Не чудить стало в Украине признаком дурного тона. Если бы перекидной календарь не был таким тощим, мы еще успели бы ознакомиться с очередным творением идеологов политической реформы — вариантом конституционной монархии. И он был бы не менее нужным и полезным, чем прежние варианты. Под проектом стояли бы знакомые фамилии авторов, ученые мужи упражнялись бы в обосновании его совершенной необходимости, а Конституционный суд освятил бы его высочайшей в Украине судебной волей.
Но чудят не только в политике. Примером могут служить украинские «упражнения» по «совершенствованию» налога на добавленную стоимость (НДС).
Что такое НДС?
Налог на добавленную стоимость — это налог на внутреннее потребление продукции. Он представляет собой специальную надбавку к конечной (розничной) цене всех товаров, покупаемых в Украине. Хотя технологически он «работает» (начисляется и взыскивается) на всех стадиях производственной цепочки, конечное его взыскание происходит в розничной сети.
В налоговой практике Украины применяется ставка НДС в размере 20%. Кто-то заметит неточность, поскольку законом определены две ставки: 20 и 0. На самом деле ставка «0» выполняет сугубо технологическую функцию, разрешая избежать взыскания НДС там, где его нет по определению (отсутствует объект налогообложения — потребление в Украине). Никто на первой стадии производства, например, выращивания подсолнечника, не знает, будет конечный продукт потреблен в Украине или за ее пределами.
Схема взыскания НДС следующая:
Из полученной цены в 150 грн. производитель покрывает затраты на сырье, материалы, топливо, комплектующие в сумме 100 грн. и собственные затраты по переработке, продаже, собственный доход в сумме 50 грн. Возникает проблема: а откуда (чем) покрыть 20 грн. так называемого входящего НДС?
Принят следующий порядок: из полученных от покупателя 30 грн. НДС закон разрешает вернуть 20 грн. уплаченного НДС, а разницу (10 = 30—20) перечислить в бюджет. Таким образом НДС для производителя является нейтральным налогом, который реально (по природе) не изымает его доходов.
Нейтрален он и для следующего производственного звена, поскольку из полученного от покупателя НДС возвращается уплаченный (входящий), и только разница идет в казну.
Нейтральность налога прекращается, когда он попадает на прилавок магазина, поскольку для конечного потребителя (граждан) он прибавляется к цене и возмещению не подлежит.
Если внимательно рассмотреть схему действия НДС, то в конечном итоге он ничем не отличается от альтернативного потребительского налога (применяющегося в некоторых странах мира) — налога с продажи. При его ставке в 20% взыскивается 40 грн. налога с продажи. Такую же сумму взыскивают и в случае применения НДС — 40 грн. (10 + 10 + 20). 20 грн. является суммой, взысканной на стадиях изготовления сырья, материалов, комплектующих.
Большинство стран мира, в том числе и Украина, применяют налог на добавленную стоимость. И это логично. НДС — хороший инструмент борьбы с теневыми оборотами. Сев один раз на «хвост» производственной цепочки, он автоматически контролирует легальность оборота. Поскольку единым способом возмещения входящего НДС является последующая легальная продажа.
Налог с продажи имеет серьезный (а в условиях Украины — катастрофический) недостаток — ловить его нужно в конце. Подумайте, как это сделать, например, с сигаретами, продающимися на улице, в метро, переходах? Из природы НДС вытекает несколько важных выводов для экономики:
1. НДС не имеет отношения к цене, поскольку в нее не включается (напоминаю, речь идет об экономике, а не о конечном потреблении).
2. НДС — внутренний налог и не имеет ничего общего с международной торговлей. Это элемент внутренней налоговой политики.
3. В сущности, НДС не облагает налогами доходы субъектов хозяйствования.
Украинское усовершенствование НДС
Представляю негодование некоторых читателей. Где ты живешь, автор? О чем толкуешь?
А говорю я о теории НДС. И о практике. Не украинской, к сожалению. О практике, действующей во всем мире. Хотя такая практика закладывалась и в базовый закон об НДС в Украине. Однако скоро от нее могут остаться «рожки да ножки», поскольку правительственные чиновники «совершенствуют» теорию и практику НДС.
«Изобретение» первое
Если какой-то товар из других стран экспортируется в Украину, то при экспорте он «очищается» от НДС своей страны (экспортерам возвращается уплаченный ими НДС). Поскольку товар будет потребляться в Украине, то проблема его налогообложения — украинская. Это классическая, стандартная норма законодательства об НДС. Так она была прописана и в Украине. Но недолго. Первые дыры в законодательстве были пробиты сразу: что случится, если при импорте товар не будет облагаться НДС? По нормам украинского поведения — ничего страшного. Просто он окажется на 20% дешевле украинского аналога. Отечественный продукт не может попасть на рынок без НДС (это единственный способ вернуть входящий НДС), импорту включили зеленый свет безналогового ввоза. Это уникальная в мировой практике норма. Украина — единственная страна в мире (простите, если чудит кто-то еще! Информации на сей счет не имею), проводящая политику уничтожения национальной экономики (налоговой дискриминации, удушения отечественных производителей). В сущности, это равносильно проведению политики дотирования импорта. Средства украинских граждан используются для того, чтобы лишить перспектив собственную экономику.
Осуществляется дискриминационный режим через так называемые свободные экономические зоны, зоны приоритетного развития и т.п. Помните выражение: продайте мне метр границы? Вся таможенная граница Украины в дырах таких «метров».
Знаю аргументы, которые приводят так называемые защитники свободных экономических зон: сколько рабочих мест создано, сколько налогов уплачено. А сколько уничтожено, сколько недоплачено в связи с тем, что украинские товары не могут конкурировать с импортными? И не по объективным причинам, а в связи с их налоговой дискриминацией.
Свободные зоны не имеют ничего общего с инвестициями. Как раз наоборот. Какой резон инвестировать в Украину, где товар облагается НДС, если можно ввезти через свободную зону такой же импортный товар, но без НДС? Лучше делать инвестиции в Польше, Чехии, Германии, других странах. А потом ввозить товар в Украину через свободные экономические зоны без взыскания НДС.
«Изобретение» второе
С огромным «восторгом» прочел я в предоставленных нам аналитических материалах правительства: за первое полугодие 2003 года сумма налоговых льгот составляла 29,9 млрд. грн., в том числе по НДС 26,1 млрд. грн., или 87%. Крупнейшие льготники — экспортеры (9,3 млрд. грн., или 31%).
Цифра не просто впечатляет. Она шокирует. Это же треть всех доходов государственного бюджета, которые правительство получит в нынешнем году! И она не поступит в казну. Потому что эту сумму не заплатят... американцы, немцы, поляки, британцы. Разве кто-то из нас против пополнения бюджета Украины гражданами США? Все украинские граждане обеими руками «за». Есть только маленькая проблема: американцы «против».
Считать «0» ставку льготой при экспорте — означает допускать возможность сбора налогов на чужих территориях. Это свидетельство непонимания правительством самой сути, природы налога. При экспорте потребление происходит не в Украине. Поэтому сам объект налогообложения отсутствует. Он «исчез» на чужую, суверенную от украинских фортелей территорию. Возвращение НДС при экспорте играет роль «извинения» правительства перед экспортером: «Я же не знал, что ты вывезешь продукцию на экспорт». И никакие льготы здесь не возникают. И проблема здесь в отсутствии проблемы (объекта налогообложения).
Можно было бы проглотить такие «открытия» правительства в аналитических материалах, если бы... Если бы они не превратились в руководство к действию. Жемчужиной подобных действий стал принятый проправительственным большинством Закон «О государственном бюджете Украины на 2004 год». Им сделан новый мощный шаг в «совершенствовании» НДС. В частности, предусмотрено освобождение от НДС товаров 1—24 групп (это товары аграрного происхождения).
Эта норма требует пояснения. Вернемся к примеру, приведенному в начале статьи. Что произойдет при освобождении от экспорта НДС? У предприятия исчезает источник покрытия входящего НДС в сумме 20 грн. Его нужно внести в цену, то есть увеличить ее на 20 грн., до 170 (по сравнению с еще действующей до Нового года в 150). Конечно же, компаниям стран, покупающих в Украине аграрную продукцию, наплевать на чудачества украинского законодательства. Мировая цена спокойно отреагирует на это решение и не изменится. Но ведь эти 20 грн. нужно дополнительно уплатить, то есть откуда-то взять. Источником такой уплаты станет украинское село, снижение закупочных цен на аграрную продукцию. Этот процесс уже пошел, не дожидаясь Нового года.
Браво, правительство! «Не в бровь, а в глаз».
Правительство, видимо, полагает, что удара, нанесенного селу в этом году, маловато. Оно, оказывается, еще дышит. Нужно добить. При объемах экспорта аграрной продукции в этом году около 2,5 млрд. долл. США сумма выкачивания денег из украинского села по вышеназванному каналу будет составлять 2 млрд. грн.
«По-новаторски» правительство подошло и к экспортерам другой продукции. В сущности, при экспорте правительство получает кредит — предварительно уплаченный НДС — обусловленный технологическими особенностями его взыскания. Как «настоящий» должник правительство заявило своим кредиторам: «Я прощаю вам свои долги. Становитесь в очередь за долгами на пять лет. Но не очень надоедайте. А то вообще вычеркнем вас из списка кредиторов».
Именно такого рода решение, которым реструктурирована задолженность перед экспортерами сроком на пять лет, проведено через бюджет.
Непониманием природы налога проникнута норма бюджета о возвращении экспортерам НДС пропорционально возвращению валютной выручки. Платите исправно НДС, хотя объект налогообложения при экспорте отсутствует.
У меня есть большая личная просьба к правительству. Мне иногда непросто объяснять людям налоговые нюансы. Ведь, например, НДС — не такой уж и простой налог. Поэтому чудите проще. Введите, например, налог на каждый вдох воздуха.
«Изобретение» третье
(с подвариантами)
Многие читатели, надеюсь, видели прекрасно оборудованные за последние годы таможенные переходы. Это радует. Но только в первое мгновение. Поскольку из десяти современных переходов на одной таможне будет работать только один. Должна быть очередь. Кто-то обязательно не выдержит. Пожелает пройти без очереди. Ясно как.
Что-то вроде этого происходит и с возвращением НДС экспортерам. Нет очереди — нет проблем. Значит, очередь нужно сделать. Сегодняшняя очередь за НДС такова, что с ходу не рассосется. Возник своеобразный бизнес на возвращении НДС. Зарубежные эксперты оценивают объем теневого оборота этого бизнеса в 800 млн. долл. США.
Бизнес на НДС имеет и другие формы. Воздух ведь перемещается через границы. Если на него поставить цену, то почему бы потом не требовать возвращения? И возвращают. Что все так и происходит, подтверждается цифрами, приведенными ниже.
Хороший навар дает и следующая схема — цены некоторых экспортных контрактов раз в десять превышают мировые. Спрашивается, какой идиот покупает по таким ценам? Не ищите его за бугром. Его там нет. Схема действует исключительно в Украине. Экспортная цена вообще не имеет отношения к экспортному возмещению. Возвращают лишь уплаченный в Украине НДС.
Здесь-то собака и зарыта.
Внутренняя цена тоже завышена в несколько раз. Цену и НДС платят фирме-фантому (где может быть несколько структур). НДС в казну не поступает, а возмещение из нее экспортеру идет.
Есть ли альтернатива?
Искажение НДС с одной стороны и преобразование его в коррумпированный бизнес — с другой приобрели такие масштабы, что существует реальная угроза отмены этого налога вообще. Призывы к этому звучат все чаще.
Но НДС — это не налог на доставку газет. В доходах государственного бюджета его доля составляет 26%, сводного — 19,1%. Объемы поступлений соизмеримы в государственном бюджете с суммой средств, направляемых на образование, охрану здоровья, социальную защиту населения.
Компенсировать потерю такого источника можно только другим потребительским налогом. Им мог бы быть налог с продажи. Но этого налога Украина просто не соберет.
Предлагается идея заменить НДС налогом с оборота, например, в размере 5%. Это ошибочный путь поиска истины. Можно вспомнить печальные времена этого налога эпохи перестройки. Приведу дополнительные аргументы.
Проблема экспортного возмещения этим налогом не решается. Поскольку он также является внутренним потребительским налогом, то ничего нового в этом плане Украина не получит.
Возникают дополнительные трудности. В одном случае один и тот же товар производится завершенным циклом на одном предприятии, в другом — проходят цикл десять предприятий. В первом случае потребление товара будет облагаться ставкой 5%, во втором — 63%.
По этим же причинам возникает серьезная дискриминация отечественного производителя по сравнению с импортом. Для импорта всегда будет действовать ставка 5%, для украинской продукции — в зависимости от количества стадий производства.
Не нужно изобретать велосипед. НДС может стать нормальным налогом (я не обсуждаю сейчас проблему ставки этого налога). Прежде всего законодательство и практика этого налога должны соответствовать его сути, определению. Хватит чудить.
Не является неразрешимой и проблема применения НДС в качестве специфического бизнеса.
Недавно я получил любопытную статистику о внешнеторговых операциях Украины с Германией. Первая колонка цифр — немецкого ведомства, вторая — украинского (1992 год).
Что означают эти цифры? 41,3 — сумма потенциального липового возмещения НДС, который Германия не зафиксировала как импорт из Украины. 495 — сумма импорта, с которого потенциально не уплачен НДС при импорте в Украину.
Неужели у правительства Украины сложности с доступом к такого рода цифрам? А это хороший инструмент вылавливания теневых схем, включая экспорт «воздуха». Не вижу особых проблем и с фантомами. Неужели эти фантомы невозможно выловить? Нет желания это делать.
Искажение НДС третьего ряда не исправишь никакими законами. Поскольку проблема здесь не в законах, а в желании их выполнять. А эта проблема — проблема власти.