Обострение социально-экономического, финансового кризиса как никогда ранее обнажило проблемы конкурентоспособности Украины в мировом сообществе, связанные с отсутствием достаточной политической воли, профессионализма как законодательной, так и исполнительной ветвей власти в создании условий экономического роста на основе структурных рыночных реформ. Достигнутая ценой значительных усилий и жертв объективно необходимая макроэкономическая стабильность (суммарный темп инфляции составил в 1997 году лишь 10,1%, в 1998-м - 20%) сопровождалась нарастанием финансовой несбалансированности, ухудшением качественных показателей экономики. В частности, на начало 1999 года кредиторская задолженность предприятий составила порядка 102 млрд. грн., дебиторская - 135 млрд. 52% промышленных предприятий убыточны (в АПК - около 90%), уровень монетаризации экономики составляет 15%, что в сочетании с учетной ставкой НБУ, равной 82% (до 21.12.98), и финансовой пирамидой облигаций государственного займа практически изолировало предприятия от денежно-кредитной системы.
Особенно тревожны тенденции ухудшения отраслевой структуры промышленного производства. Значительно нарастает доля материалоемкой и энергоемкой продукции - с 33,4% в 1990 году до 59,6% - в 1998-м. В то же время снижается доля машиностроительной, легкой и пищевой промышленности - от двух до шести раз. Все это серьезно нарушает основные параметры экономической и энергетической безопасности Украины.
Сделаем пусть нелицеприятный, но объективный вывод: главные наши проблемы - при безусловном влиянии азиатского, российского финансовых кризисов - имеют прежде всего внутренние причины. Жесткая монетарная политика, низкие темпы инфляции являются необходимыми, но недостаточными условиями экономического роста, если они не опираются на эффективные структурные реформы, базирующиеся на долгосрочных национальных приоритетах. Кроме того, росту промышленной и предпринимательской активности должны способствовать качественные с профессиональной точки зрения и отвечающие этике бизнеса система государственного управления, экономические и финансовые регуляторы в налогообложении, денежно-кредитной политике, приватизации. Мир вокруг нас стремительно меняется, более двух десятков государств постсоветского пространства, Центральной и Восточной Европы, Азии динамично выходят на мировое экономическое пространство, где идет постоянная борьба за рынки сбыта, сферы влияния, где слабых не слушают и не уважают (последние события на Совете Европы это наглядно подтвердили). Законодательной, исполнительной власти, политикам необходимо осознать один бесспорный факт: место государства в мировом сообществе определяется в первую очередь конкурентоспособностью, эффективностью экономики, уровнем жизни и правовой защиты граждан. Нельзя допускать, тем более на восьмом году независимости Украины, чтобы объективные экономические и рыночные законы, долгосрочные государственные интересы и далее приносились в жертву узкополитическим, личностным амбициям и популизму, приводили к потере такого невосполнимого ресурса, как время.
Как положительный, необходимо отметить факт принятия закона о Государственном бюджете на 1999 год в сроки, близкие к установленным Конституцией Украины. Но в принципе этим перечень положительных примеров исчерпывается. Украинская экономика вступила в 1999 год с высокой степенью неопределенности. Не конкретизированы параметры денежно-кредитной политики. Верховная Рада в очередной раз отклонила Государственную программу приватизации, не рассмотрена Программа деятельности Кабинета министров. Исполнительная власть, судорожно «борясь» за исполнение доходной части бюджета, инициирует хаотичные изменения в налоговом законодательстве, увеличивает фискально-силовое давление на налогоплательщиков, нарушая при этом не только законы, но и элементарную деловую этику. И добивается только обратного результата - роста недоимки (несмотря на все усилия, недоимка по бюджетным платежам в течение 1998 года увеличилась с 2,3 млрд. грн. до 11 млрд. грн), расширения «теневого сектора». Лишь в налогообложении фонда оплаты труда есть послабление: благодаря усилиям Президента Украины суммарные отчисления снизились с 48% до 38%. По-прежнему перераспределение финансовых ресурсов в бюджете направлено не на развитие, а на потребление, в частности 90% средств от приватизации планируется направить на покрытие дефицита бюджета, хотя они дали бы намного больший эффект при использовании их для реализации приоритетных инвестиционных программ, поддержки малого и среднего бизнеса.
В связи с обострением системного кризиса, который в год выборов президента Украины усугубляет растущая политизация, Украинский союз промышленников и предпринимателей во взаимодействии с Конфедерацией работодателей Украины приняли решение о проведении 16 февраля 1999 года чрезвычайного съезда, на котором будет не только рассмотрена сложившаяся ситуация, но и утвержден пакет антикризисных мер. Одним из главнейших вопросов дальнейшей экономической политики является необходимость реального снижения налогового давления, придание системе налогообложения не только фискального, но и стимулирующего характера. В частности, мы будем отстаивать:
1. Поэтапное снижение НДС, ставка которого в условиях Украины должна быть не выше 7-10% (2000 год - 15%, 2001-й - 10%);
2. Дальнейшее уменьшение суммарных отчислений от фонда оплаты труда (1999 год - 38%, 2000-й - 30%);
3. Аннулирование многочисленных фондов, особенно тех, которые формируются на основе отчислений от объемов реализации продукции (инновационный, дорожный);
4. Создание условий для стимулирования экспортеров за счет снижения налога на прибыль (или даже освобождения от него) при росте экспортной продукции;
5. Создание налоговых стимулов для коммерческих банков, инвесторов при кредитовании, инвестировании приоритетных проектов и программ;
6. Налоговое стимулирование малого предпринимательства, в первую очередь в сфере материального производства.
Одними из первоочередных проблем, которые необходимо решать немедленно, являются:
1. Возобновление «кассового метода» наступления момента налоговых обязательств по НДС, что крайне актуально ввиду отсутствия у предпринимателей оборотных средств;
2. Продление действия нулевой ставки НДС на критический импорт: гласность, «прозрачность» и обоснованность в действиях правительства по утверждению его номенклатуры;
3. Усиление ответственности госбюджета за несвоевременную компенсацию отрицательного сальдо НДС. (УСПП будет инициировать уголовную ответственность по аналогии с ответственностью налогоплательщика перед государством за недоимку);
4. Аннулирование картотеки «2», очередности платежей с одновременным запретом безакцептного списания финансовых средств с расчетного счета без решения суда.
Задачей первоочередной важности является сегодня прекратить практику бессистемного, хаотичного изменения налогового законодательства (только за 1997-98 годы внесено около 200 изменений и дополнений в закон о НДС), особенно по инициативе Государственной налоговой администрации, которая взяла на себя в этих вопросах функции экономического и финансового блока правительства, что недопустимо. Необходимо провести инвентаризацию многочисленных налоговых льгот и отменить те, которые основаны не на экономических расчетах, а на степени приближенности структуры к властным и политическим группировкам.
В условиях финансовой нестабильности, девальвации национальной денежной единицы особое значение приобретает точная и прогнозируемая денежно-кредитная, валютно-курсовая политика.
Необходимо признать, что в Украине отсутствует банковская кредитная система, адекватная потребностям структурных реформ, текущей промышленной и предпринимательской деятельности. Доля средне- и долгосрочных кредитов в портфелях коммерческих банков составляет 12-14%, риски кредитования столь велики, что при инфляции 1998 года в 20% учетная ставка НБУ до начала 1999-го составляла 82%. Суммарная прибыль коммерческих банков Украины за минувший год составила около 471 млн. гривен, что равно прибыли одного среднего польского банка. Пик экономического абсурда и изолированности материальной экономики и финансовой системы был достигнут летом 1998 года, когда Министерство финансов при инфляции менее 1% в месяц размещало трехмесячные ОВГЗ с доходностью 60-70% годовых. При этом значительная часть средств первичной эмиссии НБУ также направлялась на приобретение ОВГЗ для финансирования дефицита бюджета, что еще более снизило возможности кредитования.
Необходимы точные профессиональные выводы, главный из которых состоит в том, что эффективная денежно-кредитная политика, стабильность и доверие к национальной денежной единице не могут быть обеспечены только за счет классического набора методов монетарной политики - без системных реформ, создания условий экономического роста.
