В 1997 году темпы экономического роста Аргентины достигли 8,6%. Еще в середине 1998-го официальные лица уверенно говорили о вступлении страны в новую эру с ежегодным ростом ВВП на уровне 5-6%. Сейчас, второй раз за два года, Аргентина оказалась в глубоком экономическом спаде и, вероятно, снижение уровня производства в этом году составит 2%. Положение вещей здесь, конечно, лучше, нежели в сраженной девальвацией Бразилии. На фоне очевидных недостатков осуществляемой в соседних странах политики Аргентина, с ее жестко фиксированным уровнем обменного курса валюты, все еще остается хорошим примером для менее успешных новых рынков.
Так в чем же проблема? «Во всем остальном мире» - так можно обобщить ответы официальных лиц. Это чрезвычайно низкий уровень цен на продукты сельского хозяйства Аргентины; экономический спад и девальвация валюты в Бразилии, на которую приходилось треть аргентинского экспорта, включая большую часть произведенных промышленных товаров; резкий рост американского доллара, к валютному курсу которого привязано аргентинское песо. Вдобавок ко всему, дефолт России в августе прошлого года усилил опасения инвесторов по отношению к вновь возникшим рынкам и повысил стоимость внешнего долга Аргентины. Разница между уровнем процентной ставки по ее облигациям и облигациям Федерального резерва выросла с двух процентных пунктов до четырнадцати, но затем снизилась до пяти.
Как известно, в 1991 году Аргентина перешла на режим валютного совета, что ограничило предложение денег объемом резервов в твердой валюте. Это в значительной степени сужает возможности правительства препятствовать влиянию внешних факторов: правительство не может ни провести девальвацию валюты, ни ослабить монетарную политику. Предполагаемое валютным советом преимущество заключалось, помимо низкого уровня инфляции, в том, что угроза девальвации уже не так будет отпугивать инвесторов, вследствие чего они охотнее начнут инвестировать в Аргентину, нежели в страну с плавающим курсом национальной валюты, такую, как, например, Мексика.
Валютный совет в Аргентине достойно противостоял недавним экономическим катаклизмам в мире. В отличие от кризиса 1995 года, в этот раз не произошло никакой утечки капитала. Несмотря на то, что несколько небольших банков обанкротились, реформированная финансовая система, в которой на данный момент большая часть общей суммы депозитов приходится на иностранные банки, отделалась лишь легким испугом. И вновь ожидается увеличение темпов роста ВВП.
Но это еще не конец истории. С момента своего создания в 1991 году режим валютного совета Аргентины не только способствовал преодолению гиперинфляции, но и создал благоприятные условия для экономического роста после двух десятилетий стагнации. Однако в то же время он сделал страну чрезвычайно восприимчивой к влиянию внешних факторов. В январе президент Карлос Менем выступил с предложением к валютному совету сделать шаг вперед и формально принять доллар, который уже составляет около 70% денежного предложения Аргентины.
Исключив риск девальвации, можно, по мнению официальных лиц, снизить расходы Аргентины по обслуживанию долга (по крайней мере, перед страной уже никогда не станет угроза дефолта). Но у этой медали есть и обратная сторона. Во-первых, расходы центрального банка по изъятию из обращения песо «проглотят» $15 млрд. ее резервов. А поскольку эти резервы инвестируются нынче в облигации Федеральной резервной системы, то $750 млн. ежегодной прибыли в виде процентных выплат будут безвозвратно утеряны. Во-вторых, аргентинский центробанк лишится своей сегодняшней (правда, ограниченной) возможности оказывать поддержку местным банкам. Что действительно могло бы удовлетворить Аргентину, так это принятие доллара на основе соглашения с Соединенными Штатами. Если ФРС согласится на распределение процентных выплат (ведь ей уже не надо будет выплачивать проценты по упомянутым выше $15 млрд. облигациям), то Аргентина как бы получит кредит от иностранных банков с целью оказания помощи, в случае необходимости, местным институциональным организациям.
По словам одного из государственных финансистов, идея как таковая довольно привлекательна, однако с ее воплощением могут возникнуть определенные трудности. По его словам, Аргентина провела с официальными лицами Америки «неформальные» переговоры и готовит теперь техническую сторону вопроса. Долларизация - это «долгосрочный проект», который требует не только согласия США, но и согласованности действий со стороны Аргентины. По утверждению представителей ФРС, для этого в ближайшем будущем нет никаких перспектив.
С точки зрения многих экономистов в Буэнос-Айресе, долларизация едва ли способна решить дилеммы, стоящие перед страной. Сторонники валютного совета считают, что именно он способствует проведению экономических реформ, препятствуя девальвации и инфляции, а следовательно, вынуждая правительство снижать издержки в экономике. Тем не менее, путь реформ, предложенный г-ном Менемом, не оправдал себя. Аргентинский рынок рабочей силы, частные монополии и само правительство - все должно работать более эффективно. А уж если в годы оживления экономики не удалось достичь фискального изобилия, то что говорить о каких-то шансах на снижение уровня налогообложения в период спада…
Память о печальных периодах инфляции и скверного управления позволяет валютному совету все еще пользоваться широкой поддержкой. Однако, если не будут осуществляться реформы, снижающие госрасходы, его существование может стать для страны весьма обременительным. В период дезинфляции или даже дефляции в большей части мира аргентинскому экспорту будет еще сложнее сохранить свои конкурентные позиции. В этом случае долларизация ничего не изменит, но лишит валютную политику остатков гибкости. Эксперты не исключают, что валютный совет со временем станет для Аргентины добровольным заключением, а проведение долларизации будет напоминать выбрасывание ключа от тюремной камеры.
Подготовлено Агентством гуманитарных технологий по материалам журнала «The Economist»