Харьковское конструкторское бюро по машиностроению неразрывно связано с заводом им. Малышева. Из стен этих предприятий вышли машины, определившие пути развития не только украинского, но и мирового танкостроения. Сегодня КБ им.Морозова разрабатывает новые и совершенствует серийные образцы бронетанковой техники, координирует организацию производств всей номенклатуры военно-гусеничных машин в Украине.
Беседу с корреспондентом «ЗН» генеральный конструктор бронетанковых войск Украины генерал-лейтенант Михаил Борисюк начал с рассказа о событиях конца прошлого года, когда ведущие танки мира встретились, что называется, лоб в лоб. Среди них был и украинский Т-84.
- В конце 1998 года впервые в истории танки различных танкопроизводящих стран встретились в мирном соревновании на одном полигоне. Не на выставке, где показывается какой-то отдельный фрагмент, а в реальных двухмесячных состязаниях с демонстрацией всех характеристик и качеств танка.
Предыстория такова. Греческая Республика решила обновить свой танковый парк и заявила, что для принятия решения по закупке необходимы сравнительные испытания. Проходили они на греческом полигоне, вблизи Литохоро, с 13 октября по 18 декабря. Участвовали шесть стран (хотя желающих было значительно больше). США представили танк М-1 «Абрамс», Англия - «Челленжер»-2, Германия - «Леопард»-2, Франция - «Леклерк», Россия - Т-80У, Украина - Т-84.
Примечателен уже сам факт, что в число лучших танкопроизводящих стран вошла Украина, в частности завод им. Малышева и КБ им. Морозова. До этого танки стран НАТО мы знали только по публикациям, сведениям, добываемым различными службами и ведомствами. Кроме того, наш танк впервые испытывали по НАТОвским стандартам. Так, например, мы привыкли ходить только по бездорожью и преодолевать различные естественные препятствия. И вдруг предстоит совершить 900-километровый марш по автостраде Афины-Салоники, где трехполосное движение и где рядом движутся автобусы, грузовые и легковые автомобили. Нам понадобились дополнительные гусеницы. КБ и завод оперативно их изготовили и прислали, пришлось учить управлению греческого механика-водителя. Ехать со скоростью 55-60 км в час, когда на расстоянии полуметра движется транспорт, очень сложно. Танк ведь весит 46,5 тонны. Первые 50 километров его вообще вели наши специалисты, затем, после тренировки, 850 километров - греческий механик-водитель. Новым для нас был грунт - глина с камнями, выполнение упражнений по стрельбе из пушки в условиях тумана и дождя. Причем если мы обычно выполняли упражнения в стрельбе бронебойными снарядами на дальность до 2,5 километра, то по НАТОвским стандартам - до четырех километров. Мы впервые шли на такие испытания и здесь же сравнивали свои данные с результатами конкурентов.
В Греции я убедился: у западных образцов, например «Леопарда», «Абрамса», есть конструкторские решения, заслуживающие внимания. Прежде всего по внедрению современных оптико-электронных систем, позволяющих членам экипажа, особенно командиру, видеть лучше и дальше. Никогда не думал, что на западных танках уже устанавливают зеркала заднего видения или видеокамеры, а также датчик, который фиксирует при движении назад прикосновение танка к препятствию. Конечно, есть с чего брать пример и у нас. Мы ушли вперед по компоновочным решениям. Некоторым может показаться, что для дизайна в танке тесновато - машина по высоте на метр ниже танка конкурентов. Но при том же уровне защиты он в среднем на 10 тонн легче, а соответственно и дешевле. Такую компоновку удалось создать благодаря внедрению автомата заряжания. У нас он уже более 30 лет, а на западных образцах установлен лишь на «Леклерке» и то недавно. Да, мы не тренировались в стрельбе на четыре километра бронебойными снарядами, но это потому, что у нас есть управляемая ракета, в западных образцах ее нет.
Испытания в Греции показали: у нас очень надежная ходовая часть. За все время испытаний мы практически не имели проблем, ничего не делали по обслуживанию танка, хотя прошли около двух тысяч километров и произвели более 200 выстрелов из пушки. Было всего два незначительных дефекта. А соревнования были напряженными и жесткими.
- Идут разговоры о какой-то аварии. Что-то действительно случилось с украинским механиком-водителем?
- Это чьи-то выдумки. Ни один из танков не попал в аварию. Был несчастный случай с российским инженером, который в автомобильной катастрофе сломал ногу. Его госпитализировали, а потом отправили в Россию.
- Можно прояснить еще один вопрос? Говорят, что «малышевцы» поехали в Грецию чуть ли ни самовольно и этим нанесли вред украинскому танкостроению…
- Ни завод им.Малышева, ни КБ им.Морозова никогда не делают никаких шагов без согласования с вышестоящим руководством. Я благодарен руководству страны, что в последний момент было принято решение, разрешающее нам участвовать в этих соревнованиях. Оно было правильным.
В Греции танк ожидали серьезные испытания. Например, нужно было преодолеть метровую стену или тридцатиградусный подъем, при этом на подъеме остановиться и снова тронуться. Достаточно сказать, что в процессе испытаний мы три раза меняли гусеницы, в зависимости от условий и требований, чтобы выгодно показать наш танк. Если бы в Грецию поехали люди, не так досконально знающие танк, как наша команда из семи человек, то машина могла бы выйти из строя в течение первых дней. Танки других стран также представляли разработчики и производители. Российский Т-80У представляло «Росвооружение», фирма, аналогичная нашему «Укрспецэкспорту», а не конструкторское бюро. Были допущены серьезные ошибки, трижды потом представители пытались восстановить танк, но это так и не удалось. В результате российский
Т-80У не смог полностью проявить себя в этих испытаниях.
Задача занять первое место не ставилась. По результатам всех соревнований будет составлен состоятельный доклад. Финальная программа была показана в присутствии представителей посольств всех шести стран, министра обороны Греции и начальника штаба. На подведении итогов было отмечено: украинский танк Т-84 показал оригинальную программу и выступил практически лучше всех. К примеру, только мы и немцы на «Леопарде» форсировали водную преграду - брод глубиной в 2,5 метра. Немецкий танк высотой 2,6 метра проходил медленно с открытым люком, двигатель питался через него. Наш танк заходил в воду полностью, по крышу, с закрытыми люками, с установленными (конструкцией это предусмотрено) двумя трубами. Мы форсировали ров без остановки. Затем трубы автоматически были сброшены и через полминуты танк произвел выстрел и попал в цель. А дальше - огонь из всех вооружений, эффективно поставленная дымовая завеса, демонстрация скоростей, как передней, так и задней, пуск управляемой ракеты и т. д. Словом, мы произвели впечатление.
- Если можно, немного о греческом тендере, его условия уже известны?
- Греческая сторона заявила, что собирается закупить 500 танков. Мы соревновались только по техническим и боевым характеристикам. Могу сказать, что по оценке технических характеристик мы где-то на уровне трех-четырех передовых танкопроизводящих стран. Нужный объем мы выполнили, в чем-то были лучше, где-то хуже. В составе пяти танков мы дошли до финиша, оказались где-то в середине. Последнее слово - за экономистами, может быть, политиками. По предварительным сведениям, Грецией может быть закуплен и не один вид танков, а несколько.
- Бытует такое мнение, что «малышевцы» живут старыми запасами, а в нынешних разработках нет ничего нового. Насколько это соответствует действительности?
- КБ им. Морозова никогда не стояло на месте. Достаточно сказать, что уже на начало пакистанского контракта, по сравнению с танком, что делался во времена Союза, в него было внедрено более 100 различных изменений. Сейчас в Греции мы были не с Т-80У, который на серийном производстве, а с Т-84. По всем основным параметрам он значительно превосходит предшественника. И двигатель не тот: на танке Т-80УД - 1000 л. с., здесь - 1200 л. с. Комплекс защиты усовершенствованный, лучше вооружение. Установлен тепловизионный прицел для ночной стрельбы. Есть наработки по боеприпасам. При общих трудностях КБ сейчас работоспособно, как никогда. Мы сохранили кадры, каждый год принимаем большое количество молодых специалистов, современно подготовленных, знающих компьютерную технику.
- Пакистанский контракт, по большому счету, дал второе дыхание «малышевцам» - пошли деньги и завод заработал. В этом году срок контракта истекает. Будут ли новые?
- По пакистанскому контракту осталась еще почти треть работ. Возможность получения новых контрактов заводом им.Малышева и КБ им.Морозова есть. В этом направлении мы работаем. В данный момент важно, чтобы соответствующие службы не мешали работать. В каждой стране помогают производителю, так должно быть и у нас.
- Но ведь возможности заключения контрактов не ограничиваются для вас борьбой за тендеры Турции и Греции?
- Конечно, нет. Но пока не хочу шума. Контракты заключаются тихо и спокойно. Так было у нас с пакистанским контрактом.