Последние годы уходящего тысячелетия смело можно назвать эпохой экономических кризисов. Они вспыхивают то в одних, то в других регионах планеты, не имеющих, на первый взгляд, явных связей между собой. И всякий раз эксперты панически пытаются определить, насколько масштабным окажется очередной кризис и сколько стран станут его жертвами.
Конец ноября и начало декабря стали «черными днями» турецкой экономики. Искрой для последних событий послужило дело о коррупции в 10 мелких турецких банках. То, что взяточничество в банковской системе Турции существует, трудно назвать сенсацией. Однако на этот раз они совпали с опасениями экспертов насчет возможной причастности к делу и других финансовых структур страны. Так оно и оказалось. По мере того, как продвигалось расследование, в его орбиту стали попадать все более и более крупные финансовые структуры. Опасаясь за судьбу своих денег, турецкие банки практически перестали доверять друг другу и кредитовать друг друга (кто знает, кто окажется очередной жертвой антикоррупционной кампании?). В результате этого страну постиг полномасштабный финансовый коллапс — банковская система страны оказалась парализована.
Свою лепту в создание кризисной ситуации внес и внешнеполитический фактор. Накануне саммита ЕС в Ницце, на котором в том числе должен был решаться вопрос о грядущем расширении союза, переговоры о членстве Турции в этой организации оптимизма не вызывали. Причины все те же: руководство ЕС требовало от турков решить сперва кипрскую проблему (на острове вот уже четверть века существует созданный при активной поддержке Анкары турецкий анклав), отказаться от применения смертной казни, значительно улучшить ситуацию с правами человека и т.д. Большинство этих условий для турецкой стороны было неприемлемыми.
Частично банковский кризис в Турции стал также следствием внедрения правительством страны программы Международного валютного фонда, принятой в конце 1999 года. В целом меры, предложенные МВФ, оказались для турецкой экономики полезными. На их основе Анкарой была разработана государственная антиинфляционная программа, ставшая основой турецких экономических реформ последнего года. Она состояла из трех главных элементов. Во-первых, правительство ограничивало государственные расходы. Во-вторых, оно поддерживало твердый курс лиры по отношению к твердым валютам. В-третьих — обещало провести структурные реформы в банковском секторе и в экономике. Благодаря этим мерам инфляцию, которая в последнее десятилетие не опускалась ниже 80%, удалось снизить в прошлом году до 65%. В этом году предполагалось, что она окажется не более 25 процентов.
Реформа системы налогообложения и более жесткий контроль над расходами правительства устранили зависимость центрального банка Турции от печатного станка как решающего фактора покрытия дефицита государственного бюджета. Финансовое положение страны стало быстро улучшаться — государственный долг в этом году снизился с 61 до 56% ВНП...
Однако во многих отношениях Турция является не очень удобным объектом для применения традиционных эмвээфовских схем. Учитывая слабость местной банковской системы, можно было бы предвидеть, что предложенные Вашингтоном реформы могут подвергнуть экономику страны значительному риску. Дело в том, что турецкие банки до последнего времени получали основную часть своей прибыли за счет вложений в государственные облигации. При этом они наживались на высоких процентных ставках, величина которых определялась значительной инфляцией и экономической неопределенностью. Естественно, что стабилизация цен и снижение размеров государственного долга снизили доходность ценных бумаг государственного казначейства с 90% в ноябре 1999 года до 33% — в июле нынешнего. Эти цифры символизируют не только значительную экономию для налогоплательщиков, но и колоссальные убытки для турецких банков, пытавшихся остаться «на плаву» исключительно за счет перевода большинства своих операций «в тень».
Сами по себе эти события вряд ли спровоцировали бы кризис, однако их совпадение во времени привело к исходу инвесторов с турецкого рынка буквально в одну ночь. Доверие зарубежного капитала к турецкой финансовой системе было подорвано, и бизнесмены стали спешно вывозить из страны твердую валюту. Турция в одночасье лишилась миллиардов долларов. В результате началось резкое падение курса акций турецких компаний: за две недели кризиса сводный турецкий биржевой индекс ISE-National 100 упал на 43%. Между тем, межбанковские ставки достигли заоблачных высот — в разгар «финансового беспредела» главная турецкая учетная ставка возросла до 19500%, а в первые дни кризиса она была равна всего 40%.
С быстротой молнии по стране начали распространяться слухи о возможной девальвации национальной валюты Турции — лиры. В отчаянной попытке спасти финансовую систему страны, Центробанк Турции за две недели продал около 7 миллиардов долларов. Это, в свою очередь, вызвало опасения, что валютных резервов страны, которые составляют 18,8 миллиарда долларов, в случае спекулятивной атаки на лиру просто не хватит.
Под угрозой оказалась вся турецкая программа экономических реформ. Если бы она закончилась крахом, последствия почувствовали бы все развивающиеся рынки, особенно восточноевропейские. Кроме того, Турция начала нескольких амбициозных проектов, таких, как строительство дамбы через реку Тигр. Судьба этих многомиллиардных (в долларах)начинаний также напрямую зависит от состояния платежного баланса страны.
Правительство страны поняло, что единственной надеждой для него остается экстренный кредит МВФ, который помог бы спасти лиру. Сперва говорилось о том, что требуется кредит в размере 4 миллиардов, потом запрашиваемая сумма стала расти. Делегация МВФ во главе с его исполнительным директором, Хорстом Келером срочно вылетела в Анкару и начала соответствующие переговоры. В минувшую среду решение о предоставлении Турции кредита в 10 миллиардов долларов было принято.
Фондовый рынок мгновенно отреагировал на заявление турецкого премьер-министра Бюлента Эджевита об экстренной помощи его стране со стороны влиятельной международной организации. Сразу же после его выступления индекс стамбульской биржи вырос на 8%. Все с облегчением вздохнули — пожарные меры оказались действенными. Однако для того, чтобы тенденции оздоровления финансовой ситуации стали необратимыми, турецкому руководству придется еще серьезно потрудиться: в обмен на кредит МВФ потребовал ускорения приватизации и банковской реформы.
По словам Эджевита, государственная антиинфляционная программа была успешной в части сокращения уровня инфляции и ускорения экономического роста. В то же время коррумпированную и неэффективную турецкую банковскую систему реформировать так и не удалось. Правительство продолжает верить в то, что антиинфляционная программа — это основа турецкого экономического роста, и намерено придерживаться ее любой ценой.
Из выступления премьер-министра ясно, что Анкара намерена использовать кредиты МВФ для спасения турецких банков. Расплачиваться же по долгам страна намерена за счет продажи государственных компаний иностранным инвесторам. Эджевит заявил, что правительство намерено гарантировать займы, выданные банкам страны, но не будет давать гарантий по «вкладам и займам, связанным с криминальной деятельностью».
Правительственные гарантии будут действовать до тех пор, пока «доверие к банковскому сектору не будет восстановлено и пока банковский сектор не выздоровеет и ему больше не будет нужна помощь», — сказал премьер Труции.
Было также объявлено, что потери, понесенные валютными резервами страны в последние недели, будут восполнены за счет приватизации. Из доходов от нее будет также финансироваться бюджетный дефицит.
Эджевит подтвердил слухи, которые начали циркулировать в начале кризиса, что правительство пообещало МВФ приватизировать государственную телефонную компанию «Турктелеком». Объявление об этом тендере должно последовать в ближайшие дни. По его условиям, «стратегический инвестор» сможет купить треть акций компании. Кроме этого, по словам премьера, этот инвестор получит права на управление компанией и контроль над ней. Эджевит объявил также о продаже 51 процента акций «Турецких авиалиний» и о начале широкомасштабной приватизации энергетического сектора.
На прошлой неделе в лучшую сторону изменилась и внешнеполитическая ситуация. Перед самым началом саммита ЕС стало известно, что руководство союза и правительство Турции достигли договоренности о политических условиях, которые должна выполнить Анкара для начала переговоров о ее вступлении в ЕС. По словам Юбера Ведрина, министра иностранных дел Франции (председательствующей сейчас в ЕС), главы дипломатических ведомств стран Евросоюза нашли формулу, устраивающую их и приемлемую для Турции. Так что двери для вступления в перспективе этой страны в Европейский союз можно считать открытыми, и факт этот не может пройти мимо внимания инвесторов.
Единственной опасностью для Турции на сегодня остаются социальные последствия уступок МВФ, на которые пошла Анкара. В последние дни по стране прошли демонстрации протеста против экономической политики правительства и всеобщая забастовка государственных служащих, протестующих против низкой зарплаты. Объективные причины для таких событий в Турции будут только множиться. В результате экономических и структурных реформ здесь, как и в других странах, переживающих подобные перемены, зарплаты повышаются слишком медленно, безработица растет, а люди чувствуют себя крайне не защищенными.
Бюлент Эджевит упомянул о том, что правительство намерено активно участвовать в решении социальных проблем страны. К сожалению, такие обещания часто остаются пустыми словами. И в этом на своем горьком опыте убедились народы многих стран, «сидящих на финансовой игле» МВФ.