ТРЕТЬИМ БУДЕШЬ? НДС ПО-ПРЕЗИДЕНТСКИ…

05 марта, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 9, 5 марта-12 марта 2004г.
Отправить
Отправить

Прошлая неделя выдалась с налоговым уклоном. Началось с того, что Президент ветировал изменения в ...

Прошлая неделя выдалась с налоговым уклоном. Началось с того, что Президент ветировал изменения в бюджет (прошедший парламент закон №4000-1), отметив, что «оснований более чем достаточно, положения закона противоречат четырем статьям Конституции Украины и базовым законам, регулирующим отношения в соответствующей сфере. Предлагаются изменения к 33 законам, в том числе практически ко всем налоговым».

При этом фактически была устроена публичная выволочка первому вице-премьеру Николаю Азарову. Охарактеризовав предлагаемые изменения как «классический пример правового невежества в налоговом законодательстве», Президент любезно указал на инициатора. По его словам, из принимавших в экспертизе закона №4000-1 семи ведомств большинство выразило предостережение и предложило применить вето. Однако Министерство финансов Украины «давит на подписание, и правительство его поддерживает. А мнение других министерств не учитывается».

Непростые отношения г-на Азарова с рядом министров давно не являются секретом. Часть из них уже окончилась отставками. Нелегкие отношения сложились у Николая Яновича и с его бывшим детищем — Государственной налоговой администрацией.

Постепенно нараставший на протяжении года конфликт уже вышел на поверхность. Налоговая уже другая. За прошедший год Юрий Кравченко планомерно усилил свои позиции в высшем руководстве ГНАУ: произошли тотальные перестановки и увольнения в бывшей команде Азарова. Назначение Сергея Медведчука стало лишь одним из завершающих штрихов в процессе.

Впрочем, ситуация, при которой мнения налоговой и Минфина носят противоположный характер, давно стала нормой жизни. Тот же закон №4000-1 налоговая оценивала как угрожающий потерей 7 млрд. гривен для бюджета и предлагала его ветировать. Что и произошло...

Очевидно, что в целостном виде «кучу-малу с тремя нулями» мы уже не встретим. Закон раздробят на множество законопроектиков, некоторые из них, несомненно, нужны, но подождут, другие настолько явно отражают бизнес-интересы, что будут протащены по отдельности. В общем, все будет как всегда, и лоббистам еще придется поработать.

ГНАУ же почивать на лаврах не придется. Тактическая победа в аппаратной войне — вещь, несомненно, приятная, однако проблем с налогами выше крыши. В прошлом году ход налоговой реформы резко замедлился. В том числе и по ключевым пунктам. Особенно болезненно это сказалось на налоге на добавленную стоимость. С огромным трудом удалось добиться только остановки прироста бюджетной задолженности по нему. Это действительно прогресс, но проблем он не решает.

И когда Президент заявил, что, несмотря на то что в экономическом блоке правительства над проблемами НДС работают тысячи специалистов, никто всерьез этим налогом в правительстве не занимается, то камешек был не только в огород Азарова.

По данным Государственной налоговой администрации Украины, с момента введения закона об НДС в 1997 году государству от этого налога поступило 62 млрд. грн., тогда как заявки на возмещение достигли 68 млрд. грн. По расчетам, исходя из заявленного ВВП, при ставке налога 20% валовое начисление НДС в 2003 году без льгот должно было бы составлять до 50 млрд. гривен. Реально же начислено 33,2 млрд.

При этом к возмещению заявлен 21 млрд. гривен, или почти две трети. А с учетом задолженности по возмещению в 7,5 млрд. сальдо НДС составляет только 4,7 млрд., или 14% от начисленного. За пять лет заявки на возмещение НДС возросли втрое, а поступления в бюджет — только в 1,5 раза.

За последние пять-семь лет доля НДС в ВВП уменьшилась с 8,3 до 4,9%. По сути налог постепенно утратил свою бюджетоформирующую роль. В 1993 году доля налога в доходах бюджета составляла 35%, в 2003-м — всего 17%.

По саркастическому замечанию Президента, «НДС сам себя «съедает». А правительство что — наблюдает, чем это закончится?»

Из-за многочисленных льгот, списания долгов и большой недоимки в бюджет фактически поступило не более 5—7% от образованной добавленной стоимости. Потери бюджета от льгот по НДС в прошлом году возросли на 33%, а их доля в общих налоговых льготах достигла 87%. Президент заявил, что «льготы вдвое больше, чем реальные поступления. И мы продолжаем их плодить. Только за счет отмены льгот можно было бы в два-три раза снизить налоговую нагрузку». При этом, по его словам, недоимка по НДС приближается к 7 млрд. гривен.

Наведение порядка неизбежно затронет интересы многих. Возврат НДС — это большая и практически узаконенная кормушка. Своевременный возврат налога деньгами — подвиг, достойный Геракла. И выполняют эту, по идее чисто бухгалтерскую, операцию часто на высшем уровне. Доходя и до того же Президента. Так, в прошлом году «Криворожсталь» смогла пролоббировать схему о зачете неполученного возвратного НДС на невыплаченные ею дивиденды государству.

Для этого заводчане сходили к Олегу Дубине, тот пробился к Президенту. В общем, хеппи-энд. По крайней мере, в данной схеме вряд ли присутствовал традиционный «откат».

Другим челобитчикам за своевременный возврат НДС нередко нужно платить, и платить достаточно много. Стандартная норма «отката» при его возврате денежными средствами ниже 10% уже не опускается. Учитывая, что в прошлом году возврат НДС только денежными средствами составил 10,3 млрд. гривен, то эти проценты дают шальной миллиард гривен, который приятно греет карманы многих очень представительных брюк.

На прошлой неделе по итогам совещания о проблеме НДС был подписан указ «О введении системы отдельных текущих счетов для расчетов по налогу на добавленную стоимость». Согласно документу, правительство и налоговая должны разработать и провести через тот же парламент механизм раздельного учета НДС на спецсчете. Предполагается, что уже с 1 июля с.г. взимание НДС в госбюджет и оборот средств этого налога должны будут проходить через отдельные текущие банковские счета плательщиков НДС.

Идея не очень новая, и вопросы ее введения прорабатываются уже несколько лет. Осенью прошлого года создавалась даже специальная группа.

Пока что похожий механизм с августа 2002 года работает в Болгарии и предполагается, что с осени этого года будет введен в России. Собственно говоря, идею спецсчета Президент озвучивал еще месяц назад, в конце января, упрекая в отставании в этом вопросе от россиян.

Правда, в той же России НДС уже снизили до 18%, а у нас снижение предлагалось только с будущего года. А в Болгарии на первых порах открытие счетов было делом добровольным.

Кстати говоря, как раз отвергнутым законом №4000-1 предполагалось снижение с 1 января 2005 года ставки НДС до 17%, а через год — до 15%. Однако закон не прошел, так что вопрос пока завис.

Впрочем, нет худа без добра. Николай Янович допускает, что в итоге снижение ставки произойдет даже раньше — осенью этого года (хотя как будет изменяться база по ходу бюджетного года — вопрос очень интересный).

Возвращаясь же к проблеме спецсчетов, первый вице-премьер отметил, что вместе с Национальным банком подготовлен целый ряд нормативных документов. Обещано, что, «вводя спецсчета, решим проблему невозврата НДС раз и навсегда… Идеология достаточно проста и понятна — на спецсчете, который находится в банке у налогоплательщика, аккумулируется как входной, так и выходной НДС, и он никуда не уходит от налогоплательщика. Ему возвращать не надо. Надо будет только восполнять крупному экспортеру тот НДС, который у него образуется в результате действия нулевой ставки при экспорте продукции».

Но в целом действительность будет менее розовой. В той же России при дискуссиях по поводу НДС обращают внимание не только на плюсы, но и на минусы.

К примеру, проблема фирм-однодневок действительно существует, хотя она далеко не главная. В прошлом году ГНАУ предотвратила перечисление в пользу фирм-«мотыльков» НДС на 1,3 млрд. грн. (это около 6% от предъявленных к возмещению сумм). Причем надо отметить, дело поставлено довольно эффективно: как указывает большинство заявителей, получить возмещение фиктивного НДС очень сложно. Даже «откат» уплачивается именно реальными экспортерами. Так что даже полная (и очень маловероятная) победа над «мотыльковыми схемами» даст ограниченный эффект.

Куда больше средств утекает через льготы. Их отмена позволила бы сократить налогообложение, расширив при этом налогооблагаемую базу. О том, насколько это реально, свидетельствует тот факт, что уже после выволочки правительство продлило льготы по одной из популярных схем ухода от налогов — «инвалидной». Плюс никуда не делись и СЭЗ, и территории приоритетного развития, и чернобыльские зоны.

Тем не менее крупным экспортерам новый порядок несомненно выгоден. Наличие еще одного счета для них не очень существенно, а некоторое первоначальное замедление оборота со временем будет компенсировано упрощением процедуры возврата.

В отношении мелкого и среднего бизнеса не все так однозначно. У них как минимум возрастут расходы на обслуживание счетов. Кроме того, в малом бизнесе существует целый пласт неплательщиков НДС. Что им делать? Вполне возможно, тоже открывать счета. Прежде говорили о проведении эксперимента по введению счетов. Сейчас, после президентской «накачки», все, судя по всему, будет решено в авральном порядке.

На сегодняшний день в мире спецсчета существуют только в Болгарии. К концу года таких стран, похоже, станет три. Украина будет третьей, если не второй: по темпу введения эндээсных счетов мы вполне можем обогнать Россию (благо, что банковская система к их обслуживанию у нас подготовлена лучше). Что касается неизбежных шишек, то набивать их будет как раз та самая «мелочь», интересы которой, скорее всего, проигнорируют.

Впервой нам, что ли? И не такое переживали. Но все-таки интересно, они что, тоже возврат по НДС будут получать? Представляете автоматическое возмещение налога Ринату Ахметову и тете Моте? Теоретически, конечно, может быть и такое, но практически в украинском варианте даже у компьютеров возникают сложности…

Какие новые доходы придумают для себя дяди, которые кормятся у схемы? Время покажет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК