В условиях мирового финансового кризиса, отрицательно повлиявшего на экономическую ситуацию в нашей стране и приведшего к резкому ухудшению сальдо внешней торговли Украины и уменьшению валютных поступлений, определенный интерес для украинских государственных, в частности промышленных, организаций может представлять опыт иностранных государств по поддержке национальных товаропроизводителей на международных рынках, содействию их экспортным программам, увеличению валютных поступлений и уменьшению безработицы. В частности, заслуживает внимания деятельность правительственных структур США по поддержке экспорта товаров, капитала и услуг и защите интересов американских компаний и банков на внешних рынках.
Механизм государственной поддержки американского экспорта
Сегодня поддержка и защита интересов американского бизнеса на международной арене возводится в ранг важнейшей государственной задачи — одного из приоритетов национальной безопасности Соединенных Штатов. На государственном уровне происходит значительное распространение процесса экономизации внешней политики США, в который включается все больше американских организаций. В частности, наряду с государственными органами, традиционно участвующими в этом процессе, привлекается все больше других правительственных структур, в том числе Государственный департамент, Национальный экономический совет и ЦРУ США. Так, по признанию бывшего директора ЦРУ Дж.Вулси, еще в 90-е годы прошлого века американская разведка обеспечивала ведущим компаниям Соединенных Штатов ежегодную экономию по зарубежным контрактам в 10—17 млрд. долл.
Значительную роль во внешнеэкономической экспансии США играет и министерство финансов, которое через 400 своих представителей за рубежом обеспечивает американские посольства и бизнес-структуры необходимой информацией финансового и экономического содержания. Определенную помощь компаниям Соединенных Штатов за пределами страны оказывают также министерства торговли и сельского хозяйства США, у каждого из которых работает за рубежом порядка 250 специалистов.
Деятельность высших законодательных и исполнительных органов Соединенных Штатов на этом направлении характеризуется тесной скоординированностью и взаимодействием. Именно с этой целью еще в 1992 году был создан Координационный комитет по содействию торговле, в состав которого входят руководители 19 ведущих государственных организаций. На основе ежегодной «Национальной экспортной стратегии» комитет готовит программы по содействию и расширению зарубежной деятельности американских компаний. В частности, недавно подготовленный им акт в поддержку экспорта содержит более ста государственных программ по содействию экспорту американского капитала, товаров и услуг. Всестороннюю поддержку экспортной и инвестиционной деятельности бизнеса США оказывают 109 региональных центров помощи развитию экспорта и более 170 зарубежных представительств Соединенных Штатов, а также девять государственных информационных веб-сайтов.
Для обеспечения роста американского экспорта Конгресс США ежегодно выделяет Координационному комитету 1,6—1,9 млрд. долл., направляемых на поддержку внешнеэкономической деятельности американских фирм, прежде всего относящихся к мелкому и среднему бизнесу. Более 50% указанных средств реализуются через программы министерства сельского хозяйства, 16 — министерства торговли, 9 — Государственного департамента, 8—14% — Эксимбанка и т.д.
Внешняя экспансия американских компаний и банков и защита их интересов за рубежом и на рынке Соединенных Штатов широко обеспечиваются и на законодательном уровне. Об этом, в частности, свидетельствует и недавнее принятие Конгрессом закона об обеспечении безопасности при иностранном инвестировании в США, а также закона об администрировании экспорта. В течение последних лет еще более активизировался процесс заключения США договоров о свободной торговле с другими странами и создания региональных зон свободной торговли.
Для усиления экономических аспектов во внешней и внутренней политике Соединенных Штатов при президенте Клинтоне в Белом доме был создан Национальный экономический совет. Он играет важную роль в разработке и реализации внешнеэкономической стратегии страны. Совет возглавляет президент США, в его состав входят руководители 11 ведущих американских государственных учреждений.
Значительную поддержку компании Соединенных Штатов, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, получают за счет финансирования государством программ американского экспорта. В частности, по признанию газеты «Нью-Йорк таймс», только на субсидирование продажи сельхозпродукции за рубеж правительство США ежегодно выделяет национальным производителям более 19 млрд. долл. Вместе с тем эксперты вашингтонского Cato Institute подсчитали, что на протяжении первого срока пребывания президента Дж.Буша у власти (2001—2005 годы) реальные субсидии фермерам составляли 42,7 млрд.
долл. в год. По данным исследовательской службы Конгресса США, в период с 1996-го по 2005 год американские фермеры, выращивавшие рис, 72% своей прибыли получили за счет прямых государственных субсидий. Для производителей хлопка этот показатель составлял 50%, пшеницы — 35, ячменя — 30, кукурузы — 25%.
Государственный департамент как инструмент внешнеэкономической экспансии
Все более активную роль в содействии американским компаниям и банкам на внешних рынках играет Государственный департамент США. Американская дипломатия сегодня все больше «экономизируется» в том смысле, что не только опирается на хозяйственный потенциал страны, но и осуществляет внешнеполитическое обеспечение экономических интересов компаний Соединенных Штатов за рубежом, занимается вопросами торговли, инвестиций и поиском новых рынков для национального бизнеса в качестве приоритетных направлений дипломатической деятельности.
При президенте Клинтоне в дипломатическую деятельность были привнесены новые аспекты. В частности, под руководством тогдашнего госсекретаря У.Кристофера в Государственном департаменте был создан учебный центр для ознакомления американских послов со стратегией торговых переговоров. Широкую огласку получило указание, разосланное ранее внешнеполитическим ведомством США всем американским посольствам и консульствам за границей: «Оценка деятельности всех служащих отныне будет основываться на их участии в бизнесе США».
По официальным оценкам Государственного департамента, только в течение последних лет внешнеполитическое ведомство содействовало американским компаниям в получении за рубежом контрактов на миллиарды долларов. В частности, при активной помощи Госдепа корпорация «Боинг» выиграла тендер на поставку 21 самолета в Южно-Африканскую Республику на сумму 2,4 млрд. долл. и пассажирских авиалайнеров в Саудовскую Аравию — на 4 млрд. долл.; компания «Локхид Мартин» заключила сделку с Турцией на поставку навигационного оборудования; фирма «Си-Эм-Эс Энерджи» подписала контракт на строительство мощной энергетической станции в ОАЭ.
Сегодня Государственный департамент обеспечивает содействие и защиту интересов американского бизнеса в 171 стране мира (в 90 государствах — совместно с министерствами торговли и сельского хозяйства). При Госдепартаменте создан Фонд стимулирования и содействия бизнесу, оказывающий поддержку внешнеэкономическим контрактам и инвестиционным проектам американских компаний и банков, продвижению их товаров и услуг на внешние рынки.
Нынешнюю деятельность дипломатии США на экономическом направлении определяет скоординированность действий многих правительственных учреждений. Характерным примером такого сотрудничества из недавней практики является продажа американской корпорацией «Рейтеон» радиотехнического оборудования в Бразилию. Указанной компании почти в последний момент удалось вырвать у французских конкурентов полуторамиллиардное соглашение на сооружение радаров в этой стране. И это произошло только потому, что были задействованы практически все ведущие внешнеполитические и внешнеэкономические правительственные структуры Соединенных Штатов — министерства торговли и финансов, Совет национальной безопасности и ЦРУ. Кроме того, президент США направил президенту Бразилии личное письмо, в котором убеждал, что радарное соглашение необходимо для дальнейшего развития американско-бразильских отношений. При этом координатором всех действий американских правительственных структур при подготовке и заключении указанного контракта выступал Государственный департамент США.
Вместе с тем ведущие организации американского бизнеса и его лоббистские структуры непосредственно влияют на разработку и реализацию внешнеполитического и внешнеэкономического курса государства с целью максимального учета интересов компаний и банков США на внешних рынках. Этому, в частности, способствует деятельность таких организаций, как Консультативный комитет по международной экономической политике при Государственном департаменте, Национальный совет по внешней торговле и Бизнес-совет по международному взаимопониманию.
Таким образом, сегодня в США на высшем государственном уровне создан эффективно действующий механизм поддержки и защиты зарубежных интересов американских компаний и банков. При этом внешнеполитическая стратегия страны направлена, с одной стороны, на заключение международных соглашений и кодексов, гарантирующих права американских корпораций за рубежом, а с другой — на оказание прямой поддержки и содействия компаниям Соединенных Штатов на международном уровне.
По поводу экономизации внешней политики Украины
Опыт деятельности правительственных структур США по расширению экспорта товаров, капитала и услуг, поддержке и защите интересов американского бизнеса на внешних рынках представляет определенный интерес для украинских государственных организаций в плане наращивания экспортного потенциала нашего государства, увеличения валютных поступлений, сохранения и создания новых рабочих мест, содействия национальным товаропроизводителям на мировом рынке, усиления экономических акцентов во внешней политике страны. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть следующие меры по экономизации внешней политики Украины. Для этого, в частности, стоит:
— создать консультативно-совещательный межведомственный Экспортный совет при Кабинете министров Украины с участием руководителей министерств иностранных дел, экономики, финансов, промышленной политики, топлива и энергетики, аграрной политики, транспорта и связи, обороны, Государственного экспортно-импортного банка, Торгово-промышленной палаты и Украинского союза промышленников и предпринимателей. При этом предусмотреть вхождение Совета экспортеров Министерства экономики Украины в состав Экспортного совета в качестве его рабочего аппарата. Главной целью деятельности последнего должна быть подготовка предложений по формированию государственной экспортной политики, разработка и реализация приоритетных проектов по оказанию поддержки внешнеэкономической деятельности украинских товаропроизводителей, содействие их экспортным программам и защита интересов национального бизнеса за рубежом;
— Экспортному совету подготовить и направить в Верховную Раду Украины проект закона о поддержке украинского экспорта;
— на основе закона о поддержке экспорта разработать и принять (Кабинет министров Украины) подготовленную членами Экспортного совета государственную программу содействия экспорту, направленную на создание новой конкурентной модели развития экономики, эффективной системы поддержки развития экспортного потенциала страны, повышение качества отечественного экспорта, расширение его номенклатуры и улучшение структуры. При этом важное значение для подготовки и реализации указанной программы имеет структурно-инвестиционная политика государства, определяющая соответствующие отраслевые приоритеты и конкурентные преимущества национальной экономики, которые должны служить основой международной специализации нашей страны;
— привлечь к деятельности Совместного координационного совета по международному экономическому сотрудничеству министерств иностранных дел и экономики заместителей глав облгосадминистраций по внешнеэкономическим вопросам для налаживания постоянного взаимодействия МИДа и Минэкономики с местными органами власти по содействию экспортной деятельности украинских компаний и банков;
— Активизировать процесс подготовки и реализации стратегии создания зон свободной торговли Украины с региональными союзами и отдельными странами с целью наращивания объемов экспорта украинской продукции;
— для дальнейшего развития экспортной базы страны, организации эффективного механизма экспортных гарантий, финансирования и страхования экспортных поставок создать Фонд поддержки экспорта;
— в рамках бюджетного финансирования предусмотреть субсидирование растущих процентных ставок по кредитам как средство государственной поддержки экспортеров;
— рассмотреть вопрос создания механизма дипломатического сопровождения экспортных контрактов — временного откомандирования работников МИДа на ведущие государственные предприятия, реализующие за рубежом крупные внешнеэкономические контракты, с целью оказания им практического содействия в осуществлении экспортно-импортной деятельности;
— для лучшего продвижения украинских товаров и услуг на внешние рынки, поиска новых экспортных возможностей целесообразно во время зарубежных визитов министра иностранных дел Украины формировать единый «бизнес-пул» из числа представителей МИДа и экспортно-ориентированных предприятий соответствующих регионов. Это способствовало бы дальнейшей командной совместной работе по реализации заключенных во время визитов контрактов и соглашений с иностранными компаниями;
— создать в структуре Дипломатической академии МИД Украины учебный бизнес-центр для подготовки и повышения квалификации специалистов Министерства иностранных дел и других государственных учреждений в сфере ведения бизнеса за рубежом, тактики проведения торговых переговоров, заключения внешнеэкономических контрактов и их дальнейшего дипломатического сопровождения;
— рассмотреть вопрос о создании государственного веб-сайта для информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности украинских предприятий и банков.