Бросившейся в омут «шоковой терапии» Польше сейчас, через пять лет после начала рискованного эксперимента, похоже, удалось вынырнуть и даже, подняв голову над бурными водами перестроечных процессов, постараться определить, куда же ее занесло. Надо сказать, что этот вопрос в не меньшей степени интересует и всех тех, кто наблюдает за ее барахтаньем, уютно расположившись в шезлонгах экономически развитых стран по берегам этого мутного потока, и тех, кто, боязливо отряхиваясь и поеживаясь от холодных брызг, все же отправляется в такое же рискованное, но, похоже, неизбежное плавание.
Так чего же удалось достичь Польше? Прежде всего, самого высокого в Европе показателя темпа экономического роста - 6,5%. При этом еще и снизить уровень безработицы, пик которой - 14% - пришелся на 1993 год, и резко замедлить темпы инфляции, которая в 1995 году составила 28%. Так что экономисты весьма положительно оценивают достижения польской экономики, проча ей даже роль «европейского экономического тигра». А как относятся к этим завоеваниям сами поляки?
Половина поляков считает, что в результате происшедших изменений экономика страны и их личная ситуация ухудшилась, и только 30% населения утверждают, что перемены произошли в лучшую сторону. Конечно же, это связано, в первую очередь, с продолжающимся социальным расслоением населения: в прошлом году доходы беднейших семей выросли на 24%, тогда как богатых - на 36%. Вообще же польская модель потребления остается типичной для бедных стран, так как поляки тратят на питание более четверти своего дохода, вместо 15%, характерных для развитых стран.
Прогноз на нынешний год для семейной экономики также не слишком благоприятный. Министерство финансов признает, что в будущем году цены возрастут на 24% вместо планируемых 17%. А вот реальная заработная плата в бюджетной сфере, в частности, возрастет не на 6%, как обещало правительство, а всего лишь на 3,8%. Конечно, это реальный, а не номинальный рост заработной платы; доходы поляков все же растут быстрее, чем цены на потребительские товары.
Выборы, приведшие к полновластию левых сил в Польше, также свидетельствуют о неудовлетворенности большей части населения ходом экономических преобразований. В частности, это касается неэффективности системы социального обеспечения. Особенно актуален вопрос о реформе пенсионного законодательства. При общем количестве населения Польши в 40 млн. пенсионные выплаты 9 млн. пенсионеров (сейчас польский пенсионер в среднем получает около $200 в месяц) возросли с 8,4% ВНП в 1988 году до более чем 20% в 1995-м. Такое критическое положение сложилось во многом из-за того, что многие поляки имеют право выходить на пенсию уже в 40 лет.
Правительство решило сократить в течение трех лет расходы на выплату пенсий до 10% бюджета, правда, при этом разрабатывается программа создания специальных частных пенсионных фондов. Разработать такую программу оказалось достаточно сложно, поскольку для того, чтобы предприятия получили возможность производить соответствующие отчисления в такие фонды, им необходимо снизить налоги, а это приведет к незамедлительному сокращению бюджета и оставит без социальной поддержки тех, кто в ней особенно нуждаются - ведь именно у людей пенсионного возраста меньше всего шансов адаптироваться к новой рыночной экономике и найти собственные источники средств к существованию. Так что большую часть поляков, недовольных состоянием польской экономики и своим собственным экономическим положением, составляют именно пожилые люди, которые и не собираются перестраиваться, а чем поляк моложе, энергичнее и предприимчивее, тем положительнее оценивает он ход реформ.
В частности, достаточно показательным является с этой точки зрения бурный рост частного сектора. За четыре года в Польше появилось более 2 млн. частных компаний, которые, не требуя никакого финансирования со стороны государства, весьма ощутимо способствуют повышению уровня жизни. Частный сектор может похвастаться и неплохими качественными характеристиками: рост производительности труда достаточно стабилен и в 1995 году достиг 15%, а качество производимого товара все более соответствует мировым стандартам, что позволило 200 тысячам компаний выйти на внешний рынок (в 1990 году в Польше насчитывалось всего 200 компаний-экспортеров). Объем экспорта в прошлом году вырос на 37% и достиг $16,6 млрд. Значительно возрос и приток частного иностранного капитала, только за первую половину 1995 года составив $1 млрд.
Так что капитализм в Польше чувствует себя не так уж плохо. Правда, многое сейчас зависит от того, как пройдет начавшаяся там кампания массовой приватизации. Собственно, приватизация в Польше началась еще в 1990 году, когда была разрешена продажа части предприятий польскому и иностранному капиталу. Однако она была очень ограниченной: своего капитала в Польше еще явно недоставало, да и с иностранным капиталом тоже не все было гладко.
Теперь же Польша переходит к «всеобщей раздаче», которая, согласно Программе всеобщей приватизации, должна совершиться через равноправный и свободный доступ каждого взрослого поляка к приватизационным бонам (ваучерам). После длительных дебатов было решено, что ваучеры будут продаваться по цене 20 «новых злотых» (приблизительно $5), но в любом случае их стоимость не будет превышать 10% среднемесячной зарплаты. Эта сумма, конечно же, не имеет ничего общего с их реальной стоимостью и будет способствовать лишь возврату средств, потраченных на эмиссию ваучеров и их продажу.
Участвовать в Программе всеобщей приватизации, по предварительным подсчетам, имеют право почти 28 млн. граждан Республики Польша (все те, кому до 31 декабря 1994 года исполнилось 18 лет и кто постоянно проживал в Польше). Между этими 28 млн. человек предполагается распределить акции 514 акционерных обществ. К реализации программы привлечены 15 национальных инвестиционных фондов, которые распределили между собой (по принципу лотереи) доли участия в акционерных обществах с условием, что в общей сложности на их долю приходится по 51% акций в каждом таком обществе, и зарезервировали для каждого ваучера по одной своей акции. Таким образом, каждый поляк, получив ваучер, или, как его называют, акционный патент, состоящий из 15 акций, станет совладельцем каждого из 15 инвестиционных фондов.
Суммарная стоимость акций, переданных в распоряжение инвестиционных фондов, составляет почти 4 млрд. злотых. Для продажи предназначены 85% акций инвестфондов, что составляет 3,37 млрд. злотых. Так что каждый взрослый поляк за 20 злотых может приобрести «кусок Польши» стоимостью приблизительно в 120 злотых.
Для того чтобы приватизация принесла ощутимые результаты, необходимо, по мнению специалистов, чтобы в ней приняла участие хотя бы половина правомочных поляков. И если это произойдет, то у страны появятся шансы надежно закрепить уже достигнутые экономические успехи. А пока на Западе высказывают опасения, что Польша может стать жертвой этих самых ошеломляющих успехов: резкое увеличение экспорта и притока иностранного капитала угрожает новым витком инфляции, предупредить который в состоянии только очень мудрая и сбалансированная экономическая политика. На большой скорости всегда тяжелее удерживать руль.
(По материалам зарубежной печати)