СВОБОДНЫЕ ТРЕБУЮТ БОЛЬШЕЙ СВОБОДЫ

Поделиться
По поводу преференциальных режимов в Украине не утихают горячие дискуссии. Одни считают, что бизнесу необходимо предоставлять равные конкурентные условия...

По поводу преференциальных режимов в Украине не утихают горячие дискуссии. Одни считают, что бизнесу необходимо предоставлять равные конкурентные условия. Другие — что не все виды предпринимательства одинаково хорошо чувствуют себя в рыночных условиях, что государственный протекционизм придуман не в Украине, а проблемы территории и стратегические предприятия во многих экономически развитых государствах находят государственную поддержку в том или ином виде.

Как бы то ни было, на сегодняшний день в нашей стране создано 11 специальных экономических зон. Спецрежим инвестиционной деятельности действует в девяти регионах. Есть восемь технологических парков. В рамках реализации инвестиционных проектов субъектами предпринимательства утверждено инвестиций на 2 млрд. долларов, привлечено, правда, втрое меньше — на 717 млн. Как позитивные расцениваются результаты от внедрения спецрежима в Донецкой, Закарпатской, Львовской (СЭЗ «Яворив») областях, а также в Харькове. В эти регионы пришло более 85 процентов всех привлеченных инвестиций, создано и сохранено 50 тыс. рабочих мест.

В основном в Украине завершено создание нормативно-правовой базы, определены механизмы функционирования льготных экономических режимов, разработана процедура утверждения инвестиционных проектов, заложены основы деятельности органов управления территориями. И все же...

В конце мая в Харькове состоялся международный инвестиционный форум «Свободные экономические зоны, территории приоритетного развития и технопарки Украины: достижения, проблемы, перспективы», где были подведены первые итоги трехлетней деятельности СЭЗ. Вот некоторые факты.

Донецкая область начала работать практически одной из первых. За это время одобрено 150 инвестиционных проектов примерно на 1,2 млрд. долларов. Предприятиями выпущено продукции более 7,2 млрд. гривен, поступления в бюджет — около 900 млн. долларов, примерно такой же объем и полученных льгот. В спецрежиме работают 22 отрасли, 62 процента инвестиций — отечественные.

— Специальный режим инвестирования надо внедрять во всех отраслях экономики и на всех территориях, но подходить надо взвешенно и дифференцированно, и тогда будет результат, — считает Виктор Письмак, секретарь Донецкого инвестиционного совета, вице-президент Украинской ассоциации свободных экономических зон. Сегодня инвестиционные процессы реализуются на местах, а все поступления в бюджет уходят в центр. НДС перечисляется в центр, и ни процента не остается на создание местных фондов по инвестированию, для развития проектов. Нужен режим, стимулирующий капитальные вложения, снятие двойного обложения.

Харьковчане оперируют такими цифрами. С 1995 по 2000 год в основной капитал экономики области поступила сумма, равная капиталовложениям одного 1990 года. После введения, — а это было два с половиной года назад — специального режима инвестиционной деятельности на территории Харькова ситуация принципиально изменилась. За последний год регион, пребывавший по объемам инвестиций во второй десятке, стал одним из лидеров. Темпы роста иностранных инвестиций составили 66 процентов. По этому показателю харьковчане вышли на первое место в Украине. В первом квартале этого года в экономику области иностранными инвесторами вложено 8,3 млн. долларов, что в 1,5 раза больше прошлогоднего периода.

Однако перспектива принятия Налогового кодекса Украины в редакции, поддержанной во втором чтении Верховной Радой, сделает невозможным дальнейшее развитие льготных инвестиционных режимов в рамках специальных экономических зон и территорий приоритетного развития: участниками льготных режимов в проекте Кодекса считаются только те, кто в момент вступления его в силу уже получили льготный статус, — высказывает обеспокоенность ситуацией харьковский губернатор Евгений Кушнарев. — Фактически это может означать остановку дальнейшего развития спецзон и территорий приоритетного развития в Украине. Если же говорить о дне сегодняшнем, то в законодательстве Украины об инвестиционной деятельности существуют или конкурирующие понятия, или создается правовой вакуум. До сих пор нет определений понятий «инвестиционный проект», «цель инвестиционного проекта», «термин реализации инвестиционного проекта», «место реализации инвестиционного проекта». Необходимо усовершенствовать методическое обеспечение процедуры оценки экономической эффективности инвестиционных проектов в таких направлениях, как расчет социально-экономической эффективности и уровня риска инвестирования, инвестиционной привлекательности предприятий с учетом всех видов их ресурсов: трудовых, материальных, финансовых, информационных.

Первые последствия откладывания подобных решений уже налицо. 13 предприятий Харьковщины на 1 апреля с.г. сделали свои взносы в экономику других стран: Россию, Беларусь, Латвию, Бельгию в объеме 51,7 млн. долл. С одной стороны, это очень хорошо, потому что происходит интеграция бизнеса разных стран, с другой — эту ситуацию надо рассматривать как наши неиспользованные резервы. Необходимо создавать соответствующие условия бизнесу и у нас, иначе теряем рабочие места, отчисления в бюджеты.

О факторах, сдерживающих привлечение инвестиций в регионы Украины, говорит и Сергей Куницин, председатель крымского Совмина, председатель ассоциации СЭЗ, ТПР в Украине:

— Прежде всего, это систематические факты толкования налоговой администрацией норм льготного инвестиционного законодательства путем издания внутренних нормативных актов, не зарегистрированных в Минюсте. Так, одно из требований методических рекомендаций по организации и контролю за правильностью применения льгот предприятиями, которые осуществляют деятельность СЭЗ и ТПР, — это наличие у предприятий при самоинвестировании не распределенной прибыли на заявленную сумму инвестиций. Хотя в соответствии с законом Украины об инвестиционной деятельности прибыль — лишь один из внутренних источников инвестирования. Кроме нее, источниками могут выступать амортизация, внутренние страховые резервные накопления, доход от продажи неиспользованных активов. Таким образом, мы значительно сужаем возможность привлечения предприятий к реализации инвестиционных проектов. Необходимы также изменения в методические материалы по экспертизе бизнес-планов. Методика, утвержденная совместным приказом Минэкономики, Минфина, Минпромполитики и ГНАУ, содержит положения, порой противоречащие не только законодательству, но и экономическому смыслу. Скажем, бюджетная эффективность, рассчитываемая как срок покрытия льгот бюджетными поступлениями от проекта за время его льготной реализации, также приравнивается к льготам, что неправомерно. Методикой вводится персональная ответственность руководителя органа управления СЭЗ и ТПР за целесообразность и обоснованность одобрения инвестиционных проектов. Хотя действующим законодательством такое не предусмотрено — ответственность за проект несет директор предприятия.

На наш взгляд, необходим пересмотр Кабмином и ГНАУ действующего порядка расчета прибыли от реализации инвестиционных проектов для устранения дискриминации действующих предприятий по сравнению с вновь созданными. В отличие от новых предприятий, получающих льготу в полном объеме, у действующих прибыль от инвестиционного проекта уменьшается на понижающий коэффициент, рассчитываемый как отношение затрат по проекту к затратам по предприятию в целом. Крупные заводы, таким образом, льготой по налогообложению прибыли в полном объеме воспользоваться не могут.

Еще одна проблема — невозможность вхождения в льготный режим предприятий, имеющих задолженность перед бюджетом: эту проблему можно было бы решить, предложив им поэтапное погашение долгов в период работы в условиях льготного режима инвестирования. Считаю, что такой же угрозой развития СЭЗ и ТПР в Украине, какую несет проект Налогового кодекса, содержит и постановление КМ от 10 января с.г. №9, в котором предполагается фактически перенести решение по проектам с местного на центральный уровень. Бизнес-планы отправляются в Минэкономики, оно рассылает их по четырем адресам: Минфин, Минпромполитики, Минагрополитики, областной налоговый орган. Кто будет копировать пять экземпляров бизнес-плана? А как же коммерческая тайна? Подобная забюрократизированность принятия решений негативно скажется на инвестиционной привлекательности…

Сегодня в мире идет огромнейшая конкуренция за деньги. Главная задача для Украины — как их заполучить? Пример есть, причем, рядом — Венгрия. Ее инвестиционный портфель — свыше 20 млрд. долларов, т.е. примерно 2 тыс. на одного жителя страны. Город Сакешфехервар: около 100 тыс. населения, иностранные инвестиции превышают 2,5 млрд. долл. До распада СЭВ здесь было предприятие «Икарус», производящее автобусы, работали военные заводы. Как и многие украинские предприятия, они остались без заказов и отправили почти всех своих рабочих на улицу. Проблему надо было решать. Выбор сделали в пользу предпринимательства. Мэр обратился с заявлением и гарантией: кто захочет регистрировать свое дело, все нужные бумаги получит в течение трех дней. В мэрии понимали: любой предприниматель, уходящий с биржи труда и открывающий свое дело, — уже не обуза для бюджета. Абсолютно либерально подходили к этим предпринимателям все проверяющие органы. Сегодня в этом городе работает крупнейший завод по производству жестких магнитных дисков…

— С самого начала необходимы однозначные и понятные правила игры, — говорит Тамаш Берки, экономический советник посольства Венгрии в Украине. — Если что-то было обещано инвестору, то, невзирая ни на какие, может быть, возможные потери, условия выполнялись. Ни один инвестор не согласовывал свои проекты ни с кем, потому что это его тайна, его ноу-хау. Задачей правительства и парламента Венгрии было эти условия обеспечивать. Инвесторы поняли: вкладывая деньги в венгерскую экономику, они могут получить дивиденды без гарантий правительства, банков, только опираясь на свою производственную деятельность, и почувствовали себя как дома. Если смотреть на карту размещения в Украине свободных зон и территорий, то скоро вся ваша страна будет полностью свободной экономической зоной. Может быть, стоило бы изменить «правила игры» по всей Украине, а потом посмотреть, какие регионы не дотягивают до общего уровня развития?

Инвестиции — как форель, которая живет исключительно в чистой воде. Как только вода начинает мутнеть, форель немедленно уходит, и потом ее туда ничем не приманишь…

На форуме инвесторов стран Центральной и Восточной Европы, который состоялся в Вене в середине января этого года, Украину отметили как страну со стабильными перспективами. От перспектив до реальности — путь нелегкий. Что целесообразнее: идти по пути зонирования или унификации требований ко всем участникам рынка — вопрос по-прежнему остается открытым.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме