Если кто-то считает, что принцип «ты - мне, я - тебе» был исключительным атрибутом эпохи российского застоя и вместе с ней ушел в прошлое, то глубоко в этом заблуждается. Родимые пятна социализма густой сыпью покрывают юную кожу молодой рыночной российской экономики, еще не вышедшей, как известно, из переходного возраста. Впечатляющий пример торжества пресловутого принципа не так давно наблюдали и даже стали невольными участниками этого действа и почтенные члены совета директоров акционерного общества «Аэрофлот».
Правительство Москвы некоторое время назад изобрело замечательную вещь: работу с бюджетными организациями через уполномоченные банки. Начинание полностью себя оправдало. Коммерческие банки, удостоенные высокого звания уполномоченных, в отличие от своего предшественника - монополиста, работают оперативно и четко, пополняя к тому же небогатую казну бюджетников регулярным начислением процентов, о чем раньше никто и не помышлял. Для банков это престижно, для бюджетников - выгодно.
По тому же пути решило пойти и Министерство транспорта России, обратившись в Минфин за помощью в выборе достойного банк». Исполнявший тогда обязанности министра финансов после длительного отбора и многократных согласований порекомендовал «МОСТ-Банк», у которого богатый опыт работы в качестве уполномоченного и отличная репутация. К тому же отдельные подразделения «Аэрофлота» работали с этим банком и ранее. В итоге сотрудничество авиаторов и «МОСТ-Банка» успешно развивалось... до первого заседания совета директоров «Аэрофлота», которое проходило, как свидетельствуют его участники, по весьма странному сценарию. Руководство «Аэрофлота» - это было совершенно неожиданно для собравшихся: со ссылкой на рекомендацию заместителя министра финансов предложило перевести все счета авиакомпании в «АвтоВАЗбанк». В качестве приманки были оглашены послания Владимира Каданникова, президента АО «АвтоВАЗ» (конвейеры которого в тот момент как раз стояли), содержавшие радужные инвестиционные проекты. Это предложение активно поддержал советник первого вице-премьера, пришедший на заседание в компании представителей «АвтоВАЗбанка». Представители же «МОСТ-Банка» такого приглашения удостоены не были. Что, впрочем, вполне понятно. Ведь за все время сотрудничества с «Аэрофлотом» они ни разу не слышали в свой адрес хотя бы малейших претензий и потому могли бы потребовать объяснений.
Древние учили: чтобы понять причины явления, надо посмотреть кому это выгодно. Отечественное автомобилестроение откровенно хромает, «Аэрофлот» же продолжает приносить валютную выручку. Однако плачевное техническое состояние его самолетного парка, аэропортов, наземных служб также прекрасно известно. Для выхода из кризиса «Аэрофлоту» самому необходимы огромные средства. А инвестиционные посулы «АвтоВАЗа» в его нынешнем положении едва ли кто-нибудь из авиаторов способен воспринимать всерьез.
Зачем же нужна тогда вся эта затея, ведь помимо прочего, головное подразделение «АвтоВАЗбанка» расположено не в Москве, а в городе Тольятти. А это означает, что фактически счета такого гиганта, как «Аэрофлот», перепоручаются не самому «АвтоВАЗбанку», а его московскому филиалу, отнюдь не входящему в число крупнейших российских финансовых учреждений. Как будет справляться этой миссией скромный филиал, не располагающий должной технической базой, не имеющий даже собственной службы инкассации?
Известно, правда, и другое: вся валютная выручка крупнейшего авиаперевозчика некогда была сосредоточена в его собственных руках. А «Аэрофлот» принимал деятельное участие в создании многочисленных «дочерних предприятий», которые покрывали свои расходы за счет государства, а доходы аккумулировали на собственных бесчисленных счетах, проконтролировать которые не представлялось возможным. Наконец, вообще предлагалось раздробить «Аэрофлот» на несколько мелких компаний и до последнего проводить план его тотальной приватизации... Эти процессы пользуются мощной поддержкой в правительстве. Теперь это также получило лишнее доказательство.
Кто и чего добивается, сталкивая «АвтоВАЗбанк» с «МОСТ-Банком»? Послужит ли это успешному развитию отечественного предпринимательства? Похоже, подобного рода соображения мало волнуют российские верха.