Системные сокращения

14 марта, 2014, 19:45 Распечатать

Задержание в Вене Дмитрия Фирташа может серьезно повлиять на уровень доверия между украинскими банками — принадлежащие олигархическим группам финучреждения наверняка столкнутся с взаимным закрытием кредитных лимитов. 

Задержание в Вене Дмитрия Фирташа может серьезно повлиять на уровень доверия между украинскими банками — принадлежащие олигархическим группам финучреждения наверняка столкнутся с взаимным закрытием кредитных лимитов. Нацбанку, в свою очередь, придется активнее снабжать финучреждения ликвидностью, чтобы избежать проблем с платежами. При этом к порядку предоставления финансовой помощи у ряда банков уже есть вопросы.

По мнению самих банкиров, уже в этом году систему ждет серьезное сокращение рядов. Под угрозой потери жизнеспособности до четырех десятков финансовых учреждений, которые могут не выдержать сложной макроэкономической ситуации либо не получить поддержки акционеров после стресс-тестирования, требование о котором выдвигают в Международном валютном фонде.

Чтобы не допустить эффекта домино, эксперты советуют Нацбанку развязать руки Фонду гарантирования вкладов, провести оперативный стресс-тест и подумать над программой по рекапитализации банков.

Несмотря на то, что у бизнесменов нет четкой официальной информации о причинах задержания г-на Фирташа, равно как и нет данных о серьезности выдвигаемых ему обвинений (согласно опубликованной информации, его подозревают, в частности, во взяточничестве и создании преступной группировки, по данным ZN.UA, задержанному инкриминируют дачу взятки при заключении контрактов в Индии три года назад), финансовый рынок уже отреагировал на венский арест. По словам источников ZN.UA, сразу несколько крупных банков с иностранным капиталом пересмотрели лимиты межбанковского финансирования на банк "Надра", принадлежащий бизнесмену.

Как пояснил в неофициальной беседе топ-менеджер одного из таких финучреждений, "весь бизнес г-на Фирташа находится под системным риском его репутации". По его словам, пока не будет внесена ясность в ситуацию с процессуальным статусом господина Фирташа в Австрии либо США, не будет озвучена позиция украинских властей и Нацбанка, операции с банком "Надра" "внутренним аудитом трактуются как рисковые".

Финансист утверждает, что возможные сложности у банка "Надра" могут повлечь резкое сокращение кредита доверия между всеми банками в системе. "Прежде всего, под риском находятся банки украинских акционеров, которые были близки к власти. Возможные действия иностранных и украинских спецслужб могут привести к сложностям у этих финучреждений", — отмечает банкир. Ранее министр внутренних дел Арсен Аваков говорил, что у власти "есть досье на 50 банков, участвовавших в операциях по обналичиванию средств".

В конце прошлой недели в ответ на запрос ZN.UA о масштабах оттока вкладов в крупнейших финучреждениях в банке "Надра" сообщали о сокращении средств на счетах клиентов в период с 1 февраля по 5 марта в размере 120 млн грн. "За указанный период объем снятия клиентами средств трижды превышал показатель в 100 млн грн за день (21, 27 и 28 февраля), что соответствует пикам политической напряженности в стране. При этом объемы снятия клиентами средств никогда не превышали отметку в 200 млн грн в день. Норматив мгновенной ликвидности банка на 5 марта — 29%", — сообщили в пресс-службе банка "Надра".

ZN.UA обратилось в банк Дмитрия Фирташа и НБУ за комментариями о влиянии его ареста на ситуацию в финучреждении и готовности центробанка поддержать ликвидность банка "Надра". Из банка нами был получен ответ, что оттока средств клиентов в связи с данной информацией не наблюдается, а за период с 1 февраля с.г. банк "Надра" не получал рефинансирования от регулятора.

В то же время, по обобщенным данным НБУ, только в четверг, 13 марта, комбанкам была предоставлена долгосрочная ликвидность на сумму более 600 млн грн.

Однако банкиры говорят, что доступ к ликвидности на сегодняшний день получили не все банки — отказывают финучреждениям с иностранным капиталом. "В первую очередь, речь идет о российских госбанках — "ВТБ Банке", "Дочернем Банке Сбербанка России" и Проминвестбанке, которые представляют в Украине интересы российского правительства. Им денег точно не дадут, пусть обращаются в Кремль", — сказал ZN.UA собеседник в Нацбанке. В то же время, по его словам, принято негласное решение "стимулировать" банки с иностранным капиталом сначала просить помощи у материнских контор и только потом — у Национального банка.

