Президентский приватизационный указ под елочку? Это уже было, было. В 1994-м, подписав 30 декабря документ о мерах по ускорению процесса малой приватизации (а по сути - о проведении ее в действительно массовом масштабе), Леонид Кучма, как это ни высокопарно звучит, дал импульс рыночным преобразованиям в нашей стране. Можно по-разному оценивать многолетние президентские усилия по совершенствованию приватизационного законодательного поля, однако переход за минувшие пять лет более чем 50 тыс. малых объектов в частные руки - несомненный успех. И в этом смысле предновогодний указ-94, даже пять лет спустя, воспринимается как один из наиболее полезных и удачных.
Иная судьба, скорее всего, ждет новейшее приватизационно-ускорительное произведение за подписью Леонида Даниловича. И времена иные, и полномочия Президента по законодательному урегулированию экономических проблем вот уже полгода как в прошлом...
Разработчики указа «О неотложных мерах по ускорению приватизации имущества в Украине», мне кажется, превзошли самих себя, стараясь перевести разговор исключительно в организационно-идеологическую плоскость и нигде, ни на сантиметр не вторгнуться в «священные» полномочия Верховной Рады, которая, как известно, регулирует экономические процессы законами. В тексте президентского документа мы найдем целую россыпь канцелярских перлов типа «вжити заходів», «розглянути питання», «внести у встановленому порядку на розгляд Верховної Ради України», «внести пропозиції», и хотя зачастую они подкрепляются сроками и касаются весьма актуальных проблем, все это, однако, оптимизма не прибавляет. Ставит, к примеру, Президент безусловно правильную задачу: Кабмину - до 1 февраля будущего года максимально сократить количество пакетов акций, закрепляемых в госсобственности. И что дальше? В условиях, когда абсолютно не понятно, каким будет экономический блок правительства, а новый премьер в выступлении перед Верховной Радой выдает по приватизационным вопросам нечто, мягко говоря, эклектичное (эдакую помесь денежной приватизации, стратегических инвесторов и учета интересов трудовых коллективов), позитивные прогнозы делать чрезвычайно трудно.
Хочется, конечно, верить, что правительство г-на Ющенко, в отличие от предыдущего, будет как можно реже вставлять палки в колеса приватизации. Хотя бы из инстинкта самосохранения и для поддержания добрых отношений с международными финансовыми институтами, которые пока тщетно добиваются от нас ровно двух вещей - реальной админреформы и широкомасштабной денежной приватизации. Хочется верить, что как страшный сон забудется 1999 год - с особыми распоряжениями премьера, активничаньем «покойного» Национального агентства по управлению государственными корпоративными правами, дурно пахнущим 47-м аукционом за приватизационные сертификаты, постоянными изменениями «генеральной линии» в вопросе о Николаевском глиноземном, очередным запретом приватизации в электроэнергетике… Однако будем реалистами: идиллия в процессе разгосударствления «нам только снится» - сколько ни записывай в президентский указ трогательное и в то же время очень грустное «обязать органы исполнительной власти и их должностных лиц действовать в процессе приватизации только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены законодательством Украины по вопросам приватизации». Ведь если в стране останется хоть одно отраслевое министерство со своим ведомственным интересом (а, по крайней мере, одно уж точно останется, мы имеем в виду такого «монстра», как Минтопэнерго), Фонду госимущества опять не позавидуешь. Снова будут обиды, взаимные обвинения в непонимании, публикации соответствующего толка в прессе…
Как бы предчувствуя будущую веселую жизнь, руководители ФГИ вышли с рядом предложений к и.о. вице-премьера С.Тигипко. Помимо «безусловного выполнения» положений президентского указа они просят снять запрет на продажу пакетов акций энергокомпаний на биржах и в ПФТС, запретить Национальному агентству принимать любые решения вплоть до окончания процесса реорганизации, обеспечить четкое выполнение разработанного ФГИ и утвержденного Кабмином плана-графика продажи объектов в 2000 году, запретить снятие объектов с продажи на конкурсах и биржах после публикации объявлений об их продаже, а также - сейчас будет особенно интересно! - запретить должностным лицам органов государственной исполнительной власти обращаться в Кабмин и ФГИ относительно внесения изменений в план-график продажи объектов. И все это лишь для того, чтобы в первом квартале обеспечить поступление в бюджет от приватизации 500 млн. гривен - суммы, несоизмеримой с объемом выплат по внешним долгам и, по большому счету, страну не спасающей.
По-видимому, чтобы обеспечить поступление 2,5 млрд. гривен в расчете на год новому (или старому?) вице-премьеру по вопросам экономической политики, придется полностью сосредоточиться на приватизации. Либо - как вариант - необходимо будет поднять статус председателя Фонда госимущества до вице-премьерского. А чтобы в государственный бюджет Украины от приватизации в течение 2000-2002 годов поступила сумма, эквивалентная $3 млрд., как это записано в упомянутом выше президентском указе, приватизацию, похоже, должен будет возглавить лично премьер: вряд ли кто иной совладает в нашей стране с разнонаправленными интересами бизнесменов от политики. Или, если угодно, политиками от бизнеса.
Автор этих строк лишь десять дней назад вернулся из Польши, где приватизацией руководит не Кабмин, не верхняя палата парламента вкупе с нижней, а министр, действующий в рамках закона и программы приватизации, которая разрабатывается на весь срок деятельности правительственного кабинета. В тамошнем «фонде госимущества» (Министерстве скарбу панства) нам рассказывали, что только одна приватизационная сделка этого года - по продаже 52-процентного пакета акций второго по величине польского банка - РЕКАО S.A. - принесла польской казне порядка 4 млрд. злотых, или 1 млрд. долл. В процессе приватизации авиакомпания - LOT, а также «Польские телекоммуникации» (15 процентов акций проданы в прошлом году на Варшавской бирже, сейчас идут переговоры со стратегическим инвестором - France Telecom - о продаже 35-процентного пакета). В целом от приватизации-99 бюджет получил порядка 13,4 млрд. злотых (поделите на четыре - и получите примерную сумму в долларах). Денег хватает на покрытие не только дефицита солидарной пенсионной системы, но и части дефицита бюджета…
Мы же рассчитываем получить в 2000 году жалкие 750 млн. гривен от приватизации «Укртелекома» и еще 600 млн. - от продажи акций энергокомпаний? Что ж, поделом нам. Порулят еще годик-полтора приватизацией все желающие из числа министров или просто высокопоставленных чиновников, разразятся еще парой-тройкой антиприватизационных инициатив депутаты - и пакеты акций крупных предприятий будут уходить разве что по «немецкой цене». По 1 грн.