С 1 июля с.г. предприятиям торговли, не имеющим терминалов для приема платежных карт, «светит» пристальное внимание налоговиков.
Еще год назад, в марте 2006-го, Кабинет министров Украины издал постановление №377 «Некоторые вопросы осуществления расчетов за проданные товары…», согласно которому с 1 июля 2007-го все торгово-сервисные предприятия (ТСП) областных центров Украины с годовым объемом оборота свыше 5 млн. грн. обязаны установить у себя POS-терминалы для приема платежных пластиковых карт. Для предприятий, продающих нефтепродукты, лекарства, автомобили, бытовую и офисную технику, мебель, парфюмерию (если площадь торгового зала превышает 400 кв. м), а также общепита (на более чем 40 посадочных мест) установка POS-терминалов обязательна независимо от объема оборота. Исключение сделано для закрытых заведений общественного питания — для них установка POS-терминалов необязательна.
Как видим, больше года отводилось предприятиям на то, чтобы исполнить постановление Кабмина и изыскать возможности установки платежных терминалов. Крупнейшие банки предложили им свою помощь, вызвавшись устанавливать оборудование за свой счет. Банкиры в один голос утверждали, что выполнение правительственного постановления №377 поможет окончательно сформировать в Украине культуру безналичных расчетов. Кроме того, переход на безналичные платежи позволит государству существенно сэкономить на обслуживании наличного денежного обращения.
Однако год прошел, но сегодня к услугам украинцев в торговых точках — всего 45 тыс. терминалов, принимающих к оплате банковские карты (хотя на налоговом учете состоят более 400 тыс. торговых предприятий). Как свидетельствует статистика, это лишь 5—15% от количества POS-терминалов в европейских странах. Например, в Турции на 10 граждан приходится один платежный терминал, а в Великобритании, Франции, Испании их количество превысило 800 тыс. В Европе безналичные платежи уже давно и всерьез потеснили ежедневные операции с наличностью. Но, увы, не у нас.
Нынче в Украине используется порядка 35 млн. платежных банковских карт, и простые арифметические подсчеты свидетельствуют, что 45 тыс. единиц специализированного оборудования попросту не способны удовлетворить все потребности.
Говоря о диспропорции между количеством держателей карт и количеством обслуживающих их торговых точек, топ-менеджер одного из ведущих украинских банков удачно заметил, что такая ситуация напоминает банкет без столовых приборов. Действительно, клиент нашел нужный ему товар, банк обеспечил ему удобный платежный инструмент, кредит, а воспользоваться им он не может...
Чего же ждут работники торговли? На первый взгляд, все дело — в традиционном украинском консерватизме: предприниматели попросту боятся незнакомого им финансового инструмента. Хотя о каком консерватизме может идти речь, если потребитель уже полностью готов к переходу на новый, цивилизованный уровень расчетов, о чем и свидетельствует статистика количества держателей карт и растущие обороты по платежным картам в отчетах банков-эквайеров. Рядовой украинец, даже очень далекий от мира банковских услуг, совершенно спокойно использует свой «пластик» без какого бы то ни было психологического дискомфорта. А торговцы по-прежнему медлят, ссылаются на высокие комиссии и совершенно не считают стоимость обслуживания наличных средств, которые проходят через их предприятия.
Банкиры готовы ставить терминалы за свой счет, а покупатели ждут возможности комфортно расплачиваться. Казалось бы, в чем проблема? Какие основания у законопослушного предпринимателя упорно игнорировать постановление правительства №377? «Возможно, неготовность и консерватизм здесь ни при чем?» — таким вопросом задались налоговые органы.
Если оборот в торговой точке вырос за год на 80%, а оборот по картам — только на 20% или предприятие вообще не принимает карты, это вполне может быть расценено как сокрытие доходов и уклонение от налогов. Никаких карательных мер для торговцев, не выполнивших постановление КМУ, сегодня не предусмотрено. А вот фискальные органы им во внимании вряд ли откажут…
Одними из первых, не ожидая правительственной подсказки, предоставили своим клиентам возможность рассчитываться платежными картами крупные торговые сети, в том числе бытовой техники, товаров для дома, супермаркеты. Что опять-таки неудивительно: владельцы таких сетей давно научились ценить собственную выгоду, а она, в частности, заключается в обеспечении максимально комфортных условий покупателям и во взаимопонимании с налоговиками. Подавляющее большинство «сетевиков» утверждают, что после установки POS-терминалов появились позитивные сдвиги в работе: сократилось время обслуживания клиентов, повысилось значение так называемого среднего чека.
Это же подтверждают результаты последнего декабрьского исследования, проведенного в Украине по заказу Visa International: средняя сумма чека при расчете картой в два раза превышает сумму, оплаченную наличными. К тому же клиент с платежной картой персонализирован и для него предприятие может реализовывать дисконтно-бонусную программу.
Очень показательным является мнение потребителей о достаточности количества магазинов, где к оплате принимаются карты: более 70% опрошенных считают, что таких магазинов явно недостаточно. Тогда как противоположного мнения, по данным вышеупомянутого декабрьского исследования, придерживался лишь каждый 16-й респондент.
Следует подчеркнуть, что в Украине стремительно растет количество держателей не только дебетных, но и кредитных карт. А клиент с кредитной картой платежеспособен всегда, главное — дать ему возможность воспользоваться своим платежным инструментом. Кстати, некоторые банки эмитируют кредитки, средства на которых нельзя обналичить, так что продавец, не установивший у себя POS-терминал, такого клиента теряет автоматически.
Итак, устанавливая POS-терминалы, предприниматели убивают одним выстрелом нескольких зайцев:
— реагируют на запросы потребителей, предоставляя им возможность использовать платежные карты;
— привлекают все новых клиентов, в том числе держателей кредитных карт, тем самым увеличивая товарооборот;
— повышают рентабельность работы за счет роста оборота и снижения затрат и времени на обслуживание одного клиента;
— помогают себе и государству сэкономить на обслуживании наличных денег;
— экономят на оборудовании и персонале для обработки, перевозки, инкассации выручки, перемещения наличных денег на текущие счета в обслуживающие банки;
— упрощают работу бухгалтерии.
Впрочем, лучше, наверное, один раз попробовать. И убедиться на собственном опыте.
Справка «ЗН». Самым удачным примером государственной поддержки проектов безналичных расчетов является программа правительства Южной Кореи.
В 1998 году, после финансового кризиса, Республика Корея решала вопрос увеличения доходов государства без повышения уровня налоговой нагрузки на физических лиц и бизнес. Для этого стали проводить политику стимулирования лиц, связанных с «теневой» экономикой, к выходу на «свет». Развитие безналичных расчетов с использованием платежных карточек было определено как инструмент «конвертации» теневой наличной массы в безналичную с общим стандартным налогообложением.
Для всех предприятий, годовой товарооборот которых превышал 18 тыс. долл., было установлено правило обязательного приема к оплате платежных карт. Причем пользователи карт получили право информировать налоговые органы о нарушении торговцами этого правила.
Государство ввело серию ежемесячных государственных лотерей, для участия в которых нужно было предоставить копии чеков, подтверждавших безналичное использование карт.
Для юридических лиц, использовавших и принимавших карточные платежи, уровень НДС (на соответствующие суммы) был снижен на 20% от стандартного уровня.
Все хозяйственные расходы на сумму больше 35 долл. должны были осуществляться с помощью платежных карт: только это позволяло предприятиям относить соответствующие суммы на валовые расходы.
Национальные производители оборудования для безналичных расчетов получили налоговые льготы.
Физические лица, использовавшие платежные карты в торговой сети, получили право на налоговый кредит, но не более 4 тыс. долл. ежегодно.
За 1997—2000 годы доходы корейского бюджета (в том числе и благодаря вышеупомянутым мерам) возросли с 42 до 57 млрд. долл. Расходы государства на обслуживание оборота денежной наличности снизились на 3 млрд. долл., уровень «теневой» экономики сократился с 16 до 12% ВВП, рост безналичного использования карточек составил 290%.