ВНЕШНИМИ ЗАЙМАМИ ВНУТРЕННИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕ РЕШИТЬ

Поделиться
Итак, в Украину вновь прибыла миссия МВФ на предмет проверки выполнения условий предоставления кредитов stand by или даже EFF...

Итак, в Украину вновь прибыла миссия МВФ на предмет проверки выполнения условий предоставления кредитов stand by или даже EFF. Как считают аналитики Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), организовавших второй кряду «круглый стол» на тему «Есть ли финансовый кризис в Украине?», отсутствие низкопроцентных займов от МВФ и Всемирного банка стали одной из главных причин его перманентной угрозы. Оживление же производства в конце 1997 - начале 1998 года связано в первую очередь с массированным поступлением денег нерезидентов в первой половине 1997 года на рынок ОВГЗ, а затем привлечением около $1 млрд. частных займов на мировом рынке капиталов под весьма высокие проценты.

Здесь, мне кажется, нащупана одна весьма важная закономерность всех лет украинских реформ, которая, тем не менее, не раскрыта до конца, а потому и не прояснена до конца целесообразность привлечения новых заимствований.

По стандартам МВФ и Всемирного банка, экономическое положение любой страны характеризуется объемом ВВП, уровнями бюджетного дефицита и инфляции, размерами внешнего и внутреннего долга, курсом национальной валюты, уровнем банковской кредитной ставки и т.д. При этом объем ВВП играет ключевую роль, ибо является системообразующим фактором. И действительно, есть много процветающих стран с довольно высокими уровнями инфляции, дефицита бюджета, внутреннего и внешнего долга. Объединяет их одно - высокий темп роста ВВП. И хотя с этой точки зрения экономическое положение Украины постоянно ухудшается, нас столь же регулярно потчуют разговорами об успехах реформ в «отдельно взятых областях». В первую очередь это касается успехов в борьбе с инфляцией за счет жесткой кредитно-денежной политики.

В апрельских «Квартальных предвидениях» МЦПИ приведен ряд функциональных зависимостей для украинской экономики, где аргументом выступает тот или иной денежный агрегат. Показано, что с увеличением денежной массы процентная ставка кредитования уменьшается, а номинальный обменный курс, индекс потребительских цен и денежные доходы населения возрастают. Другими словами, величина денежной массы играет в переходных экономических процессах значительную и в то же время неоднозначную роль. Чтобы раскрыть ее, используем комплекс принятых в международной практике показателей. Динамика их изменения в 1992-97 годах приведена в таблице.

Источники: Госкомстат, НБУ, Украинско-европейский центр по вопросам законодательства, МЦПИ, расчеты автора.

Итак, в 1992 году, после отпуска большинства цен на свободу, они выросли в 21 раз, причем главным образом в первом квартале. Из-за нехватки в обращении денежной массы началось интенсивное сокращение объема товаров и услуг, которое к концу года достигло 10%. Под угрозой зашкаливания социальной напряженности за «красную черту» правительство не могло не компенсировать рост цен и в том же году увеличило «наличку» в 16,7 раза. Тем самым, вопреки законам товарно-денежного баланса, деньги в экономику поступили не в соответствии с потребностями хозяйственного механизма, т.е. пропорционально возросшей стоимости продукции, а на 20% меньше. Вполне резонно предположить: коэффициент покрытия DМ0/I = 0,8 напрямую связан с тем, что в следующем году ВВП сократился еще на 14%.

В 1993 году разбалансировка еще более углубилась (DМ0/I = 0,25). Если наша гипотеза верна, то итогом острой нехватки денежной массы стал резкий рост кредиторской задолженности между предприятиями (67,2 раза), банковской кредитной ставки (2,5 раза), валютного курса (35,7 раза), внешнего долга (почти вдвое по отношению к ВВП). На следующий год это обернулось катастрофическим спадом ВВП на 23% и ростом дефицита бюджета до 8,9% ВВП. И только начиная с 1994 года, коэффициент покрытия стал больше 1, что положительно сказалось на всех без исключения показателях.

Таким образом, коэффициент покрытия инфляции денежной массой воздействует на ВВП и дефицит бюджета с временной задержкой примерно в год, а на остальные макроэкономические показатели - в пределах года. Поэтому отмечаемый в текущем году рост целого ряда производственных показателей, включая прирост ВВП за 5 месяцев на 0,1%, обязан, по всей вероятности, не столько внешним поступлениям в бюджет (чья львиная доля была, скорее всего, съедена долгами по зарплате и пенсиям или, судя по результатам многочисленных проверок, привычно расхищена), как росту в минувшем году отношения DМ0/I до 1,4. Правда, при этом не исключено, что более интенсивная монетизация ВВП привела в 1997 году к новому росту дефицита бюджета.

Аналитики МЦПИ обнаружили также существенно более сильную зависимость инфляции от обменного курса гривни по сравнению с наличной денежной массой в обращении. Это означает, что имеется достаточно широкое поле для манипулирования объемом последней с целью регулирования роста ВВП при условии, что приемлемая стабильность курса гривни будет обеспечена валютными резервами НБУ. Но следует ли отсюда необходимость и дальше занимать извне, но только под низкие проценты?

Увы, ввиду затратного характера нашей экономики рост ВВП будет нам стоить (во всяком случае, в первое время) роста бюджетного дефицита, чего международные финансовые организации нам не «простят» и, стало быть, «дешевых» денег не дадут. К тому же, при спаде и даже неизменных объемах ВВП отдавать долги по сути не из чего, что мы хорошо ощущаем по бесконечным дебатам, как вернуть обесценившиеся сбережения. Поэтому для ведения независимой экономической политики в собственных интересах Украина должна не только прекратить брать внешние займы, но и как можно быстрее расплатиться с долгами. Ведь уже сегодня обслуживание внешних и внутренних долгов стоит нам примерно трети бюджета, а завтра, полагают эксперты, может не хватить всего бюджета. Но если оттягивать отдачу долгов и начало экономического роста, албанский вариант в украинской модификации станет неизбежным.

Правительство сегодня в глубоком раздумье: инфляция почти побеждена, но как теперь обеспечить рост? Приведенная таблица показывает четкую закономерность: если рост цен покрывается приростом денежной массы, спад ВВП резко замедляется и имеет тенденцию перейти в подъем. Стоит, однако, перегнуть палку, как возникает угроза неконтролируемой инфляции. Но чем мы, в конечном счете, ей обязаны? За семь лет правительство так и не поняло: бороться надо не с плесенью, а с сыростью, ибо причина инфляции - в отсутствии конкуренции и контроля за ценами в монополизированных секторах отечественной экономики. Стало быть, бороться с ней методом ограничения денежной массы - все равно, что ребенку постоянно покупать обувь одного размера в надежде, что его ноги перестанут расти.

К сожалению, стратегия нынешнего Кабмина по-прежнему ориентирована на внешнее заимствование и поддержание рынка ОВГЗ. Между тем, события последних месяцев показывают, что страна может в самое ближайшее время оказаться зажатой между экономическими и социальными потрясениями. Ибо будем откровенны: марширующие, пикетирующие, голодающие шахтеры, чернобыльцы и другие категории трудящихся - на самом деле это отчаявшаяся армия безработных, которым государство не в состоянии платить пособия, не говоря уже о переобучении. И здесь уже более энергичным сбором налогов и жестким ограничением бюджетных расходов не обойтись. Если кризис становится системным и всеобщим, требуется такая же системная антикризисная политика.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме