Дефолт как диагноз

3 июля, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №24, 3 июля-10 июля

Невыполнение Грецией обязательств по долгам перед МВФ на сумму около 1,6 млрд евро, приведшее 1 июля к фактическому дефолту страны, можно считать началом кульминации в драме, за которой мы наблюдаем с мая 2010 г. Именно тогда Афины оказались не способны продолжать обслуживать свои долги путем заимствования средств на международных рынках капитала и "подсели на иглу" финансовых вливаний. Сегодня греческая болезнь перешла в более опасную фазу. И это обострение лишь усилило конфликт между "больным" и лечащим его "персоналом".

 

 

Невыполнение Грецией обязательств по долгам перед МВФ на сумму около 1,6 млрд евро, приведшее 1 июля к фактическому дефолту страны, можно считать началом кульминации в драме, за которой мы наблюдаем с мая 2010 г. 

Именно тогда Афины оказались не способны продолжать обслуживать свои долги путем заимствования средств на международных рынках капитала и "подсели на иглу" финансовых вливаний. Сегодня греческая болезнь перешла в более опасную фазу. И это обострение лишь усилило конфликт между "больным" и лечащим его "персоналом".

Сводится спор к тому, что больной пытается обвинить докторов в изначально неправильных диагнозе и методе лечения, из-за чего выздоровление так и не наступило. А доктора считают обратное — больной не придерживался рецептов спасавших его врачей, обманывал их, выбрасывая горькие пилюли в окно, и таким вот безответственным и, как говорят нынче в Европе, скандальным поведением свел на нет все многолетние дорогостоящие процедуры. Прав ли пациент, который сегодня, несмотря на ухудшившееся состояние, заявляет врачам, что он лучше их понимает, как и чем его нужно лечить? То он срочно требует спасительного "морфия", которого хватит еще на пару лет. В противном случае он угрожает вообще отказаться от лечения. Или вдруг начинает биться в припадке, крича: "Доктор, да режьте вы, наконец... (желая "отрезать и забыть" большую часть греческого долга), а не то я совершу самоубийство".

Но врачи, похоже, больше думают о том, что случится, если больной отойдет в мир иной или впадет в кому. И тот, и другой исход чреват определенными проблемами для всего лечащего персонала европейской экономической клиники. Как повлияет этот "клинический случай" на Европейский Союз, полагавший, что ему удалось построить систему экономического "здравоохранения", которая после кризиса 2008–2010 гг., казалось, была способна "излечивать" самых безнадежных пациентов? Какие уроки следует извлечь МВФ для того, чтобы ошибки греческого "лечения" не повторялись?

К тому, что Греция будет неспособна платить по своим долгам, готовились, но осознать это до конца многим еще сложно. Вот почему разошлись мнения международных экспертов о том, считать ли просроченный платеж МВФ дефолтом или все-таки дефолт Греции наступит через несколько дней — после того, как она просрочит один или несколько платежей в июле. Так, уже 20 июля Греции предстоит выплатить Европейскому центральному банку сумму в 3,5 млрд евро. По данным же агентства S&P, ближайшими выплатами будут: погашение 10 июля казначейских векселей на 2 млрд евро, погашение 14 июля "самурайских" облигаций (номинированных в японских иенах, 1995 г. выпуска) на 83 млн евро и причитающиеся 17 июля проценты на 71 млн евро по облигациям, выпущенным в прошлом году. То есть, по мнению рейтингового агентства, дефолтом будет считаться отказ от платежа по коммерческим обязательствам.

Однако по сути это ситуацию не меняет. Не только Греция, но и весь мир оказались сегодня в новой реальности. Будущее еврозоны как монетарного союза, основанного на солидарности и ответственности его членов, поставлено под сомнение — ЕС не стал продлевать программу помощи Афинам. Выход Греции из зоны евро теперь представляется вполне вероятным, а кому-то кажется даже желательным и необходимым. Европейский Союз в целом переоценил степень своего влияния на национальное  правительство одной из стран-членов, оказавшись в заложниках у неуступчивых греков. Как разрешить эти проблемы — вопрос ближайшего будущего.

А пока же наибольшие потери понес Международный валютный фонд. Он, пожалуй, впервые за последние годы столкнулся с проблемой (последний раз платеж фонду просрочило Зимбабве в 2001 г.), когда его участие в спасении экономики страны не привело к желаемым результатам, что больно бьет по репутации этого крупнейшего в мире финансового института.

"Кто еще рискнет доверить свой суверенитет МВФ, если мы стали свидетелями такой плохой работы по прогнозированию", — заявил Джозеф Стиглиц, бывший главный экономист Всемирного банка, а сегодня профессор Колумбийского университета. По его мнению, неверный курс был запрограммирован еще в 2010 г., когда МВФ и еврозона договаривались о выделении первого пакета помощи Афинам в 110 млрд евро. Ссылаясь на конфиденциальные документы МВФ, журналисты газеты The Wall Street Journal выяснили, что пять лет назад некоторые сотрудники фонда и примерно треть состава совета директоров МВФ выражали свое неудовлетворение тем, как шли переговоры о пакете помощи государству. Они указывали на то, что экономические показатели, которых должна была достичь Греция в результате запуска программы, нереалистичны. Афины согласились на сокращение расходов государства на 30 млрд евро за три года и пытались сократить бюджетный дефицит с рекордного уровня 13,6% ВВП до 8,1%. Также предполагалось, что с 2012 г. греки смогут самостоятельно обслуживать свои долги. Под давлением США и ЕС решение было одобрено, поскольку считалось, что проблемы Греции быстро перекинутся на другие страны ЕС.

Сегодня в МВФ признают, что первой ошибкой был отказ от требования провести реструктуризацию долга, которую Греция все равно вынуждена была сделать в
2012-м — частные кредиторы списали более 100 млрд евро. Но к тому времени греки уже нарушили все ранее согласованные договоренности, и кредиторам не оставалось ничего другого, как запустить новую, более масштабную программу спасения на 130 млрд евро до 2015 г.

Еще одна ошибка кредиторов состояла в том, что увеличение объемов финансовой помощи, которая ранее помогала сократить долговую нагрузку страны, привело к стремительному росту ее госдолга. Получается, в МВФ неправильно оценили эффект от сокращения государственных расходов и политики жесткой экономии. Увеличение долговой нагрузки требовало от греческих властей дальнейшего сокращения госрасходов и приводило к падению экономической активности. Смена нескольких греческих правительств за последние годы не позволила провести желаемые реформы, в то время как страна все глубже погружалась в рецессию, а безработица перевалила за 28%. Если бы Евросоюз снова — третий раз за пять лет — предоставил помощь Афинам, то ее основная часть пошла бы на обслуживание долга, который на данный момент достиг 315 млрд евро. На текущий год выпали самые крупные платежи, хотя основная часть задолженности — около 240 млрд — это долгосрочный заем с погашением пять лет и более. (Это обстоятельство позволило кредиторам утверждать, что при правильном подходе в целом Греция вполне способна обслуживать свой долг, и ее выплаты в среднем даже ниже, чем у других проблемных стран еврозоны.)

Другие эксперты отмечают еще одну деталь. Греция с 2010-го и по 2014-й получала от тройки кредиторов (МВФ, ЕЦБ и Евросоюза) средств больше, чем она должна была платить, но они главным образом шли на поддержку финансовой и банковской систем страны, а отнюдь не на системную трансформацию экономики. Но и требования кредиторов относительно масштабных и радикальных реформ, выдвинутые в рамках программ финансовой поддержки, не сопровождались какой-либо конкретикой и продуманными шагами. Не было такой программы и у Афин, где постоянно кипели политические страсти. Так возникла в чем-то абсурдная ситуация, когда кредиторы начали навязывать и диктовать Греции те реформистские действия, которые правительство страны само должно планировать и предпринимать.

Именно в эти дни эксперты вспомнили о печальном опыте, который МВФ приобрел, работая с Украиной с 2010 г., еще до событий на Майдане. В датированном 27 ноября 2013 г. докладе МВФ сделал для себя вывод, что результаты его разочаровали, и провал долгосрочных целей программы помощи Киеву был вызван нежеланием правительства проводить реформы. Уже тогда в Вашингтоне полагали, что в будущем нужно стремиться к тому, чтобы правительство страны, которой требуется помощь, самостоятельно разрабатывало и предлагало реформы, а МВФ и прочие кредиторы поддерживали их финансово и политически. Если же фонд видит, что в стране не происходит изменений, а правительство противится реформам, то помощь должна быть приостановлена автоматически, если условия программы не выполнены в течение 18 месяцев.

Сегодня в МВФ затрудняются ответить на вопрос, почему в случае с Грецией они снова наступили на "украинские грабли". Не учли неспособность правительства страны брать на себя долгосрочные обязательства (при наличии нескольких кредиторов, переменчивого настроения электората, слабого и неопытного политического руководства). Это стало очевидно лишь после того, как не возымели успеха многочисленные увещевания кредиторов и политиков ЕС Алексиса Ципраса о том, что его правительство должно разработать и представить адекватную программу реформ. За месяцы, прошедшие со времени последних выборов, левое греческое правительство (пришедшее к власти на лозунгах отказа от навязываемых Греции условий) так и не смогло выработать свою собственную программу и стратегию поведения. Сначала оно принимало условия кредиторов (чтобы пролонгировать программу помощи), потом отказывалось им следовать, не предлагая взамен ничего достойного и стоящего внимания.

Именно поэтому предложения кредиторов и стали в итоге единственной программой, которую правительству в Афинах следовало бы выполнять, если бы оно действительно стремилось к реформам и продолжению финансовой поддержки со стороны ЕС. Греция рассчитывала получить 7,2 млрд евро в случае успеха нынешних переговоров (и еще примерно 16 млрд евро могли быть ссужены в случае продления программы помощи). Афины этого не сделали, а кредиторы не поддались на шантаж греков и денег для погашения долга перед МВФ не дали.

Отсутствие у греческого правительства собственной программы реформ также объясняет то, что на референдуме в воскресенье, 5 июля, гражданам Греции предстоит дать ответ на единственный вопрос — соглашаться ли с предложениями кредиторов. (С их последним вариантом по состоянию на вечер 26 июня можно ознакомиться на сайте Еврокомиссии.) При этом в минувшую среду Ципрас обратился к грекам с речью по национальному телевидению, призвав их на референдуме голосовать против предложений, которые он охарактеризовал как "шантаж". Он также заявил, что возьмет на себя полную ответственность за разрешение кризисной ситуации после референдума.

На таком фоне Еврогруппа, состоящая из министров финансов стран еврозоны, решила воздержаться от любых контактов с греческими представителями и от дальнейших переговоров с ними до подведения итогов воскресного референдума.

В Европе ряд политиков вообще не понимают цели этого плебисцита, который, вероятно, был элементом игры Ципраса и фактором психологического давления, ведь уже 30 июня греки намекали, что готовы его отменить. Теперь же греческое "нет" на референдуме заставит не только кредиторов, но и весь Евросоюз готовиться к возможному выходу Греции из еврозоны. Впрочем, этот уход также может сопровождаться дефолтом и списанием долга Греции тройкой как условие, что Греция покидает еврозону, не создавая для ЕС дополнительных сложностей. Таким образом, у СИРИЗы и нынешних греческих лидеров появится шанс действительно начать все с чистого листа и самостоятельно. Без унизительных окриков из Брюсселя и Вашингтона доказать свои способности по реформированию греческой экономики, запуску рыночных механизмов, которые позволят создать основу для долгосрочного роста. При этом ряд экспертов считает, что Греции стоит оставить шанс попроситься назад, если экономические показатели будут демонстрировать стабильный рост продолжительное время. Для самой еврозоны такой вариант некоторые считают даже предпочтительным, поскольку он продемонстрирует остальным странам, насколько важна дисциплина, и позволит, например, Германии вернуться к идее создания в рамках зоны обращения евро валютного союза — с более тесной фискальной и структурной координацией и согласованием национальных программ развития. Разработка этой идеи была заморожена в немалой степени из-за того, что такую координацию не удалось обеспечить с Грецией.

При всей невероятности такого сценария он все-таки возможен. Впрочем, "нет" на референдуме может заставить кредиторов все же пойти на уступки, а еврозона будет искать новые пути для компромисса с греческим правительством. В случае отказа Афин погашать долги и далее, выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями не сможет ни одна из сторон. В любом случае тройка кредиторов не пойдет на списание долгов Греции. В Брюсселе опасаются, что в таком случае греческому примеру могут последовать другие страны валютного союза, у которых большой госдолг. Чтобы этого не допустить, Европа и, в частности, Европейский центробанк держат в своих руках мощный стимул — финансирование греческих банков через программу поддержания ликвидности. Отказ от такой поддержки (или угроза лишить Афины такой поддержки) также может стать последним аргументом для того, чтобы заставить греческие власти действовать в направлении запуска структурных реформ.

Если же греческие граждане поддержат проводимую кредиторами политику и скажут на референдуме "да" (например, из-за того, что не хотят выхода из зоны евро и неконтролируемого дефолта страны), аналитики не исключают, что за этим последует немедленная отставка правительства Ципраса и, возможно, досрочные выборы. В результате к власти в Греции могут вернуться те политические силы, которые ранее во всем или почти во всем слушались кредиторов и руководителей Евросоюза.

Однако для европейских чиновников и функционеров финансовых институтов, которые занимаются программами помощи, любой из вариантов выхода из нынешней ситуации должен привести к пониманию того, что к экономическим проблемам стран не стоит подходить шаблонно, и пытаться находить для каждой из них наиболее походящие рецепты лечения существующих там болезней.

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно