23 марта в рамках проходившего в португальской столице саммита стран Европейского союза, посвященного экономическим реформам, было подписано Соглашение о свободной торговле ЕС с Мексикой. Подготовка этого документа и многочисленные переговоры продолжались в течение пяти лет. Делая заявление журналистам после церемонии подписания документа, президент Мексики Эрнесто Седильо назвал его «важнейшим инструментом развития» страны. Он подчеркнул, что мексиканские товары впервые получат свободный доступ на рынок ЕС, который охватывает 15 стран и 375 млн. человек.
Соответственно, для товаров стран Европейского союза снимаются почти все торговые барьеры в Мексике, что дает странам ЕС такой же широкий доступ на мексиканские рынки, какой имеют Канада и Соединенные Штаты. По условиям соглашения, которое вступает в силу 1 июля с. г., товарооборот между ЕС и Мексикой будет либерализован на 95 процентов, иначе говоря, отменяются почти все ограничения и таможенные барьеры на пути торговли. В результате, как предсказывают специалисты в области экономики, мексиканский экспорт в страны ЕС может возрасти в два-три раза.
Как отмечают наблюдатели, это самое значительное соглашение, достигнутое ЕС со страной, находящейся за пределами Европы. ЕС продолжает переговоры о подписании в ближайшие месяц-два подобного соглашения с организацией Mercosur — ассоциацией свободной торговли, в которую входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай.
Сами по себе подобные соглашения не так интересны, ведь торговые отношения между центрально- и латиноамериканскими странами и Евросоюзом и без того достаточно крепки. Гораздо большего внимания заслуживает потенциал, который они создают для европейских компаний в отношении их прямого выхода на американский и канадский рынки, к чему те долго и безуспешно стремились.
Новое соглашение будет работать следующим образом. Пошлины ЕС на товары, импортируемые из Мексики, с начала второго полугодия снизятся на 82 процента, а к 2003-му будут отменены вообще. В свою очередь Мексика снизит с 1 июля свои таможенные ставки на импортируемые европейские товары на 47 процентов, а через два с половиной года уменьшит их еще на 5 процентов. Оставшиеся 48 процентов будут постепенно ликвидированы мексиканцами к 2007 году. По некоторым данным, уже в этом году снижение тарифов коснется практически всего объема мексиканско-европейской торговли, в том числе продукции таких отраслей, как автомобильная промышленность, энергетика и сельское хозяйство.
Столь дерзкий подход к решению проблемы торговых отношений между Мексикой и ЕС значительно отличался от предыдущей тактики Евросоюза, заключавшейся в постепенном «откусывании» отдельных лакомых кусков от общего торгового пирога в различных регионах мира. Радикальное решение убрать налоговые барьеры в торговле с государствами, не принадлежащими Европейскому континенту, до последнего времени было неслыханным делом. Однако на этот раз Брюссель изменил своим правилам: в 2003 году мексиканские товары получат свободный доступ на рынки ЕС. Потенциал будущего соглашения со странами организации Mercosur выглядит менее впечатляющим, особенно если европейцы все же откажутся пойти на уступки в вопросах, связанных с продукцией сельского хозяйства, которые вот уже который год являются головной болью для Евросоюза.
Несколько последних лет европейские компании не могли найти регион, достойный их инвестиций. Из-за финансового кризиса и политической нестабильности закрытой для них оказалась Азия. Африка и Ближний Восток также выглядели не очень привлекательно. Кроме крошечных государств Балтии, страны бывшего СССР (за исключением российского энергетического сектора) также мало что могли предложить своим западным партнерам. Объектом для инвестирования оставались только Восточная Европа, которая и так давно уже находилась в сфере влияния ЕС, да Латинская Америка. И Европейский союз использовал традиционные связи Испании и Португалии в этом регионе для усиления своего экономического присутствия.
В соответствии с данными комиссара ЕС по международным отношениям Криса Паттена, Евросоюз инвестировал в Латиноамериканский регион в прошлом году больше средств, чем США. А товарооборот между латиноамериканскими странами и ЕС достиг 90 млрд. долларов.
>
Такое решительное вторжение европейцев на рынки Латинской Америки наверняка станет причиной новых трений в отношениях между ЕС и США. Обе стороны и без того бесконечно предъявляют ВТО иски, обвиняя друг друга в нарушениях правил торговли всеми подряд товарами, начиная от бананов и заканчивая сталью и генетически модифицированными продуктами. Вашингтон полагает, что усилия Евросоюза по защите своего сельскохозяйственного сектора являются чрезмерными, европейцы же раздражены слишком уж строгими американскими правилами в отношении интеллектуальной собственности. Но более важно то, что американские политики рассматривают Латинскую Америку как свою исключительную вотчину. Около 90% внешней торговли Мексики приходится на двух ее партнеров по Соглашению о свободной торговле в Североамериканском регионе (НАФТА). В то же время Вашингтону не удалось расширить действие упомянутого соглашения на Латинскую Америку или заключить аналогичную договоренность с отдельными странами этого континента.
Но самое интересное то, что НАФТА, которой американцы в свое время так гордились, может сыграть теперь с ними злую шутку. Преимуществами этого соглашения теперь наверняка воспользуются европейские компании — они смогут реэкспортировать свои товары из Мексики непосредственно на рынки США и Канады. И на это европейцы явно рассчитывали, готовя договор с мексиканской стороной. Конечно, такой вариант не может сравниться с прямым доступом на канадский и американский рынки — мексиканцы наверняка будут снимать какой-то процент с цены европейских товаров перед их реэкспортом на рынки своих северных соседей. Однако европейцы в этом случае будут избавлены от утомительных переговоров с американцами и самое главное — от необходимости брать на себя обязательства в отношении допуска на свои рынки конкурентов из США. Попытки ЕС создать аналогичный плацдарм со странами Mercosur имеют аналогичные мотивы — обойти торговые ограничения США через Латинскую Америку.
Время для подобных действий европейцами выбрано весьма удачно. Американцы сейчас заняты решением проблем другого региона — Азиатского. Они слишком озабочены вопросами создания Азиатского валютного фонда, противостоянием между Тайванем и Китаем, а также укрепляющимися китайско-российскими отношениями. А Латинская Америка, оправившись от долговых проблем середины 90-х и финансового кризиса 1998 года, демонстрирует сейчас устойчивый экономический рост.
Вторжение ЕС в Латиноамериканский регион создаст дополнительную головную боль для вашингтонских политиков. С одной стороны, оно подорвет сперва экономическое, а со временем и политическое доминирование США в Западном полушарии. С другой — замедлит расширение НАФТА за счет других стран и остановит процесс подготовки подобного соглашения между Соединенными Штатами и латиноамериканскими государствами. Американцы будут менее склонны к открытию рынков для своих южных соседей, опасаясь появления на них незваных европейских конкурентов.
Однако новая стратегия ЕС не выглядит безупречной. Поскольку европейские торговые барьеры перестанут существовать для мексиканских товаров, то кто может запретить США использовать Мексику как стартовую площадку для реэкспорта своей продукции в европейские страны?
Последние действия ЕС оставляют Соединенным Штатам два пути для ответа — либо пересмотреть свои обязательства по созданию зоны свободной торговли Западного полушария, либо попытаться бороться с европейцами их собственным оружием. Именно этот выбор станет определяющим для дальнейшего экономического развития Латиноамериканского региона.