Операции по отмыванию денег в масштабах всей планеты в последнее время достигли не виданного ранее размаха. По оценкам Джермина Брукса, исполнительного директора неправительственной антикоррупционной организации Transparency International, общая сумма отмываемого за год находится в пределах от 500 млрд. до 1,5 трлн. долларов. Большая часть денег, поступающих в «стирку», добывается в процессе торговли наркотиками. При этом 70 процентов всего опиума поступает в продажу из Афганистана. Впрочем, эксперты Transparency International и безо всякой конкретной географической привязки неразрывно связывают в единую цепочку организованную преступность, коррупцию и терроризм.
Борьба с практикой отмывания «грязных» денег приобрела ощутимый размах еще в прошлом году, когда заметные усилия принимались как на межгосударственном уровне, так и на корпоративном. Был обнародован список тех стран, в законодательстве которых было слишком много лазеек для желающих устроить очередную «постирушку», и наиболее видное место в этом списке заняли Египет, Израиль, Ливия, Индонезия и Россия. При этом в Афганистане, Иране и Ираке вообще не обнаружилось законов, препятствующих процессу отмывания денег. А в Саудовской Аравии и Пакистане эти законы существовали лишь на бумаге. Страны–члены ОЭСР разработали обширную программу, предусматривающую принятие достаточно жестких санкций против стран-нарушительниц, а также против оффшоров, уличенных в отмывании «грязных» денег. Однако после одностороннего отказа администрации президента США Джорджа Буша участвовать в этой программе процесс несколько затормозился.
Зато знаменательным стало другое соглашение, которое заключили между собой представители 11 крупнейших транснациональных банков. Они добровольно взяли на себя обязательства о личной ответственности за каждого своего клиента, что, с одной стороны, позволяло сохранить конфиденциальность законопослушных банковских операций, а с другой — давало возможность отследить «подозрительные» финансовые транзакции.
Как утверждают сотрудники ФБР, именно квалифицированное отслеживание таких «подозрительных» транзакций и являлось наиболее эффективным средством предотвращения сентябрьских терактов. Однако компетентным органам не хватило в свое время ни компетентности, ни средств.
Мир, изменившийся после 11 сентября, потребует новых законов. И действительно, эксперты ОЭСР уже подготовили новое наступление на «грязные» деньги. Местом специальной конференции, посвященной мерам по пресечению финансовых потоков, адресованных террористическим организациям, намечен Вашингтон. Как оказалось, на своих ошибках американцы все же способны учиться. Зато законодательство, принятое правительством Италии 3 октября с.г., которое существенно затрудняет борьбу с отмыванием «грязных» денег, свидетельствует, что чужие ошибки не очень-то впечатляют. И удручает в преддверии введения наличного евро, которое, по мнению специалистов, может еще больше облегчить жизнь финансовым «прачкам».
Как утверждают представители Transparency International, большинство операций по отмыванию денег осуществляются при переводе денег за пределы отдельно взятой страны, поэтому остановить эти грязные финансовые потоки можно только международными усилиями.