Пора уважать предпринимателей, или немного об истинной либерализации экономики

Поделиться
Скоро год, как народ Украины отстаивал на Майдане свободу и демократию. Одной из главных движущих сил революции были мелкие и средние предприниматели, или, как принято их сегодня называть, нарождающийся средний класс...

Скоро год, как народ Украины отстаивал на Майдане свободу и демократию. Одной из главных движущих сил революции были мелкие и средние предприниматели, или, как принято их сегодня называть, нарождающийся средний класс. В нормальных условиях эти люди, которым есть что терять, тяготеют к стабильности и общественному спокойствию, но тогда они тоже вышли на баррикады. И не последней причиной такой активности была сложившаяся в стране ситуация с налогами.

Речь не только об их непомерности — в Украине налоги не самые большие в мире. Предпринимателям надоело отсутствие внятной государственной налоговой политики, дырявое законодательство, практика ручного управления, произвол налоговых органов, не раз демонстрировавших, как могут «убить» даже процветающее предприятие.

К сожалению, за прошедший год в налоговой сфере мало что изменилось. Хотя много «майданных» обещаний касалось и будущей свободы предпринимательства в стране. Лучшая иллюстрация: за последний год в парламенте не был принят ни один закон, касающийся налоговой реформы. Продолжает лежать на полке проект Налогового кодекса…

В уже озвученных программах различных политических сил почти все они апеллируют к «народу», делают упор на социальных аспектах. Развитие же предпринимательства так и остается на уровне лозунгов. Тогда как лучшей помощью народу и лучшим путем реального решения социальных проблем стало бы создание в стране по-настоящему благоприятной атмосферы для бизнеса. И последующий рост количества рабочих мест, доходов населения и отчислений в бюджет.

Власть, увлекшись дележом портфелей и предвыборными войнами компроматов, забыла о своих обещаниях создать в стране благоприятный для бизнеса налоговый и инвестиционный климат. Зато не забыла об этом «Пора», которую считают одной из главных движущих сил украинской демократической революции. Тогда — революционная молодежная организация, а сегодня партия, претендующая на звание влиятельной политической силы. Недавно «Пора» презентовала общественности свою экономическую программу. Никто не ожидал от «Поры» серьезных экономических предложений. С предложениями такого уровня обычно выходят партии-лидеры. Именно от них предприниматели ждали внятных законодательных решений. Симптоматично, что наиболее адекватной оказалась вчера еще радикальная «Пора». Хотя надо отметить, что весной, когда принимались изменения в госбюджет, ущемляющие интересы предпринимателей, активно протестовали только «Пора» да УСПП.

Документ под названием «Пакет развития» включает в себя девять законопроектов, касающихся реформирования налоговой сферы. Проекты изменений в существующие законы, а также проекты новых законов призваны ликвидировать значительную часть «дыр» в налоговом законодательстве, сделать налоговую систему более прозрачной, а экономику — более привлекательной для инвестиций. В случае их принятия предпринимательство из рисковой профессии превратится в вид деятельности, доступный каждому гражданину Украины. У людей появится возможность зарабатывать, не боясь потерять все из-за прихоти налогового инспектора, они смогут обеспечивать себя, создавать новые рабочие места и с удовольствием будут платить небольшие, а главное — прозрачно администрируемые налоги.

Налогом — по Европе

«Пакет развития» по просьбе «Поры» был разработан Украинским центром развития внешнеэкономических отношений. Этот своеобразный мини-налоговый кодекс включает в себя проекты законов Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения прибыли предприятий», «О налоге на имущество юридических лиц», «О едином социальном налоге», «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге на доходы физических лиц», «О налоге на имущество физических лиц», «О внесении изменений в Закон Украины «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков», «Об общих принципах создания и функционирования территорий приоритетного развития, специальных экономических зон и туристско-рекреационных зон» и «О едином налоге субъектов малого предпринимательства». Все проекты изменений, по мнению разработчиков, согласуются между собой, а также с действующим законодательством.

— Мы много говорим о необходимости вступления в ЕС и интеграции в европейскую экономику, однако для унификации нашей налоговой системы с европейской пока ничего не делается, — говорит президент Украинского центра развития внешнеэкономических отношений Анатолий Пинчук. — Данный пакет законопроектов, в числе прочего, призван привести наше законодательство в соответствие с Шестой директивой ЕС и требованиями ВТО. Иностранные инвесторы должны почувствовать, что в Украине они играют по тем же налоговым правилам, что и в Европе.

Поскольку «Пора» пока не представлена в парламенте Украины как политическая партия, с просьбой подать в ВР законопроекты она обратилась к народному депутату Украины, председателю комитета ВР по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Владимиру Стретовичу. И тот согласился.

— Если мы хотим развивать в Украине средний класс, мы должны создавать для него правовую и институциональную базу, — считает Владимир Стретович. — Чем детальнее будут прописаны процедуры администрирования и взимания налогов, чем тщательнее регламентированы отношения между властью в лице налоговых органов и общественностью в лице предпринимателей, тем легче будет хватать коррупционеров за руку и доказывать факты коррупции в суде. Статья 19 Конституции Украины гласит, что органы власти и их должностные лица обязаны действовать лишь в пределах полномочий и путем, предусмотренным законодательством Украины. Весь вопрос в том, что пределы полномочий и методы должны быть выписаны в законодательстве. И предложения «Поры» как раз и решают эту задачу.

Не числом, а прозрачностью

Одним из важнейших в предложенном пакете является проект закона «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость». Его цель — адаптировать налоговое законодательство Украины к законодательству ЕЭС и ликвидировать некоторые имеющиеся противоречия с Гражданским кодексом Украины. В числе главных предлагаемых изменений — поэтапное снижение ставки НДС, которая является одной из самых высоких в Европе, до 17% в 2006 году и до 15% — в 2007-м.

Предлагается также перейти на кассовый метод определения момента возникновения налоговых обязательств и налогового кредита для всех без исключения предприятий, а не для отдельных их категорий. Это позволит предприятиям сохранить оборотные средства, а также сократить текущую налоговую задолженность по НДС.

Законопроектом предусмотрен новый, более четко детализированный порядок возмещения НДС. Предлагается предоставить плательщику налога право самостоятельно определять, какая часть суммы «отрицательного значения НДС», т.е. подлежащей возмещению из госбюджета, будет учтена в налоговые кредиты будущих отчетных периодов, а какая должна быть перечислена на текущий счет. Устанавливается также обязанность Госказначейства перечислять заявленные к возмещению плательщиком НДС суммы в случае, если налоговые органы не дают никаких заключений и не оспаривают этих сумм. Просроченные суммы возмещения НДС предлагается приравнять к бюджетной задолженности и начислять на них пеню.

Целый ряд не менее приятных изменений касается порядка начисления и администрирования НДС. Проектом исключается применение термина «обычная цена», за исключением бартерных и импортных операций. Из закона об НДС предлагается изъять формулировку, согласно которой лица, осуществляющие поставку товаров и услуг «с использованием глобальных и локальных компьютерных сетей», должны обязательно регистрироваться в качестве плательщиков НДС. Эта норма обязывала регистрироваться всех предпринимателей, у кого в офисе есть локальная сеть и выход в Интернет. Изменяется обложение лизинговых операций: вместо начисления налога на всю стоимость объекта лизинга, с момента получения его в пользование, предлагается начислять НДС на каждый лизинговый платеж, а в момент передачи объекта в собственность НДС начисляется на остаточную его стоимость.

Не менее важным является проект изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий». Предлагается постепенное снижение ставки налога на прибыль до 23% в 2006 году и 20% — в 2007-м. Разрешается включать в валовые затраты третейский сбор, что, по замыслу разработчиков, должно стимулировать развитие системы независимых коммерческих судов. До 7% от валовых затрат предлагается увеличить порог отчислений на страхование; при этом увеличивается и сама база расчета этого порога — в валовые затраты включаются и амортизационные отчисления. Сами же нормы амортизации существенно повышены, что должно стимулировать обновление основных фондов предприятий. Что очень существенно — предлагается отменить правило первого события. По мнению авторов законопроекта, доход должен возникать в момент фактической отгрузки товаров или предоставления услуг, а валовые затраты — в момент оприходования товаров или приемки услуг.

В новой редакции Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц» предлагается убрать норму, включающую в облагаемый доход средства или имущество, полученные в качестве взятки, — ведь согласно УК эти средства все равно конфискуются. Предлагается не облагать подоходным налогом также дивиденды, при начислении которых предприятием уже был уплачен налог на доход (который является источником выплаты дивидендов). Это позволит избежать двойного налогообложения, отнюдь не стимулирующего рост частных инвестиций.

Доходы от продажи недвижимости, по замыслу разработчиков, не чаще одного раза в год облагаются налогом в 1%, если площадь ее не превышает 100 кв. метров, и 5% (со стоимости превышения), если больше. И только при продаже недвижимости чаще раза в год доходы от сделки облагаются по ставке 13%. Доход от продажи одного объекта движимого имущества за год предлагается облагать налогом по единой ставке 5%, более одного объекта — 13%.

Новыми налогами — по старым

А теперь о принципиально новых налоговых инициативах.

Проект нового закона «О налоге на имущество юридических лиц» призван обеспечить поступления от тех предприятий, которые владеют большими фондами, но почему-то не получают (или не показывают) прибыль. Налог предлагается небольшой — 1% от среднегодовой балансовой стоимости основных фондов, непроизводственных фондов, недвижимости предприятия. Такой, что его легче платить, чем обходить. Кроме этого, налог на прибыль разрешается уменьшать на сумму, составляющую 70% налога на имущество.

Проект закона «О налоге на имущество физических лиц» хоть и вводит новый налог, но построен так, что платить его будут в основном владельцы дорогого имущества, в частности земли и недвижимости. Он тоже невелик — от 0,05 до 1,0% от рыночной стоимости недвижимости на 1 января, в зависимости от самой стоимости и типа имущества. Большинство малообеспеченных слоев населения — инвалиды и участники войны, лица, имеющие заслуги перед Родиной, чернобыльцы, инвалиды детства и т.д. — от уплаты налога освобождаются, если они не владеют имуществом стоимостью свыше 80 тыс. долл.

Еще один новый налог, призванный заменить несколько менее эффективных старых, вводится проектом закона Украины «О едином социальном налоге». Сегодня с каждым предприятием, делающим социальные отчисления из фонда заработной платы, взаимодействуют пять различных организаций: Пенсионный фонд, три фонда социального страхования, налоговые органы. Законом предлагается ввести единый социальный налог и консолидировать все контрольные, учетные, распределительные и другие административные функции по нему в руках налоговой службы. Это позволит существенно сократить штаты контролирующих органов и затраты — как государства, так и предприятий — на администрирование социальных отчислений. Предлагается также постепенное снижение общей ставки социальных отчислений: с 37 до 20% в течение трех лет (для плательщиков единого налога предусмотрена фиксированная ставка соцналога в 140 грн. за каждого работающего).

По мнению авторов законопроекта, снижение нагрузки на фонд заработной платы с 50% (как сейчас) до 33% (20% единый соцналог плюс 13% налог на доходы физических лиц) приведет к массовому выводу зарплат из тени. Налог должен поступать в специальный фонд госбюджета и перечисляться Госказначейством на счета Пенсионного и социальных фондов.

Проект закона «О едином налоге субъектов малого предпринимательства» существенно упрощает налогообложение малого бизнеса. Предлагается установить, что платить единый налог могут предприниматели, число наемных работников у которых не превышает 20 человек, а годовой доход — 3 млн. грн. Дан исчерпывающий перечень видов деятельности и источников дохода, не разрешенных к обложению единым налогом, а также исчерпывающий перечень налогов и сборов, заменяемых единым налогом. В частности, единый налог не освобождает от уплаты единого социального налога. Проектом установлены две фиксированные ставки — 200 и 500 грн., а после достижения определенного предела ставка единого налога составляет 3% + НДС или 6%.

СЭЗ: не запрещать, а европеизировать

Новая власть, ратуя за привлечение иностранных инвестиций, тем не менее одним росчерком пера закрыла специальные экономические зоны как рассадник клановых льгот и контрабанды. Тем не менее европейская практика, в частности соглашение ВТО по компенсационным мерам и субсидиям, вполне приветствует функционирование подобных зон. Именно этот документ, по словам авторов, был ключевым при разработке законопроектов «Об общих принципах создания и функционирования территорий приоритетного развития, специальных экономических зон и туристско-рекреационных зон» и «О внесении изменений в Закон Украины «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков», которые реанимируют СЭЗ, только уже в «европеизированном» варианте.

Так, в первом законопроекте четко оговорено, что территории СЭЗ находятся вне таможенной территории Украины, должны быть огорожены по периметру и оснащены пунктами таможенного контроля. Ввоз товаров на территорию зон из-за рубежа не подлежит обложению ввозной пошлиной, акцизом, НДС и таможенным сбором; обеспечивается возможность беспошлинного хранения товаров на территории СЭЗ. Зато ввоз товаров с территории таких зон на таможенную территорию Украины считается полноценным импортом, а ввоз товаров с таможенной территории Украины на территорию СЭЗ — полноценным экспортом, и налогообложение этих операций производится в соответствии с законодательством в полном объеме. В то же время поставки товаров с территории СЭЗ за пределы Украины не подлежат таможенному контролю и налогообложению в Украине. Эти меры не позволят использовать территории этих зон для беспошлинного ввоза товаров на территорию нашей страны, как это часто происходит в рамках действующего законодательства.

Субъектам СЭЗ законопроект предоставляет 50-процентную льготу при налогообложении прибыли от реализации утвержденных инвестпроектов; они (субъекты) также освобождаются от платы за землю на территории СЭЗ. Такой режим функционирования делает выгодным на территории зон прежде всего производство продукции с использованием более дешевой отечественной рабочей силы, с меньшими производственными затратами.

Законопроект дает определения ТРЗ (территории, нуждающейся в полном раскрытии и сохранении своего туристического, природного и культурно-исторического потенциала) и ТПР (территории с неблагоприятными социально-экономическими условиями: безработица более 110% и средний уровень зарплат менее 85% от среднеукраинского уровня). ТПР, в отличие от остальных зон, создаются в рамках административно-территориальных единиц. Т.е. ТПР явлются фактически инструментами поддержки депрессивных территорий, а ТРЗ — развития туристического потенциала страны. Льготы в них преимущественно касаются налогообложения прибыли. Кроме того, местные власти имеют право предоставлять субъектам таких территорий также льготы по платежам в местные бюджеты.

Закон о технопарках (новая редакция закона «О спецрежиме инновационной деятельности технологических парков») предполагает освобождение от ввозной пошлины и НДС оборудования и объектов интеллектуальной собственности, если таковые не производятся в Украине (или производятся, но не соответствуют мировым стандартам), в случае их ввоза на территорию технопарков для нужд инновационных проектов. Освобождаются предприятия технопарков и от земельного налога. Кроме того, предлагается дать им возможность использовать 80% суммы налога на прибыль на научно-исследовательскую деятельность, а остальные 20% — на выплату процентов по кредитам.

Правые левеют, левые правеют

Мы привыкли делить украинский политикум на правые и левые партии. Однако если присмотреться к нему внимательнее, то выяснится, что правого спектра в полном смысле этого слова, т.е. партий, защищающих интересы буржуазии, в нем-то и нет. Даже те из них, которые в большей степени считаются правыми или правоцентристскими — НСНУ и Партия регионов, не имеют четких программ по созданию в стране либеральной экономической среды.

Поддержка же обычных предпринимателей остается в программе правых партий на декларативном уровне. И даже изменения в налоговое законодательство обычно лоббировались под конкретные схемы или предприятия, а не для всех налогоплательщиков.

Исходя из своей экономической программы, «Пора» пытается занять свободную нишу классической правой партии. То есть защищать интересы наиболее активной части народа Украины — предпринимателей. Ведь когда человек перестает ждать милости от государственных социальных программ и начинает самостоятельно зарабатывать деньги, он обретает чувство собственного достоинства и независимость. В конце концов, поддержка предпринимательства — дело, выгодное для государства. Более выгодное, чем продажа стратегических объектов и проедание вырученных средств.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме