В начале апреля открылась возможность подать заявление в Реестр убытков, нанесенных агрессией РФ против Украины. Это первый компонент международного компенсационного механизма — специального ad hoc инструмента, направленного на то, чтобы агрессор заплатил за причиненный ущерб. Компенсационная комиссия, которая будет присуждать выплаты, и Фонд — финансовый источник возмещений будут созданы со временем.
Первая из более 40 категорий убытков, заявления по которым можно будет подать в реестр, касается повреждения или уничтожения жилой недвижимости. По словам исполнительного директора реестра Маркияна Ключковского, за первые сутки этой возможностью воспользовались 510 человек, а в целом в этой категории ожидается подача от 300 до 600 тысяч заявлений на возмещение.
ZN.UA уже детально описывало, как будет работать реестр и кто сможет подать соответствующее заявление. Вместе с тем существует довольно большое количество пострадавших, для которых подача заявления будет осложнена или вообще невозможна.
Институт законодательных идей и Украинский Хельсинский союз по правам человека (УХСПЧ) исследовали юридические пробелы и проблемы, с которыми на практике сталкиваются владельцы разрушенного или уничтоженного недвижимого имущества при фиксации убытков для получения дальнейшей компенсации.
Важно отметить учет этих обстоятельств при установлении доказательных стандартов, в частности в работе реестра убытков и международного компенсационного механизма в целом. Это позволит обеспечить их гибкость и адаптивность к условиям, в которых находятся жертвы российской войны, особенно на временно оккупированных или деоккупированных территориях, а также в зонах боевых действий. Учет реалий «на местности» и действующей административной практики необходимы для того, чтобы бремя доказывания нанесенных убытков было реалистичным и не оказалось неподъемным, превращая право на возмещение в фикцию.
Трудности с подачей документов, подтверждающих право собственности
Для подтверждения права собственности на недвижимость необходимо иметь соответствующие документы — свидетельство о праве собственности (выдававшееся до 2016 года) или выписку из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности.
Во многих случаях такие документы были утрачены, повреждены или уничтожены вследствие боевых действий, поспешной эвакуации владельцев или по другим причинам, связанным с войной.
Государственный реестр заработал только с 2013 года, поэтому в нем нет сведений о значительном количестве объектов недвижимости. Не все сведения, находящиеся в бумажных реестрах бюро технической инвентаризации, были перенесены в реестр, и большое их количество безвозвратно утрачено во время боевых действий из-за уничтожения или повреждения помещений, где они хранились. Также в реестрах отсутствуют сведения о праве собственности на сельские дома, которые были выкуплены гражданами у коллективных хозяйств (колхозов) в процессе приватизации.
Часто у фактических собственников нет никаких документов, подтверждающих их право собственности. Распространена эта проблема в селах и поселках, где стоимость домов ниже стоимости оформления права собственности. Такие дома покупают и продают с использованием расписок, за наличный расчет и без надлежащего оформления права собственности. По этим же соображениям наследники часто воздерживаются от принятия наследства. Например, эксперты УХСПЧ массово фиксировали отсутствие документов на объекты права собственности в селах Купянского района Харьковской области.
Массовой также можно считать проблему отсутствия документов, подтверждающих право собственности на объекты самовольного строительства.
Некоторые проблемы можно решить, обратившись к нотариусам, государственным регистраторам или в центры административных услуг. Но в населенных пунктах, расположенных близко к зонам боевых действий или на временно оккупированных территориях, могут возникать сложности с доступом к нотариальным услугам. В некоторых территориальных громадах, объединяющих много населенных пунктов, нотариальные услуги может предоставлять только один специалист, и очередь на консультацию может быть сформирована на несколько месяцев вперед. Например, в Бериславской, Высокопольской и Великоалександровской громадах Херсонской области работает только по одному нотариусу.
Из информационных эксплейнеров, размещенных на сайте реестра убытков, следует, что сейчас только владельцы жилья могут подать заявление в этой категории, а право собственности должно быть зарегистрировано в Государственном реестре вещных прав. При этом там обещают, что вскоре, при отсутствии сведений в госреестре, владельцы смогут подать заявление, если они подтвердят отказ в государственной регистрации сведений о недвижимом имуществе и подтвердят право собственности на него другим способом. В таких случаях могут понадобиться договоры купли-продажи, дарения, пожизненного содержания и другие, решения суда или свидетельство о наследстве согласно закону или завещанию, а также другие доказательства, которые могут подтвердить факт владения жильем.
Трудности с фиксацией разрушений объектов недвижимости
Сейчас заявление в реестр убытков о разрушении жилья могут подать те, кто воспользовался программой «єВідновлення» и имеет акт обследования от местной власти. А вскоре заявление смогут подать все владельцы поврежденного или разрушенного жилья.
Но на практике владельцы объектов недвижимости, размещенных на территориях, где ведутся боевые действия, часто не могут предоставить доказательства, подтверждающие уничтожение таких объектов, а комиссии не могут обеспечить обследование, поскольку у них нет безопасного доступа к ним.
Работа в таких комиссиях нуждается в квалифицированном персонале. Например, не хватает инженеров, которые могли бы определять и описывать уровень и характер повреждения недвижимости, проводить оценку и т.д.
Проблемы с фиксацией разрушений жилья также возникают из-за трудностей в организации работы государственных органов и их взаимодействия с собственниками. Например, некоторые собственники, признанные потерпевшими в уголовных делах, часто не могут получить документы, подтверждающие их статус (выписку из Единого реестра досудебных расследований). Это случается из-за того, что мобильные группы полиции и других правоохранительных органов, осуществляющих осмотр мест событий, после завершения своей работы покидают населенные пункты и прекращают связь с собственниками.
Несмотря на успех в цифровизации государственного управления, процедуру учета убытков на местах иногда все еще проводят в бумажном формате. Это может привести к потере собранных доказательств. Досадный случай был зафиксирован командой УХСПЧ в прифронтовом поселке, когда ракетный удар уничтожил всю собранную информацию на бумаге и убил представителя, фиксировавшего убытки жителей более месяца.
Жилье на оккупированных территориях
Реестр убытков дает возможность подать заявление об убытках, нанесенных на всей суверенной территории Украины. Вместе с тем сделать это относительно жилья, расположенного на временно оккупированных территориях, будет крайне сложно.
Сейчас отсутствует порядок установления разрушений жилых объектов, размещенных на оккупированных территориях. Собрать какие-либо доказательства почти невозможно. Известны случаи, когда жители Северодонецка обращались в полицию, чтобы начать уголовное производство, но им отказали в связи с отсутствием фото, подтверждающих состояние их жилья после разрушения или повреждения.
Проблемным вопросом также является непризнание Украиной документов, связанных с правом собственности на объекты недвижимости, выданных на временно оккупированных территориях, и это фактически блокирует возможность регистрации права собственности.
О необходимости введения института конвалидации (признания) договоров, совершенных на оккупированных территориях, а также упрощенной процедуры регистрации такого имущества говорили эксперты Украинского института будущего при исследования имущественной агрессии Кремля.
Как вывод
Необходимо предотвратить ситуацию, при которой жертвы войны потеряют право на компенсацию из-за описанных выше препятствий. Системные проблемы, влияющие на возможность доказать право собственности на недвижимость во время войны, должны быть учтены при определении доказательных стандартов, которые применяются международными компенсационными механизмами, включая Реестр убытков.
Некоторые из этих проблем можно решить, изменив и улучшив административную практику. Часть из них, касающуюся исправления ошибок в регистрационных документах, также можно преодолеть с помощью судебной практики. Другие препятствия могут быть устранены путем изменений в законодательстве, чтобы учесть особые условия на временно оккупированных или деоккупированных территориях, а также на территориях, где ведутся боевые действия.
Все эти шаги должны содействовать тому, чтобы каждая жертва российской войны получила компенсацию, а агрессор — заплатил за содеянное.
Материал подготовлен при поддержке Международного фонда «Відродження» в рамках проекта Efficient reparations now, который внедряется аналитическим центром «Институт законодательных идей», и при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) в рамках Программы «Права человека в действии», которая внедряется УХСПЧ. Материал отражает позицию авторов и необязательно отражает позицию Международного фонда «Відродження» и Агентства США по международному развитию (USAID).