И пусть это никого не удивляет. Ведь именно во Львове есть удивительный завод, где на протяжении всего календарного года делают десятки тысяч замечательных елочных игрушек. Отсюда они разъезжаются по всему миру. Это и шары самых разных объемов и неописуемо красивых расцветок, в том числе со сказочными героями, пейзажами украинской природы, традиционными дедами морозами, снегурочками, снеговиками, но выполненные нетрадиционно, а с хорошим вкусом и хорошим дизайном, разнообразные формовые фигурки и многое другое. Словом, каждая игрушка Львовского стеклозеркального завода - это без преувеличения произведение искусства.
Сегодня, менее чем через четыре года после выхода на международный рынок, львовское предприятие - четвертый по ассортименту, качеству, дизайну производитель елочных игрушек в мире - после Германии и двух польских фирм. Когда «эпопея» на заводе только начиналась, законодателями моды в этом бизнесе были поляки и чехи. Ныне основную конкуренцию львовянам составляют китайцы со своей дешевой продукцией. Но их качество ни в какое сравнение со львовским не идет.
Не кажется ли такой головокружительный успех действительно похожим на сказку? Ведь в жизни так не бывает. С этим нельзя не согласиться, но...
Худшее предприятие
на Львовщине выставили на аукцион
Летом 1993 года на один из аукционов по приватизации был выставлен Львовский стеклозеркальный завод - предприятие нестабильное, сезонное (на нем изготовляли зеркала и к новогодним праздникам елочные украшения), заброшенное, убыточное и бесперспективное. В то время на нем числилось 280 рабочих. В результате торгов завод в полную собственность приобрела фирма «Галимпекс». Согласно бизнес-плану, она в течение трех лет должна была сохранить профиль предприятия и, если и сокращать численность работников, то не более чем на 8 процентов.
Новые собственники со всеми условиями согласились и начали работать - и по выпуску зеркал, и по производству елочных игрушек.
...Помню, на предновогодней выставке в декабре 1993 года в экспозиции предприятия впервые увидела очень красивые елочные игрушки - большие, легкие, яркие, удивительно изящно расписанные. Они абсолютно не напоминали наши бывшие «совдеповские». «Польские?» - спросила у работников завода. «Нет, наши, львовские...» Это был, по сути, первый «выход в свет».
Правда, поначалу не все так гладко складывалось. Поэтому спустя три года директорское место на заводе занял председатель правления ассоциации «Галимпекс», кандидат экономических наук Богдан Дацко. Вот тогда все и началось по-настоящему.
За львовскими елочными игрушками «очередь» занимают на год вперед
Чтобы поднять «распластанное», одно из наистарейших профильных предприятий отрасли, нужны были деньги, и немалые. «Галимпекс» к подобному шагу готовился. До этого работники фирмы восемь лет активно «двигали бизнес» в Китае, возили в далекую страну аккумуляторы и другую автомобильную технику, а оттуда - минеральные удобрения. Только в Китае Богдан Дацко был 37 раз, а еще в Японии, Таиланде, на Тайвани, словом, объездил весь Индокитай, побывал и на Западе - в Европе и Америке. Так что имел представление не только о торговле, но и о многом другом. А когда на фирме в результате такого каторжного труда появились деньги, купили завод во Львове и организовали еще несколько других производств.
- Кредиты мы никогда не брали, инвестициями не пользовались, с первого дня все делаем за свой счет и своими руками, - говорит Богдан Яковлевич. - По сравнению с первоначальной ценой завода на аукционе в развитие предприятия вложено средств в десятки раз больше, а точнее - в 24 раза. Меняли оборудование, не только технологические линии, но саму технологию производства игрушек и зеркал. Покупали все необходимое в Польше, Чехии, многое разрабатывали сами. А теперь поляки уже у нас кое-что просят. Дважды меняли технологии, работая, например, с серебром. В первый раз, когда переходили с алюминия на серебро, а потом, когда заменяли польское серебро чешским. И так на каждом шагу. Завод полностью компьютеризирован, провели ремонт в цехах и административном здании. Во всех подразделениях, на территории, складах установлены видеосистемы, люди к этому уже привыкли, а мы видим, что, где и как происходит. Организовали даже свое небольшое литейное производство, без этого нам не обойтись. Дважды в неделю «раскочегариваем» литейку и выливаем формы. Нам этого пока хватает.
Сейчас практически все, что нужно для производства игрушек, закупается за рубежом, даже стеклянная трубка. Львовяне имеют партнеров в Польше, Чехии, Финляндии, России. Краски покупают только в Германии. Украинские производители пока, к сожалению, не могут создать конкуренцию ни по цене, ни по качеству.
За неполных шесть лет в активе предприятия появилось 2,5 тысячи видов елочных и других стеклянных украшений (в 1993 году их было только 28). Ежегодно заводская коллекция пополняется 150-200 наименованиями только игрушек, вылитых из форм, не говоря уже о шарах. Завод работает ритмично круглый год, и никто уже не вспоминает, что это бизнес - сезонный. По октябрь включительно продукция идет на экспорт, Запад все привык делать не торопясь и загодя. И только в октябре-ноябре возникает отечественный «бум». Еще не закончился нынешний год, а уже практически сформирован портфель экспортных заказов на будущий. Он увеличится по сравнению с нынешним годом в три раза. А вообще на протяжении последних трех лет объемы производства на предприятии также увеличиваются каждый год втрое. Так что проблем со сбытом на Львовском стеклозеркальном нет. Есть проблемы с производством.
В самую бы пору расширяться, да некуда...
Дело в том, что старейшее львовское предприятие расположено почти в самом центре Львова, оно зажато со всех сторон другими строениями и занимает всего 0,63 гектара. Очень мало. Вот отчего болит голова (и сердце) у генерального директора. Нужно, хоть плачь, расширяться, а расширяться не дают, хотя кто только не побывал на этом престижном для области предприятии, включая самого Президента и нынешнего главу правительства. Всем все нравится, каждый подтверждает, что территория завода просто катастрофически маленькая, обещают помочь. Впрочем, как и свои местные власти. Но воз и ныне там... Говорят, кругом жилые дома. Но по соседству уже несколько лет пустует вполне пригодное для заводских нужд здание. Богдан Дацко просил передать его предприятию. Обещали.
- Здание рушится, а нам его не дают, - сетует директор. И машет при этом безнадежно рукой. - Вот поэтому и расширяться не можем, искусственно сдерживаем рост объмов, не можем удовлетворить всех заказчиков, особенно отечественных, которые к каким только уловкам ни прибегают, чтобы получить нашу продукцию, ведь 70 процентов всех объемов мы отправляем на экспорт и только 30 остается на украинском рынке. А ведь наша многолетняя проблема легко разрешима - будь у нас дополнительные площади.
Уже сегодня могли бы принять на работу еще 250 человек, обеспечить их зарплатой, разгрузить наших людей, которые вынуждены трудиться в несколько смен с удлиненным рабочим днем. Мне сложно все это понять...
Работа на износ, напряжение, стрессы сделали свое нехитрое дело. Сердце директора не выдержало. А в результате - три операции на сердце, два инсульта. И все это в течение одного нынешнего года. Пять месяцев Богдан Яковлевич был оторван от работы. Сегодня он снова на предприятии и снова в директорском кресле. Иного для себя уже не видит.
От нечестной конкуренции
не застрахован никто
В области мало найдется предприятий, которые бы стабильно выплачивали людям зарплату и не имели задолженности ни перед бюджетом, ни перед налоговыми органами. Средняя заработная плата на предприятии - 320 гривен. Но большинство работников получают на руки (чистыми!) от 400 до 900 гривен в месяц. Кроме зарплаты, им также ежемесячно начисляются премиальные в размере 60 процентов от заработной платы. Сейчас, перед новогодними праздниками, работы значительно прибавилось. Поэтому график вынуждены были уплотнить, несмотря на то, что приняли и сезонных рабочих. Работа организована в две смены по 12 часов, но за сверхурочные люди хорошо получают, а если выходят на работу в субботу, расчет производится по двойному тарифу, за воскресные дни - по тройному.
Сейчас на предприятии трудится 550 человек. Основные профессии - стеклодувы и художники. Работа здесь в основном ручная, тонкая. Поэтому, наверное, и коллектив на 78 процентов - женский. Многие художницы, например, или стеклодувы не имеют специального образования. И это не обязательно, был бы талант. А таланты здесь ценить умеют. Так что в первые месяцы своего директорства Богдану Дацко не пришлось заниматься увольнениями даже прогнозируемых 8 процентов. Он увидел профессиональный (многие на предприятии проработали по 20-30 лет, есть целые семейные династии), дружный коллектив. Конечно, бывают и досадные случаи, когда людей приходится увольнять не за плохую работу, а за то, что вынесли с завода игрушки, пусть даже несколько. Такие здесь законы.
В первые годы, когда Богдан Дацко и Ирина Бутитер, главный художник предприятия, приезжали на профессиональные выставки в Нюрнберг и Франкфурт или в далекую Атланту, о львовской игрушке там никто ничего не знал. Но, начиная с 1996 года, когда львовяне начали работать на экспорт, наши игрушки оценили по достоинству. Так, сегодня 70 процентов всех экспортных поставок направляются в США, далее в Голландию и Германию, Канаду, Испанию, Францию, Италию. География и уровень развития этих стран говорят сами за себя.
Сегодня Львовский стеклозеркальный ушел далеко вперед. Однако нередко нечестные конкуренты так и норовят «подставить ему ножку». Поступают очень просто: один к одному копируют львовскую игрушку, а потом выдают ее за свою. Вначале львовяне щедро раздавали каталоги с новыми разработками. А на следующей выставке видели уже «результаты» - свои идеи в чужих игрушках. Теперь поумнели, хотя от нечестных людей никто не застрахован.
- Вот, например, в течение трех лет, - рассказывают на предприятии, - киевский предприниматель Олег Король очень активно покупал львовские елочные украшения, нередко выдавая их за импортные. А в этом году открыл свое небольшое производство недалеко от Харькова. Все ничего, если бы возглавляемая им фирма «Корал Трейд» не «эксплуатировала» именно львовскую игрушку. Однако руководитель фирмы в интервью журналистам очень убедительно и красиво рассказывает, как эта удивительная идея пришла ему в голову. Поэтому трудно не согласиться с Богданом Дацко и Ириной Бутитер: конкуренция должна быть честной.
В Лисичанске есть «родной брат»
львовского завода
В родном отечестве конкурентов у Дацко практически нет. Что-то понемногу делают в Теребовле Тернопольской области, на Ивано-Франковщине. Работает сейчас завод и в Лисичанске Луганской области, но это уже - «родной брат» Львовского стеклозеркального. А получилось все так.
Некогда наибольший завод по производству елочных украшений Лисичанский стеклозеркальный в течение девяти лет просто хирел. 700 человек оказались «за бортом». Тогда в 1996 году директор, смелая и энергичная женщина, приехала к Богдану Дацко и попросила его «взять завод». Не долго думая, львовяне дали добро, даже не побывав в Лисичанске. Поверили директору на слово. Сегодня Лисичанск уже наступает на пятки Львову - он освоил отечественный рынок и в этом году впервые успешно вышел со своей продукцией на экспорт. На предприятии работает 140 человек, и перспективы в этом плане хорошие. Отдельными бригадами луганчане приезжают во Львов на 2-4 недели, работают и одновременно стажируются. А львовские специалисты выезжают в Лисичанск, где отлаживают производство, помогают организовать и другие службы. Кроме того, там Дацко (не в пример Львову) пользуется полной поддержкой местных властей.