На состоявшемся прошлой осенью ооновском «Саммите тысячелетия» премьер-министр государства Антигуа и Барбуда Лестер Берд использовал пять минут, предоставленные ему для выступления, для того чтобы обвинить богатые страны мира в «вопиющем пренебрежении общепризнанными нормами международного права» и пожаловаться на то, что «установленные международным сообществом правила не применяются», а взамен них «действует право сильного».
Риторика известная, и звучала она в стенах ООН неоднократно. Однако просто так отмахнуться от нее означало бы проигнорировать крик отчаяния целой группы карликовых государств, пользующихся, несмотря на свои скромные размеры, теми же правами, что и все остальные страны мира. Антигуа, в которой проживает всего около 70 тысяч человек, является одним из шести независимых островных стран, которые вместе с британской колонией Монтсеррат образуют Организацию восточно-карибских государств (ОВКГ). Самое крупное из них — Санта Лючия имеет население в 152 тысячи человек.
Находясь в непосредственной близости от Соединенных Штатов, эти страны весьма болезненно относятся к вопросам сохранения собственного полноценного суверенитета. В настоящее время они видят новую угрозу для него в экономической сфере. Европейские торговые привилегии, которые распространялись на их продукцию, в первую очередь ром, сахар и бананы, постепенно ликвидируются. Пока что их спасает туризм, однако, имея меньший ВНП, чем объемы продаж многих компаний, с которыми они сотрудничают, эти острова на полном серьезе опасаются рэкета со стороны крупных авиакомпаний, телекоммуникационных корпораций и круизных фирм.
Неудивительно, что многие карибские острова-государства рассматривают предоставление финансовых услуг в качестве альтернативы своему привычному бизнесу. Однако этой отрасли, по словам господина Берда, угрожают богатые страны мира. В прошлом году на Карибы нацелились два международных органа — Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Комиссия по финансовой деятельности (штаб-квартиры обеих расположены во французской столице). Первая включила все страны ОВКГ в свой список 35 государств, составляющих так называемый «налоговый рай». Вторая же назвала три островных карибских государства (Доминику, Сент Киттс-Нэвис и Сент Винсент) в числе 15 стран, которые отказываются сотрудничать с органами, контролирующими отмывание незаконно нажитых денег. В результате на попавших в «черный список» неудачников были распространены санкции со стороны компаний и фирм богатых государств, направленные на сворачивание бизнеса в сфере предоставления финансовых услуг.
Государства ОВКГ в свое оправдание заявили, что они разработали жесткие правила, направленные на предотвращение отмывания денег и других финансовых махинаций. Однако эти инструкции не всегда строго применяются, главным образом по причине уникальных административных трудностей, существующих в малых странах.
Эти проблемы недавно вышли на первый план в Гренаде (население 102 тысячи человек). В этой стране до последнего времени за международные финансовые операции отвечали два чиновника министерства финансов, причем ни один из них не был ни финансистом, ни юристом. Главный оффшорный банк этого острова — «Первый международный» — минувшим летом обанкротился, оказавшись неспособным выплатить жалование своим сотрудникам, не говоря уже о вкладчиках, которым в свое время было обещано 250% годовых.
Гренада, как и некоторые из ее соседей, продавала инвесторам свое гражданство. Такая схема позволяла исполнительному директору банка Гилберту Циглеру стать гренадцем и сменить свое имя на Ван Бринк. Основывая в 1997 году банк, он не предъявил необходимый уставный капитал в 2,2 млрд. долларов, однако аргумент в виде рубина стоимостью в 25 млн. долларов (настоящее местонахождение которого неизвестно) обеспечил ему получение банковской лицензии.
«Первому международному» долгое время удавалось избегать серьезных аудитов и проверок. Зато он прославился на международной политической арене. Год назад он профинансировал чартерный рейс «Боинга-737», перевозившего представителей вооруженных группировок из Демократической Республики Конго в Гренаду. (При этом гренадский министр иностранных дел произнес перед прибывшими приветственную речь). Кроме этого, «Первый международный» предложил выделить ссуду в 80 млн. долларов для так называемой Резервной системы Африканского союза, которая исполняла бы роль центрального банка для повстанцев.
В марте 1999 года аудиторы предупреждали премьер-министра Гренады Кейта Митчела о том, что «Первый международный» практически не имеет нормальной системы бухгалтерского учёта. Проверяющие также высказали свои подозрения по поводу возможного участия этого банка в отмывании денег. Гренадское правительство обратилось за помощью к Федеральному бюро расследований США. Банк между тем продолжал функционировать до тех пор, пока не обанкротился. По словам руководства Гренады, в то время оно сделало максимум возможного. Сейчас же новое руководство министерства финансов этой страны работает над ужесточением нормативных актов, регулирующих функционирование в стране финансовой и банковской систем.
Гренада — не единственный карибский остров, который не смог защитить себя от недобросовестных внешних «инвесторов». И власть виновата в этом только отчасти. И в правительстве, и на государственной службе, и среди представителей частного сектора этой страны квалифицированные кадры являются большой редкостью. К тому же работающие в этих сферах люди прекрасно знают друг друга, и критики существующего положения вещей легко могут потерять выгодный контракт или перспективу получить высокооплачиваемую должность в системе государственного управления. Надеяться же на то, что ситуацию могут изменить демократические выборы, также не стоит. В карликовых государствах, учитывая их малочисленный электорат, они иногда дают удивительные результаты. В той же Гренаде оппозиция в парламенте представлена всего одним депутатом, а в Санта-Лючии правительство сформировано политической партией, имеющей всего одно место в законодательном органе страны.
Однако на сегодняшний день явной альтернативы для «малой государственности» не просматривается. Стремление к самоопределению карибских островов остается достаточно сильным. Как известно, первой формой государственности десяти британских колоний Карибского бассейна стала Федерация Вест-Индии, созданная в 1958 году. Через четыре года, с обретением независимости Ямайкой и Тринидадом, она распалась, и все дальнейшие попытки воссоздания единого государства оставались безуспешными.
Вместе с тем, нельзя говорить, что все малые страны паразитируют на желании недобросовестных дельцов отмыть свои деньги. Некоторые их финансовые институты занимаются полезной работой. Тот же Восточно-карибский центральный банк достаточно успешно контролирует внутренние (но не оффшорные) денежные отношения восьми островов (семи государств—членов ОВКГ и Ангуиллы — еще одной британской заморской территории) и управляет обращением достаточно стабильной местной валюты. В нынешнем году, согласно разработанному ОВКГ плану, намечается либерализация сферы телекоммуникаций. В то же время, Всемирный банк недавно принял решение отложить реализацию общего с карибскими странами 50-миллионного проекта по переработке отходов. Причина — обвинение представителей ОВКГ в финансовых злоупотреблениях на начальных фазах реализации проекта.
В завершение следует отметить, что, несмотря на жалобы господина Берда и наличие серьезных экономических проблем у некоторых карликовых стран Карибского бассейна, экономики большинства островных государственных образований этого региона развиваются довольно успешно. Такие страны, как Барбадос или Багамы (население в каждой менее 300 тысяч человек), не испытывают особых экономических проблем и процветают. Так что успехи экономического развития конкретного государства зависят вовсе не от количества населения, а от политической воли ее руководства. И от избирателей, вернее, от их желания покарать это руководство за плохое управление их государством.
По материалам журнала
The Economist