«ЛИМИТ» ПИШЕМ, ЧФ — В УМЕ

Поделиться
Правительственный законопроект о лимите внешних заимствований, который парламент рассмотрел и отклонил на этой неделе, - не что иное, как октябрьский отголосок прошлогодних бюджетных дискуссий...

Правительственный законопроект о лимите внешних заимствований, который парламент рассмотрел и отклонил на этой неделе, - не что иное, как октябрьский отголосок прошлогодних бюджетных дискуссий. Коротко напомню сюжет этой истории.

Период относительной стабилизации гривни 1996-1997 годов украинская финансовая система встретила, как говорится, во всеоружии. Основная проблема заключалась в том, что как только цены перестают расти, деньги начинают все более интенсивно прилипать к карманам гривненосцев-потребителей. Если потребитель тратит не все заработанное, значит, не все деньги возвращаются в банки и, соответственно, заводским кассирам негде брать наличные, дабы ежемесячно пополнять карманы потребителя. К тому же надо знать и силу привычек нашего гражданина…

Накануне периода стабилизации гривни в недрах Нацбанка и правительства задумались, что делать, если вдруг понадобится «подбросить деньжат» в оборот. Любое упоминание об эмиссии денег могло привести только к одному - панике. Известное изречение одного из депутатов прошлого созыва «Нам не надо эмиссии, нам деньги давай» - достаточно точно отображало тогдашние настроения в широких слоях общества. Нынешний спикер Александр Ткаченко в те времена не раз повторял с трибуны парламента, что эмиссия нужна, но нельзя об этом трепать языком…

Именно с этой целью и был создан механизм «неэмиссионной эмиссии» - пирамида ОВГЗ. Правительство «малюет» на экранах компьютеров очередную эмиссию облигаций, а Нацбанк покупает эти компьютерные записи…

Трудно сказать, что было раньше: то ли сначала нарисовали бутафорский дефицит бюджета, предусмотрев в расходных статьях никогда не осуществлявшиеся платежи, а после этого стали путать госдолг с дефицитом, то ли сначала запутались, а потом появился «скрытый дефицит».

Путаница продолжается до сих пор, доказательство чему - выдержка из стенограммы заседания КМ от 12 октября.

«Игорь Митюков: ... Я не снимаю ответственности с правительства.

Леонид Кучма, обращаясь к Игорю Митюкову: Во-первых, я такого вопроса не задавал. Я хочу услышать анализ этой ситуации и что дальше делать, чтобы опять не попасть впросак. А виновных найти - тут большого ума не надо.

Игорь Митюков: Леонид Данилович, я абсолютно уверен в том, что мы нашли те механизмы, которые дают возможность эти проблемы решить, снять, а главное - мы накопили очень важный опыт, каким образом избегать этой проблемы в будущем. Все понимают, что главная проблема - это дефицит бюджета. И не этого года, а тот дефицит, который мы накопили за предыдущие семь-восемь лет, тот скрытый дефицит, который выражается в задолженности по заработной плате...»

В одном предложении - дефицит, скрытый дефицит и наконец - задолженность. Но главное не это, а как в конце года отличить долг от «скрытого дефицита»?

В конце 98-го парламент потребовал от правительства подавать ему на утверждение отдельно суммы долгов и отдельно - суммы «скрытых долгов». Было открытое заседание парламента, было заседание в закрытом режиме и было - в мае с.г. - заседание Совета национальной безопасности и обороны, также посвященное этой проблеме. А что касается законопроекта о лимите внешних займов, то парламент требовал предоставить его на утверждение еще зимой. Верховная Рада на этой неделе впервые рассматривала проект лимита таких займов - на 1998 год, хотя в этом году займы уже осуществлены.

Главное в том, что в соответствии с законом о лимите все международные договоры о займах должны проходить процедуру ратификации в парламенте. А что у нас «ратифицируется» с большим трудом?

Да простит читатель мою мнительность. Упоминания о договорах, подлежащих и не подлежащих ратификации, заставили меня заглянуть в «меню», то есть в программу внешних займов на 1998 год, которую правительство предлагало парламенту одобрить законом о лимите. Среди вороха самых разных «стэнд-баев» и прочих «ай-эф-эфов» нахожу «фирменное блюдо» - соглашение с Росийской Федерацией от 27 мая 1997 года. В программе имеется и описание этого «займа»: «В соответствии с Соглашением о взаиморасчетах между Украиной и Российской Федерацией при разделе Черноморского флота и пребывании Черноморского флота на территории Украины, подписанном 27 мая 1997 года, в текущем году будет проведен зачет в счет уменьшения долга Украины перед Российской Федерацией на сумму 929 млн. долларов США…»

Непонятно только: ЧФ - это «скрытый дефицит» или все-таки «скрытый долг»?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме