КУЛЬБИТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МТС:

Поделиться
О необходимости создания в агропромышленном комплексе государственных машинно-технологических станций (МТС) начали говорить примерно два-три года назад...

О необходимости создания в агропромышленном комплексе государственных машинно-технологических станций (МТС) начали говорить примерно два-три года назад. Государство не собиралось отдавать всецело в частные руки такой важный сектор АПК, как материально-техническое и сервисное обеспечение сельхозпроизводителей. Но, как это хронически у нас происходит, в то время на развертывание МТС денег в казне не было. И правительство предприняло попытку укомплектовать госстанции тракторами и комбайнами, которые ввозились в Украину по иностранным кредитным линиям под гарантии Кабмина, за которые сельхозпредприятия рассчитывались кое-как, а то и вовсе ничего не платили. Однако постановление Кабмина № 76 от 26 января 1999 года, которое как раз и предусматривало изъятие такой техники у должников в пользу государственных МТС, благополучно кануло в Лету: не был отработан сам механизм изъятия техники и не решалась проблема погашения долгов.

Справка «ЗН»

Общая стоимость кредитов, предоставленных для закупки импортной сельхозтехники, уже превысила 384 млн. долл. За счет заемных денег приобреталась техника фирм «Кейс Корпорейшн», «Джон Дир», «Нью Холланд». Кредиты предоставлялись АО «Украгробизнес» - на сумму $11,7 млн., корпорации «Украгропромбиржа» - $199,5 млн., Украинской аграрной бирже - $77,2 млн., концерну «Агротехсервис» - $95,68 млн. Только по этим кредитам в 1996-1997 годах было завезено и передано в хозяйства более 1 тыс. комбайнов фирмы «Джон Дир», а также 45 тракторов и 364 комбайна фирмы «Кейс Корпорейшн».

Как бы там ни было, а государственные МТС все же стали комплектоваться, в основном за счет внутренних ресурсов державы - бюджетных отчислений и Государственного лизингового фонда. Основные их задачи - обеспечение сельхопредприятий материально-техническими ресурсами по госпрограммам, создание технических сервисных центров на местах и координация деятельности МТС. По словам генерального директора госпредприятия по материально-техническому обеспечению АПК «Украгротех» Михаила Галича, на сегодняшний день таких станций насчитывается 86, из которых 50 взято на первоочередную комплектацию. Для закупки сельхозтехники отечественного производства (тракторов, зерноуборочных комбайнов, плугов и т.д.) госпредприятие «Украгротех» получило от государства 220 млн. грн. Однако, как подчеркнул М.Галич, этих средств недостаточно: чтобы полностью укомплектовать госмтс необходимой техникой, потребуется еще порядка 290 млн. грн. На сегодняшний день 50 станций укомплектованы техникой только на треть (остальные вообще не комплектуются) и имеют в своем распоряжении 990 тракторов, из которых 208 «Джон Дир», 30 зерноуборочных комбайнов, 346 плугов, 150 комбинированных агрегатов для обработки грунта, 172 тяжелые бороны и 193 сеялки. Но, по мнению М.Галича, развертывание госстанций будет продолжаться, ведь в каждом районе должно быть не менее 2-3 МТС, одна из которой должна быть государственной.

Но стоило ли начинать столь важное дело без средств и ресурсов? Ведь большинство госстанций уже при развертывании столкнулись с серьезными проблемами. Вот лишь главные из них. Во-первых, в большинстве государственные МТС не имеют собственного имущества и арендуют складские, производственные и админпомещения, как и пахотные земли. А без имущества получить банковские кредиты под его залог станции не могут. Во-вторых, Минагропром до сих пор не предоставил станциям оборотных средств, без которых последние не могут закупить горюче-смазочные материалы, запчасти и оплатить работу механизаторов. Беда в том, что в Госбюджете на 1999 год не предусмотрены расходы МинАПК на пополнение оборотных средств. По мнению М.Галича, эти расходы необходимо учесть в проекте бюджета на 2000 год, а также разрешить проблему налогообложения МТС. Согласно закону Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» (от 17 декабря 1998 г.) МТС могут выступать плательщиками фиксированного сельхозналога при условии, что сумма, полученная от реализации сельхозпродукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год, превышает 50% общей суммы валового дохода предприятия. Созданные в этом году МТС (как государственные, так и других форм собственности) имеют все основания зарегистрироваться плательщиками фиксированного налога, но только со следующего года, поскольку у них еще нет отчетного налогового года, по результатам которого должен производиться расчет удельного веса продукции собственного производства.

Спрашивается: смогут ли госстанции решить эти и другие проблемы уже в следующем году? Однозначно ответить на этот вопрос вряд ли возможно. Однако, учитывая тяжелую ситуацию в АПК, минимум производства отечественной сельхозтехники и отсутствие достаточных средств у государства на ее закупку, а также ГСМ и других материально-технических ресурсов, ожидать позитивных результатов в решении вышеназванных проблем в ближайшие два-три года не приходится. В лучшем случае еще какое-то количество станций на треть укомплектуют техникой и снова будут взывать к правительству, чтобы не бросало их на произвол судьбы.

Так все-таки, зачем же нужны государственные МТС, если в Украине сегодня уже более 800 машинно-технологических станций различных форм собственности? Да и смогут ли они составить частным станциям достойную конкуренцию, если с самого начала все пошло не так, как надо? Гендиректор «Украгротеха» считает, что, несмотря на временные трудности, госМТС пришли всерьез и надолго. А конкуреции на рынке они не боятся, поскольку уже сегодня оказывают сельхозпредприятиям различные услуги и выполняют работы по ценам, как говорится, ниже рыночных. К примеру, негосударственные МТС за аренду зерноуборочной техники берут с аграриев от 16 до 20% зерна от собранного урожая, тогда как госстанции установили средний тариф в 15,5%. Понятное дело, что цены на работы и услуги сознательно снижены, чтобы привлечь к себе как можно больше клиентов. Однако выжить и удержаться на рынке только за счет демпинга врядли возможно.

Интересен и другой момент в деятельности госМТС. Призывая к объединению усилий МТС всех форм собственности в единую ассоциацию или же корпорацию, они, по сути, игнорируют уже существующую ассоциацию «Украгротехиндустрия». На мой вопрос, почему же не войти в уже созданную ассоциацию, М.Галич ответил, что готов сотрудничать с «Украгротехиндустрией» и любой другой организацией, но из этого пока что ничего не выходит. Похоже, что в данной ситуации будет создана еще одна ассоциация, но под крышей МинАПК или другой госструктуры, как в свое время были образованы независимая Украинская зерновая ассоциация и министерская Украинская зерновая спилка. Но, по большому счету, это не так уж важно, кто и к какому общественному объединению примкнет. Главное - чтобы был хоть какой-то результат от такого объединения.

И вот что еще будет интересно узнать читателю. М.Галич не исключает, что через несколько лет своего существования государственные МТС могут быть приватизированы. Естественно, их сотрудниками - руководством и трудовыми коллективами станций. Но, согласитесь, довольно странно выглядит такая перспектива развития госМТС, на создание которых будут направляться бюджетные средства, техника и ресурсы. Только для того, чтобы потом эти предприятия можно было приватизировать? И, надо полагать, не без определенной выгоды. А если предположить, что в эти же ближайшие годы земли сельхозназначения станут товаром и будут свободно продаваться, закладываться и т.д., то госстанциям ничего не будет стоить и земельку приобрести, хотя бы за долги перед государством тех же сельхозпредприятий. А крестьяне, как говорится, в долгах как в шелках и не скоро рассчитаются по ним с государством. Так что и земля недорого обойдется новым владельцам.

Это всего лишь предположение, хотя, возможно, вовсе не фантастическое. И если в самом деле такова перспектива государственных МТС, то не лучше ли было бы государству уже сейчас, не затрачивая сил и средств на создание госстанций, поддержать уже действующие МТС, помочь им в решении неотложных проблем и создании определенной инфраструктуры? Словом, дать движению МТС «зеленый свет». Правда, стоит сказать, что если от деятельности госМТС село действительно получит реальную помощь, то почему же им не работать? На рынке всем места хватит.

Справка «ЗН»

Ассоциация «Украгротехиндустрия» (УАТИ) зарегистрирована в январе 1999 года. Основателями и членами ассоциации являются члены Украинской зерновой ассоциации - потребители и пользователи сельхозтехники, в частности «Украгробизнес», «Агроинком», производители сельхозтехники, в частности АО «Херсонские комбайны», концерн «Лан», Харьковский тракторный завод и иностранные компании - поставщики сельхозтехники - «Джон Дир», «Кейс», «Клаас», «Нью Холланд».

Члены ассоциации УАТИ в этом году взяли в обработку 1 млн. га земли, в том числе 500 тыс. га - в аренду.

Примерно пятая часть всех машинно-технологических станций и механизированных отрядов (по разным подсчетам, таких МТС насчитывается в Украине от 800 до 900) объединены в УАТИ; почти 30% всей высокопроизводительной сельхозтехники сосредоточено в предприятиях, вошедших в эту ассоциацию. Участниками УАТИ производится около 20% всей валовой продукции зерновых культур Украины.

Президентом ассоциации на общественных началах является народный депутат Украины Виктор Суслов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме