Согласно последним данным Национального банка, профицит платежного баланса страны за январь-апрель составил 2,747 млрд долл., тогда как за аналогичный период прошлого года НБУ зафиксировал дефицит на уровне 61 млн долл.
Полученный "плюс" сформировался в результате как сокращения дисбаланса между экспортом и импортом (отрицательное сальдо счета текущих операций уменьшилось до 2,43 млрд долл. с 3,04 млрд в 2012 г.), так и увеличения притока валюты по финансовым счетам (положительное сальдо капитального счета увеличилось с 2,98 до 5,18 млрд долл.).
Такие результаты позволяют официальному Киеву чувствовать себя увереннее в переговорах и с МВФ, и с Кремлем. Но главное - дают очередную возможность "взяться за ум" и заняться повышением инвестиционной привлекательности экономики. Пока для этого существуют предпосылки.
Если внимательнее присмотреться к статистическим выкладкам, то позитивные изменения в платежном балансе - результат выхода государства на внешний рынок заимствований (размещены еврооблигации на 2,2 млрд долл.), а также сокращения закупок газа (за четыре месяца 2013 г. Украина совокупно уменьшила импорт "голубого топлива" на 19,7% по сравнению с этим же периодом 2012-го). Немаловажным фактором валютной стабильности оказалось и постепенное снижение чистого спроса населения на наличную валюту: впервые с осени 2008-го в апреле украинцы приобрели у банков на 117 млн долл. меньше, чем продали.
"Начало года сложилось лучше, чем прогнозировалось, исходя из тенденций 2012 г.", - отмечает глава представительства Morgan Stanley в Украине, экс-министр финансов Игорь Митюков. Невзирая на выплату по долгам МВФ 1,8 млрд долл. (общие платежи в 2013-м - 5,7 млрд долл.; в начале мая Минфин вернул фонду еще 771 млн долл.), золотовалютные резервы увеличились, причем почти на 0,7 млрд долл. - до 25,24 млрд долл.
Впрочем, несмотря на прирост резервов, базовые риски для сохранения финансовой стабильности остаются неизменными: относительно низкий уровень валютных резервов (которые при этом все еще покрывают трехмесячный объем критического импорта) при достаточно высокой потребности в рефинансировании внешних долгов (правда, более 50% необходимых на этот год ресурсов Минфин и НБУ уже аккумулировали) и необходимости покрытия дефицита бюджета. Собственно, совокупность этих факторов и определяет "наценку" в 500–600 б.п. к доходности суверенных еврооблигаций Украины по сравнению с долговыми обязательствами США.
По мнению И.Митюкова, если Украина в 2013-м договорится с Россией или МВФ, государству удастся сохранить текущий уровень кредитных рейтингов. "Более того, если произойдут эти два события, можно ожидать повышения рейтинга", - считает финансист. Правда, в агентстве Standard&Poor's уже сделали прогноз (устами директора подразделения "Суверенные рейтинги" Тревора Куллинана), что в текущем году вряд ли МВФ и Украина придут к согласию…
МВФ и Украина:
громкие игры в молчанку
Нынешний положительный баланс валютных поступлений расширяет для Киева пространство для маневра в переговорах как с МВФ, так и с Москвой. Что, исходя из силовой логики принятия решений в Кремле, - на пользу Украине. Независимость всегда была хорошим аргументом в обсуждении цены российского газа. Хотя традиционный вопрос, на какие уступки придется пойти Украине (учитывая в т.ч. "движения" по приватизации ГТС) и как это повлияет на перспективы подписания осенью договора об ассоциации с ЕС, пока остается открытым.
Пока Россия раздумывает над условиями, из Вашингтона поступают новые рекомендации для Киева, прежде всего, в области фискальной политики. В частности, фонд советует Киеву отказаться от уже зафиксированного в Налоговом кодексе намерения снизить ставки НДС и налога на прибыль. Это с точки зрения тактических выгод и потребности наполнения бюджета кажется логичным, но при этом нарушает логику советов самого фонда, где постоянно говорят о необходимости обеспечить прозрачную и прогнозируемую фискальную политику.
По словам старшего менеджера отдела налоговых и юридических услуг "PwC Украина" Виктории Тимошенко, нельзя не учитывать, что уменьшение налоговых ставок было анонсировано еще в 2010 г. при принятии Налогового кодекса. А значит, отказ от такого шага может негативно повлиять на и так не слишком оптимистичные настроения бизнеса. Возможный вариант компромисса эксперт видит в применении эффективных механизмов контроля над сбором налогов в бюджет. "Этого можно достичь, среди прочего, путем контроля над трансфертным ценообразованием, ограничением и контролем над операциями с офшорами, а также с помощью других методов борьбы с теневой экономикой", - говорит представитель "PwC Украина".
Скептики полагают, что МВФ умышленно усложняет повестку переговоров на фоне старых камней преткновения с украинской властью: повышения тарифов, завершения пенсионной реформы, курсовой либерализации. При этом ряд экспертов критикуют вашингтонских функционеров за двойные стандарты при определении условий предоставления финансовой помощи. Мол, если от Киева фонд требует оптимизировать бюджетные расходы (что сужает возможности для разогрева экономики), то, например, в случае с Великобританией МВФ недавно обратил внимание на негативный эффект от мер экономии и рекомендовал увеличить ассигнования бюджета на инфраструктурные проекты. "Сейчас условия МВФ для Украины хуже, чем были полгода назад. Политика бюджетной экономии в Европе себя не оправдала, а нас заставляют идти этим путем", - констатирует директор аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин.
Впрочем, начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль" Дмитрий Сологуб считает требования фонда в отношении сокращения бюджетных расходов справедливыми. И обращает внимание, что фонд настаивает, прежде всего, на ликвидации "черных дыр" бюджета - налоговых льгот, дефицита "Нафтогаза" и Пенсионного фонда и т.п. "Совершенно ясно, что при таком уровне коррупции те же налоговые льготы в основном являются источником обогащения и совершенно не стимулируют рост производства", - отмечает аналитик.
Вместе с тем совершенно некорректно "валить" только на МВФ застой в переговорах с Украиной, ведь, похоже, официальный Киев сам не слишком спешит к их финишу. "Суть переговоров с МВФ сводится к циничному факту: власть делает вид, что хочет договориться о кредите, а МВФ - что хочет его выдать", - констатирует управляющий инвестиционными и пенсионными фондами "КИНТО" Николай Мягкий.
Правительство имеет сейчас возможность привлекать валюту как внутри Украины, так и за рубежом (благо, на внешних рынках ресурсы нынче доступны, благодаря практикуемой ведущими мировыми эмиссионными центрами политике количественного смягчения). И поэтому пытается избежать требуемых МВФ жестких решений, которые могут иметь негативные электоральные последствия.
Благоприятная ситуация на внешних рынках капитала вселяет в Минфин уверенность в способности рефинансировать внешние долги за счет привлечения новых займов. "Внешние рынки к нам доброжелательны, хотя страна имеет не лучший рейтинг. В 2012 г. у нас была ставка заимствования 9,2%, сегодня эти бумаги котируются на 3% дороже (т.е. на уровне 6,5%)", - отмечает директор департамента долговой и международной финансовой политики Минфина Галина Пахачук.
Большинство независимых экспертов также не сомневаются, что в 2013-м Минфин и Нацбанк смогут выполнить внешние обязательства и без траншей из Вашингтона или поблажек со стороны Кремля. "Если не считать долг НБУ перед МВФ, который погашается из золотовалютных резервов, то в 2013 г. правительству необходимо привлечь на внешних рынках около 5,3 млрд долл., в т.ч. 2,9 млрд долл. для погашения задолженности перед МВФ и 1,05 млрд долл. - для погашения еврооблигаций. Объем необходимых привлечений выглядит вполне реальным, учитывая, что с января по май Украина провела два размещения еврооблигаций на сумму 2,25 млрд долл.", - констатирует аналитик ИК "Альтана Капитал" Яна Лаврик.
Позиции правительства поддерживает и доступность валюты на внутреннем рынке. С начала года только за счет продажи валютных ОВГЗ Минфин уже получил 2,6 млрд долл. "Нас много критикуют за привлечение валюты на внутреннем рынке. Но если бы не было такого источника, то, наверное, стоимость заимствований и на внешних рынках была бы значительно выше", - отмечает Г.Пахачук. Оправданным считают введение в прошлом году новых инструментов заимствований (кроме ВОВГЗ, это казначейские обязательства, а также индексированные гособлигации) и в НБУ. "Эти инструменты пользуются спросом у коммерческого сектора, что позволяет нам привлекать валюту для обслуживания внешних долгов", - комментирует директор генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова.
Впрочем, по мнению ряда экспертов, сиюминутные возможности не должны стать преградой для продолжения переговоров с фондом. Прежде всего, потому, что, как показывает недавний исторический опыт, это невыгодно, прежде всего, Украине. "Можно посмотреть на Беларусь в 2011 г., которая прошла через жесткий кризис платежного баланса без помощи МВФ. Это привело к девальвации национальной валюты на 70% и росту инфляции до 120%. То есть параметры кризиса оказались куда более негативными, чем в Украине в 2008 г., когда наша страна получила экстренную помощь от МВФ", - дополняет Д.Сологуб.
Так что вывод один - надо торговаться.
Кредитные тромбы
Конечно, нынешние элементы позитива в платежном балансе не могут способствовать полноценному восстановлению устойчивого роста экономики, в первую очередь, из-за отсутствия инвестиций в развитие производства. И оснований ожидать, что по итогам второго квартала экономика выйдет хоть в сколько-нибудь существенный "плюс", на горизонте не просматривается. Согласно прогнозам МВФ, по итогам года динамика ВВП Украины останется "нулевой", агентство S&P ожидает рост в диапазоне 0,5–1%. В то же время экс-заместитель министра финансов и председателя НБУ Александр Савченко не исключает скатывания ВВП в "минус" (с возобновлением роста уже в следующем году), называя одной из ключевых причин для пессимизма невысокие темпы кредитования.
По итогам января-апреля, объем кредитов, выданных банками в экономику, увеличился на 15,4 млрд грн (+1,9%). При этом наблюдался примерно одинаковый рост портфеля гривневых (8,1 млрд грн) и валютных займов (7,3 млрд грн). Однако если портфель кредитов юрлиц вырос на 13,2 млрд грн, то физлиц - всего на 2,2 млрд грн. Следует отметить, что по итогам первых четырех месяцев 2013-го кредитная динамика была хуже - увеличение портфеля лишь на 0,1% (и это при относительно высоких темпах роста экономики, по крайней мере, если сравнивать с текущими).
С точки зрения обеспеченности ликвидностью система вроде бы не имеет проблем. Среднедневной объем корсчетов банков в январе-апреле составил 24,8 млрд грн по сравнению с 19,6 млрд грн в 2012 г. "Мы проводим тендеры (для поддержания ликвидности банков. - Ред.), но ресурс полностью не распределяем из-за низкого спроса банков. Впервые с начала года мы начали продажу депозитных сертификатов - и банки их активно приобретают. Таким образом, мы считаем, что рынок ликвидностью насыщен достаточно адекватно", - отмечает Е.Щербакова.
По данным Нацбанка, за первые четыре месяца текущего года приток депозитов в банках удвоился (плюс 5,9% по сравнению с 2,7% за аналогичный прошлогодний период). При этом постепенно улучшается и их срочная структура - удельный вес долгосрочных вкладов в их общем объеме увеличился на 2 процентных пункта (до 36,6%). Стоимость кредитных ресурсов, согласно данным банковского регулятора, тоже снижается - средневзвешенная ставка по кредитам в национальной валюте уменьшилась до 15,1% в апреле по сравнению с 17,6% на начало года.
Однако вышеперечисленные факторы улучшения ресурсных возможностей банковской системы пока не выливаются в адекватное потребностям экономики наращивание кредитования ее реального сектора. Старший советник "Альфа-Банка" (Украина) Роман Шпек обращает внимание, что кредитный портфель растет преимущественно за счет рефинансирования старой задолженности клиентов. Среди факторов, тормозящих финансирование реального сектора, банкир указывает, прежде всего, на неуверенность дальнейшей макроэкономической динамики, отсутствие надежных заемщиков и коррупцию в судах, которая не позволяет кредиторам адекватно отстаивать свои интересы. "Технологический цикл возврата проблемного кредита составляет до трех лет", - описывает проблемы финучреждений Р.Шпек.
Если бы монетарная политика и дальше смягчалась, а банки под давлением избытка ликвидности начали активнее кредитовать, это вылилось бы, скорее всего, только в рост "проблемки" в будущем. И это не говоря о влиянии на курс. "Если кредитование будет увеличиваться, как в 2006–
2008 гг., по 70% в среднем в год, что тогда произойдет без структурных изменений в экономике? Увеличатся доходы домохозяйств, и зашкалит торговый дефицит. Немедленного развития внутреннего производства не будет", - убежден исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Преимуществом для правительства в текущей ситуации является то, что оно может опираться на НБУ. Центробанк активно пополняет свой портфель ОВГЗ (с начала года увеличился более чем на 21 млрд грн). Однако очевидно, что Минфину не стоит слишком приседать на нацбанковскую "иглу": связанные с этим риски для макрофинансовой стабильности очевидны.
Чтобы кредитный рынок получил возможность качественно развиваться, государству не помешало бы более усердно работать над вопросом снижения стоимости кредитов, что среди прочего предполагает и дальнейшие (и реальные) усилия по защите прав кредиторов. Это позволит банкам закладывать меньше рисков в стоимость ссуд, а значит, способствовать их удешевлению.
Активизации кредитования может поспособствовать и запуск программы предоставления госгарантий при их адекватном использовании. По словам Галины Пахачук, соответствующее правительственное постановление уже подготовлено и может быть утверждено на одном из ближайших заседаний Кабмина.
По сведения ZN.UA, в следующий четверг в президентской администрации должно состояться совещание с участием В.Януковича по вопросам развития кредитования, где, помимо прочего, будет обсуждаться и "госгарантийный" вопрос.
Другие вопросы, внесенные в повестку дня, - снижение стоимости ресурсов, необходимые меры для очистки банковских балансов от проблемных кредитов и меры по снижению долговой нагрузки.
Насколько результативным будет это совещание и как потом будут воплощаться в жизнь его решения - вопрос в текущих условиях далеко не праздный. Ведь качественная активизация внутренних инвестиционных процессов, как и снижение зависимости от изменчивой внешней конъюнктуры по-прежнему остаются критически важными условиями обеспечения будущего роста и макрофинансовой стабильности. Тем временем для оживления стагнирующей нынче экономики, получается, сейчас есть в запасе невостребованный и не находящий себе применения кредитный банковский ресурс. Задействовать который следовало бы до того, как нынешнее окно возможностей снова закроется.