предназначены для того, чтобы споспешествовать американскому экспорту, в данном случае двигателей, которые производит дочернее предприятие «Юнайтед текнолоджис», и электроники американской корпорации «Роквелл интернешенел». Эксперты говорят, что, отказав Москве в этом займе, Белый дом может подписать смертный приговор ИЛ-96М.
Администрация Клинтона с самого начала держала курс на помощь российской экономике, опасаясь, что ее крах может привести к хаосу или фашизму. «Юнайтед текнолоджис», чье дочернее предприятие «Прэтт энд Уитни» должно изготовить 80 двигателей для ИЛ-96М, очень надеется, что вице-президент США Альберт Гор объявит о предоставлении России этого займа 28 июня, во время намеченной встречи с Черномырдиным. Что до руководства «Боинга», то, как замечает Минц в «Вашингтон пост», это будет для него «ударом кинжала в самое сердце». Оно опасается, что финансовая поддержка Белого дома позволит России пойти по пути европейцев, которые создали с помощью правительственных денег консорциум и сделали авиалайнер «Эрбас», теперь вовсю конкурирующий с «Боингами».
Учитывая, что российские рабочие получают по сравнению с американскими ничтожно мало, «Боинг» боится, что Москва сможет производить достаточно дешевые самолеты, чтобы они нашли спрос в «третьем мире», например, в Индии или Китае. До сих пор большинство российских авиалайнеров были сделаны плохо (ресурс их двигателей, например, в среднем составляет одну десятую американского), однако установка двигателей «Прэтт энд Уитни» и современной электроники сделает ИЛ-96М дешевым конкурентом «Боингу-767».
«Боинг» пугает Белый дом тем, что если заем будет утвержден, то корпорации, возможно, придется изготовлять свою продукцию частично в той же России, чтобы сэкономить деньги и облегчить себе выход на российский рынок. Это будет означать, что «Боинг» сможет нанять меньше рабочих в самой Америке. Такие аргументы обычно сильно влияют на Белый дом.
«Мы что, не можем найти способ помочь России без того, чтобы ставить под угрозу высокотехнологические экспортные отрасли, в которых США занимают сильные позиции? — спрашивает Лоуренс Кларксон, один из вице-президентов «Боинга». — Как прикажете объяснять все это рабочим «Боинга» в Вичите и Сиэтле?». Корпорация также тревожится, что, выдав заем России, Экспортно-импортный банк в один прекрасный день сподобится и на кредиты «Эрбасу» для закупки американских двигателей и деталей. «Юнайтед текнолоджис» отмечает в этой связи, что «Боинг» сам получал кредиты банка, с помощью которых он экспортировал в последние годы примерно треть своих самолетов. На многих из них стояли двигатели европейских фирм, таких, как «Роллс-Ройс».
«Юнайтед текнолоджис» совсем не хочет воевать с «Боингом», поскольку он является одним из крупнейших покупателей ее двигателей. «Для нас это крайне щекотливый вопрос, — поведал «Вашингтон пост» один из руководителей «Юнайтед текнолоджис». — Мы совсем не хотим выводить «Боинг» из себя». У этой корпорации есть в Конгрессе весьма влиятельный союзник в лице коннектикутского сенатора-демократа Кристофера Додда, личный друг Клинтона и один из руководителей своей партии.
У «Боинга» тоже хватает заступников в вашингтонских верхах. Национальный совет по экономике, который будет решать судьбу займа, возглавляет Лора Д’Андреа Тайсон, которая прежде была профессором экономики в Калифорнии и давала в Конгрессе показания в пользу «Боинга», когда он боролся с «Эрбасом». «Боинг» также мобилизовал всех своих лоббистов и их коллег, представляющих «Макдоннел-Дуглас», и с ноябрьской церемонии на авиабазе Эндрюс они обрабатывают конгрессменов из штатов Вашингтон и Калифорния с тем, чтобы те агитировали администрацию против займа России.
Обе корпорации также задействовали своих калифорнийских субподрядчиков, которые тоже обрабатывают конгрессменов, чтобы те агитировали администрацию. Это называется «играть калифорнийской картой»: всем отлично известно, что без Калифорнии Клинтону не переизбраться в будущем году на второй срок.
«Юнайтед текнолоджис» пугает, что если Россия не получит этого займа, она купит двигатели у «Роллс-Ройса», а электронику у французов. Но любители биться об заклад ставят больше на «Боинг».