В НБУ на просьбу официально прокомментировать такое решение не ответили. Хотя ранее директор генерального департамента НБУ по вопросам кредитно-денежной политики Елена Щербакова обещала оказывать поддержку всем без исключения финучреждениям. "Мы практически отказались от индивидуальных сделок и работаем через инструменты тендеров. Принято решение, что на эти тендеры будут допущены все банки. И это даст возможность банкам почувствовать себя уютно и нормально и планировать свою ликвидность. На сегодняшний момент принято решение поддерживать все банки", — заявляла г-жа Щербакова.

Впрочем, сами финансисты не считают, что милость регулятора должна быть бесконечной. "Контроль за использованием рефинансирования (начиная с 22 января НБУ выдал банкам почти 30 млрд грн) недостаточен. Есть информация, что некоторые банки получили рефинансирование и использовали большую часть на кредитование. Это абсолютно не соответствует ситуации. Деньги НБУ должны были идти только на поддержку ликвидности текущей. Поэтому хотелось бы, чтобы Национальный банк реально наблюдал, куда и в каком направлении используются его кредиты", — говорит член совета Украинского кредитно-банковского союза Ярослав Колесник.

Кроме того, по словам председателя правления "Райффайзен Банка Аваль" Владимира Лавренчука, наблюдается ситуация, "когда банки являются фактически неплатежеспособными по два-три месяца", однако все равно получают поддержку НБУ.

"Если все 186 банков получат доступ к рефинансированию, я только за. Но у значительной части банков нет возможности эти средства вернуть", — подчеркивает г-н Лавренчук. Потери банковской системы связаны с переоценкой активов и способности клиентов погашать свои обязательства в связи с девальвацией. "По каждому отдельному банку — это сотни миллионов гривен уже убытков потенциальных. Можно ли их избежать? Нет. Это уже факт. Это означает, что капиталы банков сегодня уже сокращаются на эту сумму ущерба. Где банкам взять капитал? Его негде взять", — подчеркивает банкир.

Чтобы оценить масштабы потерь и потребность банков в капитале, Международный валютный фонд требует от НБУ проведения стресс-тестирования, результатом которого будет оценка возможного сокращения капитализации банковской системы. Однако проблеме поиска адекватных механизмов восполнения дефицита капитала на случай отказа частных акционеров поддерживать свои банки еще только предстоит быть решенной. А сами банкиры утверждают, что систему в этом году ожидают значительное сокращение количества платежеспособных банков при ограниченном ресурсе Фонда гарантирования вкладов на поддержку отмирающих финучреждений и невозможность государства национализировать проблемные банки. Тем более что опыт рекапитализации образца 2008–2009 гг. принес слишком много разочарований, приведя к потере огромных государственных средств.

В арсенале государства остается механизм банка плохих активов и возможности администрирования проблемных учреждений со стороны Фонда гарантирования вкладов. Однако и возможности, и способности (как кадровые, так и инструментальные) этих учреждений на сегодняшний день остаются под вопросом (особенно в отношении банка плохих активов). "Государство должно уделить вопросу вывода проблемных банков с рынка очень серьезное внимание — нужно повышать эффективность работы Фонда гарантирования вкладов, своевременно передавая ему банки на санацию", — отмечает Ярослав Колесник.

При этом финансисты уверены, что в этом году произойдет серьезное сокращение количества банков, а в результате процессов системного сокращения может появиться государственный супербанк, в котором окажутся активы финучреждений, оставшихся без поддержки акционеров. "180 банков — это очень много на маленькую больную экономику. Какие-то требуют капитала, какие-то требуют инвестиций в лицензии и ИТ, в обеспечение инкассаторских машин, обеспечение людей, привлечения лучшего персонала. У нас нет столько капитала. Амбиции у стратегов надо, наверное, свернуть. Не только у стратегов государственных, но и у стратегов частных, которые хотят удержать в дальнейшем те банки, которые не имеют никакой перспективы", — говорит Владимир Лавренчук.

Раздел под названием "Политика финансового сектора" традиционно является неотъемлемой частью каждой программы сотрудничества с Международным валютным фондом, поскольку без качественного оздоровления банковской системы нет смысла говорить ни об улучшении финансовой стабильности государства, ни об улучшении состояния экономики в целом и обеспечении ее устойчивого роста. Пока о ходе переговоров и готовящихся решениях не только до широкой, но даже до узкой профессиональной общественности доходит лишь весьма скудная и обрывочная информация. Так что остается только надеяться, что в готовящемся сейчас между Киевом и фондом проекте меморандума будут найдены адекватные остроте нынешних вызовов ответы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно