Туннель под Ла-Маншем, позволяющий современным поездам преодолевать расстояние от Лондона до Парижа всего за три часа, стал величайшим достижением инженерной мысли за всю историю человечества. Однако через шесть лет после его открытия неожиданно вспыхнул скандал, связанный с его финансированием. Он начал стремительно разрастаться и сегодня грозит не только запятнать репутацию нескольких ведущих банков Европы, но и перекинуться за океан, принеся неприятности некоторым американским финансовым компаниям.
Сейчас французские власти проводят уголовное расследование в связи с предполагаемой незаконной продажей акций компании «Евротуннель» (которая отвечала за реализацию проекта, а сейчас обеспечивает работу туннеля), а также с возможной преднамеренной дезинформацией ее акционеров. Под подозрением находятся шесть нынешних и бывших руководителей высшего звена этой компании. К тому же причастными к махинациям могут оказаться три европейских банка и обанкротившийся в результате масштабных финансовых потерь американский страховой фонд Tiger Management.
Дальнейшие шаги расследования зависят от французского судьи Доминик де Таланс, которая пока что не изъявляет желания поделиться своими планами с прессой. По той причине, что французские судьи обладают правом выносить обвинения и имеют более широкие полномочия, чем, скажем, их американские коллеги, расследования, проводимые ими, могут длиться годами. Пока что никаких уголовных обвинений выдвинуто не было, не исключено, впрочем, что этого не произойдет и в будущем. Однако если это все же произойдет и французский суд решит, что подозреваемых следует привлечь к ответственности, то общая сумма штрафа, который должны будут заплатить последние, может достичь 1,7 млрд. долл. США.
Сведения о происходящем просочились в прессу из самих структур, попавших под подозрение. Исполнительный директор «Евротуннеля» Патрик Понсоль подтвердил, что госпожа Таланс официально поставила в известность его и других официальных лиц компании о том, что в отношении их производится дознание в связи с подозрениями в предоставлении инвесторам ложной информации о состоянии «финансового здоровья» компании. Руководство «Евротуннеля» подтвердило, что, кроме Понсоля, в поле зрения органов французского правосудия попали директор- распорядитель компании Джордж-Кристиан Шасо и ее главный операционный директор Алан Бертранд. Кроме того, французское правосудие пристально изучает деятельность бывшего вице- президента «Евротуннеля» по финансам Грэма Корбетта и бывшего сопредседателя компании сэра Аластира Мортона, возглавляющих ныне в Великобритании соответственно комиссию по почтовой службе и администрацию железнодорожного транспорта. Со своей стороны, руководители «Евротуннеля» уверены в том, что в заблуждение акционеров они не вводили. Сам Понсоль утверждает, что никакой вины за собой не чувствует, так как свои прогнозы он и его коллеги составляли добросовестно.
Страсти вокруг туннеля под Ла-Маншем имеют долгую и сложную подоплеку. Главная же причина их возникновения заключается в том, что в ходе реализации грандиозного проекта «Евротуннель» пошел на перерасход выделенных на него средств (он составил фантастическую сумму в 9 млрд. долларов). Это в свою очередь подорвало ликвидность акций компании, которыми ныне владеют во Франции многочисленные частные инвесторы.
Для того, чтобы удовлетворить свои колоссальные финансовые потребности, «Евротуннель» сколотил консорциум из 220 финансовых организаций, ставших его кредиторами. Кроме того, на его акции в 1987, 1990 и 1994 годах подписались и некоторые крупные банки. Директора по меньшей мере шести из них в это время входили в совет директоров «Евротуннеля». К примеру, тот же Понсоль был одновременно директором как этой компании, так и банка Bank Indosuez, который впоследствии был поглощен Credit Agricole.
Таким образом, возникала парадоксальная ситуация, когда в распоряжении банков оказывалась конфиденциальная информация о состоянии дел в «Евротуннеле», которую они немедленно передавали своим филиалам, вовсю торгующим акциями этой компании. Разумеется, по закону банки не имели права этого делать. Согласно сведениям из источников, близких к нынешнему совету директоров «Евротуннеля», возможностей для подобных операций имелось в избытке. В период строительства туннеля под Ла-Маншем многие члены совета компании были настолько близки к банкам, ее кредитовавшим, что ставили интересы последних на первое место, абсолютно не думая о том, как это может отразиться на состоянии дел в «Евротуннеле».
Схема обмана была проста. Согласно материалам, оказавшимся в распоряжении редакции журнала Business Week, в подготовленном французским судьей докладе установлено, что все началось в мае 1994 года, когда была выпущена дополнительная эмиссия акций компании на сумму в 1,3 млрд. долларов (напомним, что первый выпуск акций был произведен в 1987 году). Объявление о новом выпуске акций содержало в себе многочисленные неточности и ошибки, сознательно внесенные в него авторами с целью введения потенциальных инвесторов в заблуждение за счет приукрашивания будущих перспектив предприятия. В докладе также имеется информация о том, что фонд Tiger Management, швейцарский банк Swiss Banking Corp. (SBC), а также французские банки Credit Lyonnais и Credit Agricole Indosuez являются теми «счастливчиками», которые сняли впечатляющий «урожай» с продажи крупных пакетов акций накануне объявления о новой эмиссии. Лица, работавшие над докладом, допросили представителей банков и фонда по поводу причин столь активной продажи ценных бумаг компании и остались неудовлетворены их объяснениями.
Дело, очевидно, обстояло так. Еще в январе 1994 года, в процессе судорожного поиска «Евротуннелем» дополнительного финансирования для своего проекта, он обратился к своим банкирам с просьбой о дополнительном кредите и согласился на увеличение своего капитала, что в конечном итоге должно было неизбежно привести к падению цены акций. Однако официальной информации о намерении выпустить новую эмиссию компания тогда не распространяла.
Тем не менее заинтересованные структуры ее получили. Не успели закончиться переговоры по этому вопросу, как Tiger Management, SBC, Credit Lyonnais и Indosuez стали срочным образом продавать миллионы ценных бумаг «Евротуннеля». Более всего преуспел в этом деле Tiger, продавший 11 миллионов штук. В своем докладе французский судья высказывает убеждение в том, что указанные финансовые организации избавлялись от акций компании, ожидая, что цена их в ближайшем будущем резко уменьшится. И правда — в этот период она снизилась более чем вдвое — с 8 долларов за штуку в январе до 3,9 — в конце мая, когда был выпущен новый пакет.
Ассоциация владельцев акций «Евротуннеля» в настоящее время планирует выдвинуть иск против банков и фонда Tiger. Эту организацию возглавляет менеджер одного из французских фондов Кристиан Камбье, лично владеющий полумиллионом акций компании. Долгое время он выступал в защиту мелких акционеров «Евротуннеля», и недавно его пригласили войти в совет директоров компании. Ассоциация полагает, что нечистоплотность владельцев финансовых организаций принесла им не менее 176 млн. долларов чистого дохода. Многие акционеры, исходя из этого, выступают за отставку со своих постов Понсоля и других руководителей компании, в отношении которых происходит дознание.
Как уже говорилось, Доминик де Таланс в настоящее время не может ничего сказать о сроках завершения своей работы. Если она придет к выводу о том, что нарушения закона действительно имели место, то передаст все собранные ею материалы в руки одного из прокуроров. В этом случае наиболее любопытным будет то, каким образом французское правосудие сможет «достать» находящийся в США фонд Tiger. Если вина руководителей этой организации будет доказана, то их может ожидать экстрадиция во Францию. Вместе с тем, французские правоохранительные органы могут столкнуться со сложностями при наложении штрафа на этот фонд, так как все его активы после банкротства уже пошли с молотка, а вырученные средства были переданы незадачливым вкладчикам.
По иронии судьбы, известия о расследовании в отношении «Евротуннеля» просочились в прессу в то время, когда компания наконец-то попала в «финансовую струю». Пару месяцев назад ее представители объявили о том, что в прошлом году им все-таки удалось переломить ситуацию в лучшую сторону — за 1999 год «Евротуннель» понес убытки на сумму «всего» в 224 млн. долларов — почти на 30 процентов меньше, чем годом раньше. Но это является слабым утешением для мелких инвесторов. По мнению французского госслужащего Даниэля Бобина, эта компания в свое время соблазнила сотни тысяч человек, которые сегодня остались ни с чем. Сам он 12 лет назад купил 6 тысяч акций «Евротуннеля» за 18 тысяч долларов. Сегодня цена их упала более чем втрое. Судя по всему, Бобин и другие частные акционеры, стремившиеся в свое время сказочно обогатиться за счет «проекта века», уже могут ставить на своих мечтах жирный крест.