Два с лишним месяца после принятия государственного бюджета область никак не могла поделить между городами и районами то, что ей досталось после дележа в Киеве. Некоторая эйфория, в которой пребывало руководство, привлекавшееся на первоначальном этапе к формированию госбюджета, сменилась горьким разочарованием. Стало понятно, что предложенные вначале многообещающие правила игры на самом деле оказались заменены все теми же старыми, при которых заработанное внизу (в городах, районах) делят наверху: куда, кому и сколько.
Городской голова Одессы Руслан Боделан потом на сессии скажет: «Бюджета как такового нет ни в государстве, ни в области, ни в городе. Это всего лишь набор сумм, позволяющих после выплаты зарплаты удовлетворять лишь 25% минимальных потребностей». Как известно, по закону о бюджете, если существует задолженность по зарплате, то 90% поступающих средств направляется на ее выплату, а оставшаяся сумма - на все остальное. И это при существующих огромных в городах зарплатных долгах! «Нам удалось до конца февраля, как мы и обещали, - говорил Боделан, - выплатить за прошлый год зарплату работникам социальной сферы. Но уже март. И у нас новые долги за этот год».
Впрочем, что касается бюджета-99, то существует и другая точка зрения. В области факт принудительной выплаты зарплаты и социальных выплат расценивается как положительный момент. По-видимому, все зависит от того, насколько власть ближе к массам. Председатель Одесского областного совета Юрий Казаков, не один год возглавлявший облфинуправление, считает, что в бюджетном процессе произошел серьезный сдвиг к лучшему. И оснований так считать несколько.
Впервые регионы были выслушаны: это уже само по себе большое достижение. Более того, Одесской области на этот год досталось в цифрах 550 млн. гривен. Т.е. на 100 млн. больше, чем планировалось первоначально. Конечно, это мизер. Потребности региона - 1,2 млрд. Но радует то, что по обеспеченности бюджетными средствами на душу населения область и Одесса занимают теперь не одно из последних мест в Украине, как раньше, а где-то в первой семерке.
Радует предусмотренная региону дотация в сумме 32,9 млн. гривен. А еще больше то, что в законе заложен заодно и механизм ее получения: ежедневно казначейство в счет дотаций должно перечислять облфинуправлению 2% поступлений. Правда, если перечисления будут идти нынешними темпами, то для получения всей суммы понадобится лет этак 15.
Радует тот факт, что области предусмотрена субвенция для расчетов за энергоносители (в виде энерговекселей) на сумму 233 млн. гривен. Однако насколько эта цифра велика, настолько велико и сомнение в том, что удастся расплатиться за газ, тепло и электроэнергию одними бумажками. В расходной части бюджета эта «виртуальная субвенция», как охарактеризовал ее мэр Ильичевска Валерий Хмельнюк, не учитывается и перечисление ее регионам в полном объеме законом не гарантируется.
Радует и то, что области предусмотрена субвенция на образование - 15 млн. гривен. Теперь учителя будут получать то, что им причитается по закону. Но опять же - не в полном объеме, а только добавку за выслугу лет. На остальные выплаты денег нет. Но чтобы работники образования вновь не заваливали суды исками и не арестовывались потом счета райфинуправлений, руководство облсовета готово вести среди людей разъяснительную работу.
По большому счету, особо радоваться, конечно, нечему. Предоставляя даже такого рода дотации, государство внакладе не осталось. Области Минфин урезал самые доходные статьи. Норматив отчисления по налогу на прибыль он скостил до 80%. Это минус 55 млн. По подоходному налогу - до 50%. Еще минус 93,3 млн. Правда, взамен предоставил 50% акцизного сбора. Но это всего лишь 17 млн. гривен. Словом, если сложить дотацию, субвенцию на образование и акциз, то в сумме эти доходы никак, по данным облфинуправления, не перекроют потерь от снижения нормативов по налогу на прибыль и подоходному налогу.
Зато минфиновские расчеты, по-видимому, так подстегнули местных финансистов, что они нашли у себя в области дополнительно еще 80 млн. гривен за счет увеличения налогооблагаемой базы. В итоге доходная часть областного бюджета составила 331,9 млн. гривен. (В прошлом году по факту выполнения она составляла 324,9 млн.) Расходная часть была принята точно в таком же объеме. При всей скудности бюджета расходы, к примеру, на образование увеличены по сравнению с прошлым годом на 3,5 млн. гривен (без учета субвенции), на здравоохранение - на 20 млн. Но обеспеченность отраслей даже при этом составит 60% и 55% соответственно. А в среднем по всем статьям - 40%.
Несмотря на то, что контрольными цифрами Минфина в бюджете не предусмотрено ни копейки на сельское хозяйство, точно так же, как и на капитальное строительство, дотации жилищно-коммунальному хозяйству, облсовет все же предусмотрел на эти цели часть средств.
На нужды сельского хозяйства наскреб 14,6 млн. гривен. Это почти вдвое больше, чем в прошлом году, но весьма и весьма мало по сравнению с тем, что предлагалось депутатами (62 млн.) на предыдущей сессии облсовета, специально посвященной вопросам АПК, на которой присутствовал спикер парламента Александр Ткаченко...
Область намерена профинансировать эксплуатацию мелиоративных систем, развитие животноводства, растениеводства, виноградарства. Но вряд ли это поможет селу. По словам самого председателя облсовета Юрия Казакова, сколько ни вкладывай средств без проведения реформ - это все равно как в бездонную бочку. Об этом он говорил депутатам во время обсуждения бюджета.
Многие депутаты-аграрии настаивали на том, чтобы помощь была оказана именно селам. Их развитие застыло где-то на уровне 50-х годов. Сегодня всего 6% сел Одесщины газифицировано, в то время как в среднем по Украине - 21%. Многие населенные пункты не обеспечены качественной питьевой водой. Но в итоге на строительство объектов социальной сферы предусмотрено 2,4 млн. гривен. На капстроительство область в целом, хотя Минфином не предусмотрено ни копейки, выделяет 3,8 млн. Из них 75 тысяч - на строительство жилья в селах в рамках программы «Власне житло».
Что касается распределения средств между городами и районами, то теперь никакого шума, никакой драки, как это было прежде между Одессой и областью, не наблюдалось, да и не могло наблюдаться. И глава облгосадминистрации Сергей Гриневецкий, и председатель облсовета Юрий Казаков, и мэр Одессы Руслан Боделан - люди из одной команды. Более того, и Руслан Борисович, и Юрий Петрович, комментируя бюджет, не переставали повторять, что с конфронтацией, противопоставлением город - область покончено навсегда.
Хотя Одесса была, конечно, недовольна. Открыто претензий она не предъявляла, но на этапе формирования областного бюджета заявила о завышении для города контингента поступления налогов. На людях же (выступая на сессии облсовета) Руслан Боделан скажет, что «делить нам просто нечего. Бюджет уже поделен, главная задача - как его наполнить».
Вообще-то тихо недовольных было много. Но действительно обиженным оказался Измаил. На сессии это никак не прозвучало, ибо после вмешательства облсовета допущенная несправедливость была устранена. По словам Юрия Казакова, бюджетные деньги между городами и районами поделены по справедливости.
А вот если посмотреть конкретно по статьям расходов, то больше всех облагодетельствованы подотчетные руководству средства массовой информации. По сравнению с прошлым годом на их содержание выделено средств почти в три раза больше. Такая картина наблюдается и в бюджете области, и в бюджете Одессы. Депутатам областным пояснили, что сельские районы не имеют возможности смотреть украинское государственное телевидение и на установку передающих устройств необходима кругленькая сумма. В итоге на содержание прессы предусмотрено свыше 2 млн. гривен, а на телевидение и радиовещание - 1,5 млн. Горсовет на содержание своего единственного органа выделил 1,5 млн.
Депутаты ограничились лишь вопросом «А почему в три раза больше?». И то на заседаниях комиссий. Ответы, видимо, их удовлетворили. Лишь на сессии горсовета часть народных избранников возмутилась. Но несколько по другому поводу. Когда обсуждалась структура исполнительных органов горсовета, общая численность аппарата и затраты на его содержание, то депутатам было непонятно, что это они такое рождают в очередной раз под названием «Управление информации» в количестве 12 человек с непонятными при этом функциями. Несколькими месяцами ранее уже было создано «Представительство по координации средств массовой информации». Но из-за его многоговорящего названия реорганизовано. На сей счет депутатам, недопонимающим роль нового управления, городской голова Руслан Боделан ответил примерно следующее. Ничего, дескать, пугаться новых структур. В Днепропетровске создали, к примеру, управление политики - и ничего.
Кстати, структура управления Одессой вызвала больше дискуссий на сессии горсовета, чем сам бюджет. Между тем, в бюджете ряд статей по сравнению с прошлым годом урезаны. На жилищно-коммунальное хозяйство выделено на 5,3 млн. меньше, на здравоохранение - на 4,7 млн. Правда, в прошлом году «здравоохранительная» статья расходов выполнена не была. Да и в целом бюджет-98 выполнен по расходам на 97,6%. По доходам - на 97,2%, а если не учитывать взаимозачеты (на сумму 16,7 млн.), то - на 89,1%. Разумеется, есть и рост. На образование расходы увеличены приблизительно на 400 тысяч, на культуру - плюс 200 тысяч. Зато на содержание аппарата управления - на 1 млн., на содержание газеты - тоже на 1 млн.
Конечно, можно привести и другие цифры. 4,1 млн. - это сумма, на которую выросли расходы на социальную защиту и социальное обеспечение. Или 7 млн. - это статья расходов на строительство, в прошлом она составляла лишь 1,2 млн. гривен. Одесса намерена возводить дешевое жилье для горожан, стоящих на квартирной очереди. В городе катастрофа с ветхими домами. 2,5 тысячи семей отселено из аварийных зданий, и им негде жить.
Но все дело в том, что бюджет, по словам самих же властей, настолько напряженный и трудновыполнимый, что каждая копейка на счету. Подумать только, одних долгов у города порядка 270 млн. гривен. И те, кому Одесса задолжала, уже требуют платы по счетам. Более того, 40 млн. гривен, заложенных в доходной части бюджета, - это, по признанию начальника горфинуправления Алексея Косьмина, не что иное, как воздух. И собрать их будет чрезвычайно сложно.
Конечно, у города есть потенциал для наполнения бюджета. По словам Руслана Боделана, это зависит от того, как будет работать экономика города и региона в целом, какую продукцию даст сельское хозяйство. Ибо 33% бюджетных средств город получает от перерабатывающих предприятий. Городской голова уверен, что если в магазинах будет больше продаваться отечественных продуктов, то выиграют все. Поэтому даже на сессии он напоминал о своих призывах, скажем, пить напитки не заморские, а только одесских заводов.
Но в таком большом городе, как Одесса, призывы не столь действенны, как, скажем, в Ильичевске, где вклад каждого предприятия в казну города весьма и весьма ощутим. Однако так или иначе, в этом году именно тут решили провести бюджетный эксперимент. Суть его в том, чтобы заинтересовать город в сборе налогов. Если Ильичевск соберет налога на прибыль больше, чем в 1998 году, то ему область отдаст не 7% , как утверждено нормативами отчислений на этот год, а 24%, но с той суммы, которая превысит прошлогодние поступления. Если эксперимент удастся, то он будет распространен и на другие города-доноры.