На первый взгляд, довольно заурядная проблема расчетов за жилье за последние несколько лет у нас вознесена в ранг высокой политики. История вопроса берет начало с октября 1994 года, когда оплата стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения повысилась с 4 до 20 процентов от их реальной стоимости. Затем за два с небольшим года эта доля возросла до 80 процентов, а летом 1997 года правительство намечало внедрить 100-процентную оплату. Однако осуществить задуманное не удалось из-за активных протестов профсоюзов, нашедших поддержку в Верховной Раде. Высший законодательный орган принял специальный закон, запретивший повышение тарифов. Президент не решился накладывать на него вето, и Кабмин вынужден был пойти на попятную.
Спустя два года история повторилась. Элементы новизны заключались лишь в том, что, согласно вердикту Конституционного суда, запрет ВР на повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного транспорта был признан неконституционным. Но все же депутаты настояли на своем, приняв сначала соответствующий закон, а затем успешно преодолев президентское вето. О накале страстей можно судить хотя бы по тому, что запорожский нардеп Павел Баулин открыто призвал население не платить за жилье, если цены на него будут повышены. «Если власти не хотят понимать свой народ, нужно идти на акции гражданского неповиновения», - обосновал свою позицию депутат.
Была ли насущная необходимость в столь резком заявлении - вопрос далеко не однозначный. Уже хотя бы потому, что значительная часть наших сограждан давно взяла этот метод на вооружение. Если верить Госкомстату, задолженность населения по оплате за жилье в среднем по стране составляет около девяти месяцев. В одних регионах она, разумеется, больше, в других - меньше. Среднестатистический запорожец, например, предпочитает не платить за квартиру в течение полугода. И политика тут совершенно ни при чем. Просто его зарплата по итогам прошлого года составляла 183 гривни 30 копеек. Отрадно, конечно, что, согласно данным выборочных обследований, денежные доходы семей возросли в прошлом году на 13,4 процента. Но ведь и потребительские цены на месте не стояли, а повысились почти на 24 процента. К тому же более 60 процентов рабочих и служащих в области получали жалованье несвоевременно, а половина из них - с более чем полугодовой задержкой. Это привело к снижению покупательной способности населения и ухудшения его жизненного уровня, о чем весьма красноречиво свидетельствуют данные статистики. Так, за прошлый год на 100 запорожских семей приходилось всего 2 покупки телевизоров, по 1 - холодильника, магнитофона, велосипеда. Не исключено, что в нынешнем году эти показатели не улучшатся, судя хотя бы по тому, что за четыре первых месяца задолженность по зарплатам работникам бюджетной сферы в области увеличилась более чем вдвое.
В таких условиях для большинства семей затраты на содержание жилья неизбежно становятся далеко не первоочередными, за исключением разве что расчетов за электричество, телефон и некоторые другие услуги, которых теперь могут лишить за долги. Скорее всего, именно поэтому в первом квартале запорожцы установили своеобразный рекорд: впервые за последние два года расчеты квартиросъемщиков поднялись до 70 процентов от начисленных сумм. Стимулом послужило заблаговременно объявленное властями повышение тарифов. Но действие этой меры, как и любого допинга, не может быть продолжительным, поэтому специалисты не без оснований полагают, что итоги второго квартала окажутся намного скромнее.
Как и в целом по стране, повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги не обошло стороной и Запорожье. Однако по сравнению с другими областями цены на воду, тепло и канализацию в регионе самые низкие. А квартплата и вовсе не повышалась. В управлении по вопросам ценообразования связывают это с отсутствием средств на компенсации за субсидии. В нынешнем году дотация отрасли впервые не была заложена в госбюджет и затраты целиком переложены на местные власти. Для Запорожской области эта ноша оказалась совершенно непосильной, поскольку по сравнению с прошлым годом ее бюджет и без того урезан наполовину по подоходному налогу и налогу на прибыль.
- Я понимаю, что для получения кредитных траншей необходимо выполнить требования МВФ, но в части повышения квартплаты считаю их на сегодняшний день неприемлемыми, - говорит председатель Запорожской облгосадминистрации Евгений Карташов. - Поэтому я категорически против ввода в действие данного постановления до погашения задолженности по заработной плате. Иначе оно окажется не только невыполнимым, но и даст обратный эффект. По нашим подсчетам, введение новых тарифов снизит поступление платы за коммунальные услуги.
Свою позицию областные власти подкрепили предложениями правительству провести анализ затрат жилищно-коммунального хозяйства на обслуживание населения, а также усовершенствовать и упростить механизм предоставления жилищных субсидий, увеличив суммы на них в областных бюджетах.
Программа социальной защиты населения, предусматривающая материальное возмещение затрат за жилищно-коммунальные услуги, твердое топливо и сжиженный газ, действует в области уже пятый год. За это время ею воспользовалась каждая шестая запорожская семья. По словам заместителя начальника областного управления соцзащиты Олега Яркового, с введением новых тарифов количество нуждающихся в субсидиях возрастет еще примерно на 50 процентов. А это неизбежно приведет к автоматическому ухудшению финансового состояния жилищно-коммунального хозяйства, которому власти и без того должны свыше 35 млн. грн.
Из-за отсутствия средств коммунальное хозяйство уже неспособно справляться даже с элементарными обязанностями. Первый квартал лишь пятая часть предприятий смогла закончить без убытков, задолженность по зарплате в отрасли составляет около года, подавляющее большинство имеющейся техники давно выработало свой ресурс. Не полагаясь на скорое погашение растущей дебиторской задолженности, запорожские коммунальщики обратились в правительство с предложением о временном - на два-три года - снятии НДС с тарифов на жилищно-коммунальные услуги и энергоресурсы, что позволило бы снизить цену на них и получать больше денег от плательщиков. Однако, как заявила заместитель начальника областного управления коммунального хозяйства по экономическим вопросам Ольга Омельченко, какого-либо ответа из Кабмина так и не поступило…
Так что пока приходится полагаться на эффект от действия президентского указа, позволившего взаимозачет задолженности оплаты за жилье частью невыплаченной зарплаты. Подобный опыт Запорожье уже имело, но, как и следовало ожидать, у населения он восторга не вызвал. Возможно, в силу консерватизма, воспитавшего привычку вовремя получать заработанные деньги и тратить их по собственному усмотрению.