Личная цель оправдывает чужие средства.
Закон Мэрфи
Лозунгом «Все на организованный рынок» Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) ознаменовала очередной этап совершенствования экономического бытия. В канун нового года ею было принято решение №215 «Об определении инвестиционно привлекательных предприятий, сделки с ценными бумагами которых с 1 апреля 1999 г. будут проводиться только через организаторов торговли». Сей шедевр нормотворчества фактически является началом конца свободной торговли ценными бумагами самых привлекательных предприятий Украины. Тогда как собственники предприятий захудалых могут не волноваться - в поле зрения Госкомиссии они не попали.
Тотальный контроль или слежка?
Согласно документу, операции с ценными бумагами инвестиционно привлекательных объектов могут осуществляться только через организаторов торговли, зарегистрированных ГКЦБФР - фондовые биржи и торговые системы. Сейчас в Украине действует пять фондовых бирж (УФБ, УМВБ, КМФБ, ПФБ и ДФБ) и одна Внебиржевая фондовая торговая система (ПФТС). Таким образом, достигается полный контроль за движением акционерного капитала на «нужных» предприятиях. Разумеется, под лозунгом усовершенствования механизма функционирования фондового рынка.
Причем желание комиссии усовершенствовать сей механизм было настолько жгучим, что новый порядок поспешили ввести в действие, невзирая на сопротивление парламента. И хотя депутаты обращались в комиссию с требованием привести решение в соответствие с действующим законодательством, существенных результатов они не добились. Единственное, в чем ГКЦБФР уступила, так это в продлении срока торговли «в неположенных местах»: сначала загнать акции лучших эмитентов на биржи и ПФТС собирались с 1 января.
Депутаты в долгу не остались: в феврале парламент намерен рассмотреть законопроект об ограничении полномочий ГКЦБФР. «Мы будем бороться не с бумагами, которые комиссия штампует буквально на глазах, а с ее идеологическим подходом, - объяснил позицию коллег депутат Денис Костржевский. - Если комиссия злоупотребляет своим положением, вмешиваясь в деятельность участников рынка, стоит дополнительно разъяснить ее полномочия».
Если хуже некуда, будет еще хуже...
Презентуя деловым кругам свое детище, «крестные отцы» решения №215 настаивали на том, что в результате перехода к организованной торговле выиграют все - акционеры, эмитенты, непосредственно труженики фондового рынка. Безусловно, кое-кто действительно выиграет. К примеру, биржи и ПФТС, получившие эксклюзивное право на торговлю акциями самых лучших предприятий страны. Непонимание «благих намерений» со стороны оказавшихся, по сути, в пасынках финпосредников и эмитентов списывается на «издержки психологии».
Указанные группы общественности действительно не проявляют должного энтузиазма. И хотя, по меткому выражению сотрудника компании «Альфа-Капитал», «это еще не самое страшное, что могла придумать ГКЦБФР», большинство торговцев не разделяют оптимизма коллеги. Они утверждают, что, отстаивая идею единой биржевой системы, комиссия заживо хоронит вторичный рынок ценных бумаг и только усугубит кризис фондового рынка: сократятся объемы операций, снизится их ликвидность, появятся искусственные рогатки на пути концентрации акционерного капитала в руках крупного инвестора, пострадают права мелких акционеров (с 1 апреля распоряжаться по своему усмотрению акциями станет не только обременительно, но в некоторых случаях и противозаконно). «Выиграет от своих действий прежде всего сама комиссия. Она получит больше данных для контроля, рынок станет более прозрачным прежде всего для нее самой, - комментирует решение ГКЦБФР вице-президент компании GPI Людмила Жураховская. - Однако перекрывая кислород вторичному рынку (а это сейчас, по сути, олицетворение всего украинского фондового рынка), Госкомиссия рубит сук, на котором сидит».
По мнению главы подкомитета ВР по вопросам хозяйственного законодательства Сергея Москвина, решение комиссии в условиях неразвитой инфраструктуры фондового рынка преждевременно. Как признают в самой комиссии, сейчас подавляющее большинство сделок заключается на вторичном рынке ценных бумаг. Причина проста - организационно оформленный рынок в Украине не настолько развит, чтобы можно было полностью забыть о рынке вторичном.
