Возможность убедиться в том, что «богатые тоже плачут», в свое время надолго приковала к телеэкранам благодарных зрителей молниеносно нищавшего Советского Союза. Как ни странно, но эта же проблема, пусть и с некоторыми вариациями, занимает и специалистов, изучающих непрерывно богатеющий «дикий Запад».
Как известно, за последние полвека доход среднего американца, даже с учетом инфляции, удвоился. А процент тех, кто по требованию докучливых социологов соглашается отнести себя к группе «счастливых», остался неизменным и составляет все ту же треть населения. Аналогичная картина наблюдается и в Великобритании, и в Японии. Хотя и там, и там опрашиваемые взахлеб перечисляют многочисленные новшества, появившиеся в течение последних десятилетий с единственной целью — сделать более счастливыми как их потребителей, так и производителей. В этом контексте упоминается и разнообразная навороченная бытовая техника, и «Виагра», и возможность путешествовать по всему миру после выхода на пенсию.
Ричард Лайард, профессор Лондонской школы экономики, значительную часть своей жизни посвятил объяснению этого парадокса. Начинал он с констатации достаточно очевидных фактов: для того чтобы ощутить себя счастливым, необходимо обзавестись преданными друзьями, любящей семьей, любимым делом. Казалось бы, никаких намеков на материальный статус. Однако кому, как не сэру Лайарду, по совместительству лорду, знать, сколь обманчива простота этой формулы. Ведь он принадлежит к той приобретающей все большее влияние группе экономистов, которые предпочитают принимать в расчет не столько слова людей, сколько их поступки.
Сколько бы вы ни утверждали, что главное в вашей жизни — это общение со своими детьми, зашкаливающая за 90 часов продолжительность вашей рабочей недели говорит сама за себя. Психологи и социологи уже имеют опыт обработки подобных результатов, а экономистам еще только предстоит его освоить. Хотя лорду Лайарду все же удалось сформулировать свой вопрос таким образом, что ответ на него мало кому покажется двусмысленным: большинство студентов Гарвардского университета предпочли ограничиться зарплатой в 50 тыс. долл. в год при условии, что их однокурсники получат 25 тыс., и отказались получать 100 тыс. долл. в год при том, что остальные будут получать вдвое больше.
Основной вывод Лайарда заключается в том, что ощущение счастья начинается не с удовлетворения определенных потребностей (естественно, за исключением жизненно важных), а с приобщения к «крысиным бегам», на которые нас обрекает современное общество. Чем больше получаете вы, тем на большее несчастье вы обрекаете своих окружающих. При этом найти выход из сложившейся ситуации элементарно просто: нужно обложить налогом весь тот сверхдоход, который и стимулирует корпоративную ярмарку тщеславия.