Несмотря на то, что губернаторы при поддержке Президента Украины сделали все, чтобы на корню зарубить предложенную правительством новую систему межбюджетных отношений, дрожь в их коленях еще не миновала. Ведь кто знает, как поведут себя парламентарии. Тем более что многие из них высказываются за проведение межбюджетной реформы хотя бы в виде эксперимента. Но попытка правительства перевести на новые прямые отношения с Киевом областные центры и города областного подчинения для губернаторов равносильна смерти. Ведь именно эти города в большинстве своем являются донорами.
Видя, как непросто развиваются события вокруг принятия бюджета, глава Одесской облгосадминистрации Сергей Гриневецкий (не так давно он занял и кресло председателя облсовета) собрал всех мэров городов, руководителей районов и председателей райсоветов и предложил им подписать письмо на имя Президента страны, председателя Верховной Рады и премьер-министра. И они все до единого подписали, включая мэра Одессы.
Письмо, надо сказать, чрезвычайно любопытное. Потому что дает представление о том, что представляет собой в действительности местное самоуправление и каковы местные лидеры, избранные народом. Насколько они самостоятельны в своих поступках и в стремлении к финансовой независимости вверенных им территорий.
Судя из письма, мэры городов обеспокоены прежде всего тем, что смена существующей системы формирования местных бюджетов приведет... к разрушению вертикали исполнительной власти. А заодно подорвет основы местного самоуправления. И как результат — ухудшит социально- экономическую ситуацию в регионе. В связи с этим они рассматривают попытки некоторых политических кругов отстранить областную госадминистрацию и облсовет от участия в формировании бюджетов городов и районов как противоречащие главным принципам региональной политики. В письме говорится, что социально-экономическая и политическая ситуация, сложившаяся сегодня в Украине, требует повышения роли регионов. А этого можно достичь лишь при условии предоставления региональным органам власти больших полномочий в бюджетной сфере. Поэтому, учитывая отсутствие Бюджетного, Налогового и Земельного кодексов, мэры городов вкупе с председателями райадминистраций и райсоветов настаивают на сохранении на будущий год старой системы формирования бюджета.
Так что заявление премьер-министра о том, что мэры городов поддерживают правительство в вопросе реформирования межбюджетных отношений, является преувеличением. Конечно, руководителей городов, которые в результате реформы получают худший бюджет, понять можно. Но при этом совершенно не понятна позиция мэра Одессы — города, всегда претендовавшего на особый статус в державе, который может и, конечно же, должен строить свои бюджетные отношения напрямую, минуя область. Тем более, что при новой системе, как видно из расчетов Минфина, Одесса получала бюджетные доходы на порядок выше и, как считает заместитель городского головы Юрий Казаков, могла бы иметь еще больше. А ведь город уже второй год, к примеру, никак не может сократить отставание по выплате зарплаты учителям, не говоря уже о других долгах.
Конечно, если говорить в целом о позиции мэров, то Минфин во многом сам все испортил, считают на Одесщине. С самого начала он разработал новую несовершенную методику для формирования местных бюджетов, исходя из расчетов на одного человека. Против этого принципа уравниловки «от каждого по возможностям, каждому по потребностям», который возрождает иждивенческие настроения, прежде всего и восстали малые города-доноры. Такие, как Ильичевск, к примеру. Этому портовому городу, который зарабатывает огромные деньги, урезали бюджет до неприличия — в 2,5 раза. А доходы другого портового города Южный — в 4 раза.
Однако следует заметить, что у городов и районов новая система межбюджетных отношений не вызывала оптимизма сразу, когда они еще даже не знали, какими будут расчетные показатели. Причина? По всей видимости, большинство просто-напросто испугалось прямых отношений с Киевом. Ни для кого не секрет, что наше местное самоуправление не выросло из коротких штанишек. И не умеет быть самостоятельным. С областью проще договориться, и она лучше знает наши проблемы — таков их аргумент. А то, что деньги придется выбивать у государства, — в этом никто из них не сомневается. Так что пусть лучше этим занимается область...
Что ж, областное руководство радо стараться. Особенно в этом году. А посему выбиванием средств оно занялось сразу, как только появились контрольные цифры на будущий год. Призвало на помощь народных депутатов от области и подключило политические партии. От имени 19 местных партийных лидеров было подготовлено письмо и направлено Президенту страны, председателю Верховной Рады и премьер-министру Украины.
Одесскую область возмущает тот факт, что она получает от государства который год подряд с гулькин нос, хотя отдает сполна. Дискриминация особенно отчетливо видна по показателям на душу населения — именно их всегда приводит в качестве доказательства руководство области. К примеру, в этом году по доходам на душу населения Одесщина занимает 5-е место в Украине, а по расходам 27-е, то есть последнее. В проекте бюджета на 2001 год это соотношение тоже сохранялось. В итоге по субсидиям, к примеру, в целом по Украине предусматривалось 39 гривен на одного человека, а Одесской области только 9,5 гривни. Это при том, что в области огромные долги по этой статье расходов.
Правда, такая картина наблюдается при планировании. По факту выполнения она совсем иная. Как сказано в письме партийцев, «в прошлом году благодаря самоотверженному труду и неимоверным усилиям всех трудящихся Одесщины удалось достигнуть стабилизации производства и за счет увеличений поступлений в бюджет «вытянуть» область с последнего места (по расходам на душу населения) на 16-е, а за три квартала 2000 года — на 10-е». Но тем не менее, именно позиция государства «погонять того, кто везет» вызывает у Одессы всеобщее возмущение.
В общем, в этом году области удалось (на сегодняшний день) выбить у правительства дополнительные суммы. В итоге бюджет на 2001 год будет на 50 млн. гривен больше, чем в 2000-м. Правда, при этом сводится на нет такой стимул, как перевыполнения поступлений в госбюджет. Дело в том, что расчетный показатель, при перевыполнении которого доходы между государством и областью делятся 50 на 50, искусственно завышен, считает начальник областного финуправления Григорий Поддубный. «Область должна собрать в госбюджет 1,3 млрд. гривен, — говорит он, — а в текущем году мы дотянем до 1 млрд. В следующем планируем рост 100 млн., но не 300».
Помимо всего прочего, руководству области удалось добиться, чтобы отдельной строкой в проекте бюджета-2001 были предусмотрены средства на реконструкцию Одесского оперного театра, на расчистку канала Прорва, на строительство причала на о. Змеином, на восстановление Старой Одессы и ряд других программ. Но останется ли все это в итоговом документе?..