Звонят коллекторы. Что отвечать и что делать

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Звонят коллекторы. Что отвечать и что делать © depositphotos/YAYImages
Осведомленность граждан о своих правах — единственный путь к цивилизованному диалогу

Несмотря на то, что во время войны коллекторам официально ограничили право на звонки, жалоб на их надоедливость и часто сомнительные методы работы меньше не становится. Объясняем, как действовать в таких случаях.

Начнем с того, что упомянутый запрет действует лишь в некоторых случаях. Запрещено взимать долги с военных, бойцов территориальной обороны, волонтеров и внутренне перемещенных лиц (ВПЛ). Так что если вы относитесь к упомянутым выше категориям граждан, для того чтобы надоедливые звонки прекратились, надо сообщить в коллекторскую организацию о наличии одного из статусов по электронной почте.

Также отметим, что в июне народные депутаты приняли в первом чтении законопроект (№7441-1), который предусматривает списание или замораживание долгов по кредитам, выданным украинцам на покупку недвижимости или транспорта до начала широкомасштабного нападения РФ на Украину. Соответственно, в случае окончательного принятия этого законопроекта люди, имеющие такие задолженности, также смогут, сообщив коллекторам о природе своего долга, избежать назойливого общения с ними. Но нужно подчеркнуть, что документ касается исключительно кредитного жилья или транспорта, уничтоженного либо поврежденного во время боевых действий.

Значит, если вы просто потеряли работу во время войны или задолжали банку, взяв деньги на другие нужды, это не аргумент для коллекторов подождать с выплатами. Они имеют право звонить вам и требовать уплатить по долговым обязательствам, руководствуясь установленными ранее правилами. Правда, сами же коллекторы нередко их нарушают, пользуясь тем, что граждане не особенно осведомлены об этих регуляциях.

Таким образом, не лишним будет напомнить, например, что любые угрозы должникам со стороны коллекторов — это неприемлемая и запрещенная законом форма общения. С 2021 года законодательно закреплены принципы взаимодействия коллекторов с должниками, в рамках которых четко прописано, что такое взаимодействие предусматривает:

  • невмешательство в личную жизнь должника (это означает, что нельзя ему угрожать, звонить по телефону ночью или беспокоить звонками родственников должника);
  • добросовестность коллекторов (это означает, что они при своей работе могут указывать лишь реальные задолженности, подтвержденные документами о долге);
  • нераспространение информации о личности потребителя (то есть неразглашение сведений о долгах человека на работе, среди родственников, знакомых и т.д.).

При этом коллекторы могут проводить с вами телефонные переговоры о задолженности или личные встречи только в присутствии адвоката. Важный пункт — коллекторы не имеют права приезжать к вам домой, на работу, к вашим родным и т.д.

При наличии какого-либо из указанных выше нарушений должник имеет право пожаловаться в суд, а доказательство вины коллектора в таких случаях грозит ему уголовной ответственностью за вымогательство.

В последние годы, несмотря на то, что в работе коллекторов пытаются навести порядок, их методы не особо улучшились. При этом уровень задолженности населения перед микрофинансовыми организациями и банками по потребительским кредитам растет, следовательно, увеличивается и количество нарушений, допущенных коллекторами в работе. Впрочем, осведомленность граждан об их правах, как и готовность к конструктивному диалогу помогают вывести общение с коллекторами на более цивилизованный уровень.

Прежде всего, если вам звонит коллектор, нужно четко описать ситуацию с наличием средств, планами на заработок и хотя бы попытаться указать четкие временные рамки, когда долг может быть погашен.

В идеальном мире гарантированно обезопасить себя от навязчивых звонков коллекторов можно лишь выплатами по долгам. Но в последнее время у многих вполне платежеспособных заемщиков финансовая ситуация изменилась коренным образом, это понятно всем, в том числе и банкам, для которых цивилизованная реструктуризация долга всегда лучше, чем его списание как безнадежного, с дальнейшим привлечением коллекторов к взысканию. Так что если вы оказались в сложном положении, не прячьтесь, не медлите, а сообщите об этом в банк, и вам пойдут навстречу.

К сожалению, кроме банков, кредиты выдают также микрофинансовые организации, которые чаще всего не так тщательно оценивают платежеспособность клиента, предлагают быстрые займы под невероятные проценты, не раскрывают в полной мере условия этих займов. Их вина в приумножении накопленных населением долгов не меньшая, чем вина должников, которые, уже беря кредит, не планировали его возвращать. Так что логичным и важным шагом в борьбе за цивилизованные отношения на рынке кредитования будет усиление регуляторных требований к таким организациям и наказание тех из них, которые не способны работать, не расширяя фронт работ для коллекторских организаций.

Больше статей Максима Орыщака читайте по ссылке.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме