До недавнего времени даже специалисты могли не так уж и много сказать о новозеландской экономике. В основном то, что с начала 1980-х она считалась одной из самых закрытых и зарегулированных в мире. Ветер перемен повеял в стране после победы на выборах 1999 года партии лейбористов, которым удалось сформировать достаточно дееспособное коалиционное правительство. Настолько дееспособное, что за два неполных года оно сумело открыть отечественную экономику для мира. И теперь вместе с рядовыми новозеландцами, а также с выдающимися умами из международных финансовых организаций пытается определить, действительно ли столь резкая перемена курса пошла всей стране на пользу.
С одной стороны, резкое снижение безработицы, уровень которой сейчас приближается к рекордно низким показателям конца 1980-х, является одним из самых впечатляющих доказательств успешности экономической политики правительства. Растет индекс доверия как покупателей, так и предпринимателей, а темпы роста экспорта соперничают с темпами увеличения количества туристов, стремящихся насладиться прелестями незагрязненной природы, вкусной и здоровой пищей, изумительным местным вином. Да и почти 6 процентов прироста ВВП за квартал говорят сами за себя.
Тем не менее въедливые аналитики не могут отказать себе в удовольствии выразить определенные сомнения относительно безоблачного будущего Новой Зеландии. Самым негативным образом на ее состоянии скажется торможение американской экономики, а также сопряженные с ним проблемы в Азии и Австралии — именно на эти три рынка приходится львиная доля новозеландского экспорта. Зарубежные эксперты уже поспешили снизить свои прогнозы для Новой Зеландии до 2,9 и 3 процентов на нынешний и наступающий годы соответственно. А для решившейся на достаточно рискованное маневрирование страны этого совсем не достаточно.
Небольшая численность населения (всего лишь 3,8 миллиона человек), слабая диверсификация экономики (развиты в основном сельское хозяйство и легкая промышленность), низкий уровень накоплений, географическая удаленность от основных рынков Азии, Северной Америки и Европы — все эти факторы, затрудняющие ускоренное развитие национальной экономики, были известны давно. И проведение необходимых реформ они явно не облегчали. Тем не менее состояние новозеландской экономики к концу 1990-х было настолько плачевным, что дальше процесс реформирования откладывать было некуда.
С 1984 года, когда очередным лейбористским правительством была предпринята предпоследняя попытка устранить протекционизм и повсеместный государственный контроль, скорость ежегодного прироста ВВП не превышала одного процента в год. К слову сказать, в тот непродолжительный период, когда реформы лейбористов вступили в силу, прирост ВВП сразу же достиг 1,5 процента в год. Но откат не заставил себя ждать, и все вернулось на свои места. Тем не менее уже с 1992 года в стране начали предприниматься некоторые попытки дерегуляции экономики, и с уровня прироста ВВП в полпроцента экономика сразу перескочила на заоблачные три процента.
Меры, предпринятые правительством в 1999 году, заключались в форсировании темпов приватизации, обеспечении условий для возникновения частной конкуренции, повышении предпринимательской уверенности наряду с повышением подоходного налога с 33 процентов до 39, ренационализации страховой системы (особенно в отношении травматизма на рабочем месте), делегировании профсоюзам больших полномочий в урегулировании споров по поводу зарплаты. В результате приток иностранных инвестиций в страну вырос с 9,7 миллиарда долларов в 1989 году до 64 миллиардов в 2000-м.
Большая часть финансового сектора, предприятий лесной промышленности, энергетики, телекоммуникаций и СМИ перешли в руки иностранных владельцев. Это в свою очередь (по крайней мере, по мнению самих новозеландцев) привело к значительному повышению стоимости услуг и последовавшему за этим катастрофическому расслоению общества на бедных и богатых. А правительство больше всего беспокоит тот факт, что экономика Новой Зеландии постепенно приобретает все черты «экономики филиалов».
Сильную озабоченность вызывает и еще одна новоприобретенная тенденция: если в 1996 году в страну предпочитали иммигрировать (приблизительно 30 тысяч человек в год), то в прошлом году направленность человеческого потока поменялась на противоположную, и из страны выехало восемь тысяч. В основном способных молодых людей, которые отправились на поиски лучшего будущего в Австралию и более отдаленные страны.
Судя по последним высказываниям Хелен Кларк, премьер-министра Новой Зеландии, правительство само отдает себе отчет в некоторой поспешности своих реформ. «Экстремальный» характер реформирования национальной экономики оказался, по ее словам, запредельным даже по стандартам западного мира. А в цели Новой Зеландии вовсе не входит «догнать и перегнать», ей важно хотя бы «остаться в струе» индустриально развитого мира.
Именно поэтому сейчас в стране наблюдается некоторый откат в процессах реформирования экономики. В частности, недавно правительство объявило о своей «политической поддержке» идеи создания «народного банка», который будет предоставлять свои услуги населению по ценам, значительно более низким по сравнению с четырьмя крупнейшими банками страны, уже перешедшими в руки иностранных владельцев. Кроме того, разрабатывается комплексная программа по предотвращению «оттока мозгов» из страны, повышению накопительной способности граждан и развитию самых передовых технологий.
Правда, г-жа Кларк подчеркивает, что все это делается крайне осторожно, для того, чтобы не потерять доверие как национальных, так и иностранных предпринимателей. «Бизнесмены уже увидели, что с этим правительством можно иметь дело», — утверждает консультант по вопросам новозеландской экономики Колин Джеймс. И правительство не жалеет сил для того, чтобы поддержать в них оптимизм.