Вышеназванное решение ГКЦБФР ущемляет права не только финпосредников, но и эмитентов: необходимость прохождения листинга, т.е. внесения ценных бумаг в список тех, которые котируются на данной бирже, значительно замедлит процедуру перехода прав собственности. Если в цивилизованных странах для внесения изменений в реестр акционеров необходимо несколько часов, в Украине этот процесс занимает (в лучшем случае) две-три недели. Оформление сделки через биржу займет еще неделю. Кроме того, комиссия собирается взимать с эмитентов дополнительные сборы: новый выпуск ценных бумаг будет регистрироваться ею только при условии подписания эмитентом договора о поддержке листинга с определенными организаторами торговли. Как признался председатель ГКЦБФР Олег Мозговой, «идеологию эмитентов, которые не готовы платить дополнительные средства для листинга на бирже, сломать трудно», но, очевидно, трудности комиссию не пугают. Судя по всему, комиссия полна решимости и дальше отстаивать идею всемерной поддержки бирж и ПФТС, деликатно именуя свои действия «приближением рынка к мировым стандартам».
Запрещено все,
что не запрещено
Дело дошло до попытки запретить акционерам то, что до сих пор действующим законодательством не запрещалось. Описываемому декабрьскому решению комиссии №215 предшествовало по сути аналогичное решение №100-1 от 31 июля 1998 года «Об обеспечении заключения сделок по покупке-продаже ценных бумаг инвестиционно привлекательных предприятий только на организационно оформленном рынке». Последний документ являлся образцом прихотливости чиновничьей логики, настолько его творцы преуспели в создании искусственных помех на пути заключения договоров. Нормативный акт предписывал заключать на биржах и ПФТС все сделки с ценными бумагами инвестиционно привлекательных предприятий. Хотя, согласно действующему законодательству, те же договора дарения, залога, обмена и т.п. на биржах заключать нельзя.
«Комиссия, в принудительном порядке обязав финпосредников и собственников ценных бумаг инвестиционно привлекательных предприятий заключать сделки только на организованном рынке, нарушает Конституцию, законы «О собственности», «О хозяйственных обществах» и «Об инвестиционной деятельности», - считает Денис Костржевский. Но, несмотря на явное противоречие с законом, решение ГКЦБФР №100-1 «Об обеспечении заключения сделок…» успешно прошло регистрацию в Минюсте. Решать, что явилось причиной подобных проколов, в журналистскую компетенцию не входит. Просто удивляет, что в комиссии и Минюсте допустили подобную оплошность.
Держи
карман шире
Прелести нормотворчества ГКЦБФР для физических лиц недооценить тяжело. Итак, жил-был собственник ста акций, скажем, ОАО «Днепрошина»(мелкие собственники там еще не перевелись). Захотелось ему подправить свое благосостояние, и решил он продать честно заработанные акции. Благо такое право - свободно распоряжаться своим имуществом - гарантирует ему Конституция (ст. 41). Раньше он мог это сделать безболезненно для своего кармана, не прибегая ни к чьим услугам: финпосредники сами охотились за такими желающими, приезжали к ним буквально на дом (или к проходной предприятия), брали на себя оплату услуг нотариуса.
Теперь об этом придется забыть: решение комиссии воздвигает непробиваемую стену между гражданами-акционерами и фондовым рынком. Мало того что продажа акции обойдется в копеечку (поход на организованный рынок, поиск покупателя-участника организованного рынка, комиссионные), вдобавок это станет трудно реализуемым. Поскольку ликвидность подобных операций для финпосредников резко упадет (в новых условиях при торговле на бирже мельчайшими пакетами издержки будут превышать прибыль), сократится число операторов, работающих с населением. Плюс ко всему ГКЦБФР упустила из виду правомерность заключения сделок с акциями инвестиционно привлекательных предприятий между физлицами.
Так что «луч света в темном царстве» (а по заявлению руководства ГКЦБФР, решения №100-1 и №215 призваны сделать отечественный рынок прозрачным и открытым) только отлучает от фондового рынка мелкого собственника, купившего акции инвестиционно привлекательных предприятий в ходе «бумажной» приватизации. Со вступлением в силу решения комиссии №215 свободная торговля акциями для таких собственников окажется вне закона.
Общее настроение высказал вице-президент компании KINTO Анатолий Федоренко: «Давайте торговать солидным товаром на солидном рынке, а не подсматривать за рынком мелких операций. А при таком повороте событий мы еще надолго останемся индустриальным колхозом с распыленной собственностью и унылыми перспективами».