Нельзя допустить, чтобы и в 1999 году первичная эмиссия НБУ была направлена на нужды дефицита бюджета. Жизненно важно использовать ее для рефинансирования банковской системы, последовательного повышения возможностей кредитования реальной экономики, в том числе за счет привлечения средств населения, укрепления доверия инвесторов.
Много дискуссий ведется относительно дальнейшей валютно-курсовой политики. Безусловно, метод свободной текущей конвертируемости гривни как прозрачный рыночный механизм имеет много преимуществ. Однако, учитывая крайне незначительные резервы НБУ, маловероятность серьезной финансовой поддержки МВФ, бюджетную разбалансированность, видится более оптимальным применение валютного коридора с параметрами, обеспечивающими достаточную конкурентоспособность украинского экспорта, с обязательными мерами по либерализации валютного рынка, снижению нормы обязательной продажи валюты, снятию ограничений на предоплату импортных контрактов. В этих условиях необходимо срочное принятие Верховной Радой Закона «О Национальном банке Украины», формирование наблюдательного совета НБУ и на этой основе - согласованные меры экономического блока правительства и НБУ.
Результатом отсутствия структурных реформ, слабости банковской кредитной системы, фискальности налоговой политики, торможения денежной приватизации, низкой покупательной способности как предприятий, так и населения, является резкое обострение платежного кризиса. Мы уже говорили о кредиторской задолженности предприятий, которая уже в 1,4 раза превышает годовой объем валового внутреннего продукта. Несмотря на неоднократную констатацию серьезности положения на самом высоком уровне, создание многочисленных комиссий, до сих пор нет комплексной скоординированной работы по сокращению масштабов платежного кризиса на основе создания нормативно управляемой системы вексельного оборота, казначейских обязательств, точечных методов реструктуризации задолженности, пополнения оборотных средств, конвертации финансовой ответственности в имущественную, санации и банкротства.
В начале 1999 года пройден весьма опасный для социальной стабильности в Украине рубеж: численность официально зарегистрированных безработных составила 1 млн. 300 тыс. человек при наличии порядка 34 тыс. свободных рабочих мест, то есть нагрузка на одно свободное рабочее место составляет около 30 человек (в ряде регионов значительно выше, например, в Ивано-Франковской области - 329 чел.). В этих условиях развитие предпринимательства как одного из важнейших путей создания рабочих мест становится фактором национальной безопасности и должно быть главнейшей задачей структур власти, общества в целом. Предстоит борьба с бюрократическими, коррупционными преградами, грубым вмешательством в хозяйственную деятельность. Последнее, кстати говоря, становится все более серьезной проблемой. Фискально-силовое давление приобретает характер государственной политики, это отмечают все - как национальные товаропроизводители, так и зарубежные партнеры, включая МВФ, Всемирный банк. Данная политика бесперспективна, более того, она разрушает основы рыночной инфраструктуры экономики. Главные задачи властных структур - поддержка экономики и рынка. Главным принципом властей должен быть принцип «Не навреди!», а не борьба с предпринимателями по методу «взять сегодня все, не думая о том, что будет завтра».
Наглядным примером нарушения не только Конституции Украины, экономических законов, но и основных прав человека - презумпции невиновности - является постановление правительства от 18.12.98 № 1997 «Об утверждении порядка применения косвенных методов определения объемов операций, которые облагаются налогом на добавленную стоимость». УСПП, Союз юристов Украины предложили правительству отменить или привести в соответствие с законодательством указанный документ. Реакции со стороны Кабинета министров не последовало, поэтому в настоящее время УСПП направил материалы по признанию этого постановления недействительным в Высший арбитражный суд.
Необходим равноправный, заинтересованный диалог власти и бизнеса. В государственной экономической политике обязательно должны найти свое место интеллект и профессионализм. Административно-силовые антикризисные действия без создания эффективных рыночных структур, благоприятных условий для промышленной и предпринимательской деятельности не дают результатов. И чем раньше это осознают законодательная и исполнительная власть, общество в целом, тем с меньшими издержками Украина выйдет из глубокого кризиса.