Министерство финансов предложило увеличить акцизы на топливо — соответствующее решение уже было принято правительством, и его еще ждет рассмотрение в парламенте.
Согласно правительственному плану на протяжении пяти лет акциз на бензин должен вырасти в 1,7 раза, с 213 до 359 евро/1000 л, на дизтопливо — в 2,4 раза, с 139 до 330 евро/1000 л. Это добавит к текущим ценам за литр при сегодняшнем курсе евро 7,3 и 9,6 грн соответственно. В то же время на сжиженный газ акциз предложено повысить с 52 до 70 евро/1000 л, то есть цена за литр увеличится на 0,9 грн (см. табл. 1). Первый этап повышения запланирован уже на вторую половину текущего года.
Безусловно, повышать налоги необходимо, ведь речь идет о деньгах на оборону и восстановление страны. Но, как свидетельствует анализ ситуации, можно сделать все это более эффективно и для бюджета, и для людей, которые возьмут на себя дополнительное налоговое бремя.
При этом следует подчеркнуть, что повышение именно акцизов является довольно надежным источником наполнения бюджета, поскольку государство научилось неплохо его администрировать. В «нефтяных» кругах до сих пор остаются апологеты системы «акциз вместо НДС». Эта идея сформировалась в 2022–2023 годах, когда государство уменьшило НДС на топливо до 7%, что лишило смысла любые «налоговые» скрутки, ямы и т.п. Но финансово-налоговый блок правительства и парламента категорически отверг такой вариант, вернув с 1 июля 2023 года стандартный НДС в 20%. Среди рисков повышения акцизов остается увеличение нелегального производства топлива, но его потенциал сейчас ограничен.
Чиновники же инициативу объясняют необходимостью имплементации европейского законодательства и настаивают, что выбрали минимальные ставки, прописанные в соответствующей Европейской директиве.
Что ж, если мы говорим о европейских стандартах в налогообложении, стоит уточнить некоторые позиции, спускаемые нам якобы как неизбежность и аксиомы.
Во-первых, на самом деле нет никаких четких требований к имплементации именно таких акцизов. Евродиректива — это только рекомендация. Например, в Польше и Венгрии, являющихся членами ЕС уже более десяти лет, акцизы на бензин и дизтопливо ниже, чем указано в евродирективе. В Бельгии, Испании и Хорватии акциз на сжиженный газ намного ниже «рекомендованного». В Бельгии он вообще равен 0, но на бензин является одним из самых высоких в ЕС — 600 евро/1000 л (см. табл. 2).
Во-вторых, как уже видим, нет каких-либо постоянных пропорций между акцизами на разные виды моторного топлива. Каждая страна устанавливает свои ставки, опираясь на собственную экономическую ситуацию, а точнее, на особенности потребления, экологическую повестку и т.д. В основном тут страдает дизтопливо как самое грязное.
Думаю, то, что правительство говорит о повышении налогов на топливо и в целом об усилении налоговой дисциплины, является требованием не столько ЕС, сколько западных кредиторов вообще. Им все равно, как это будет сделано, главное, чтобы страна мобилизовала внутренние резервы. Это же, кстати, касается и борьбы с коррупцией, потому что государственные деньги, в частности и предоставленные Западом, идут в чьи-то карманы, а не на потребности страны.
Поэтому повышение акцизов должно учитывать и возможности населения, и потребности бюджета. В нашем случае в первую очередь необходимо стремиться к справедливости в налогообложении, когда не будет пропасти между потребителями разных моторных топлив. Сегодня больше всего акциза почему-то платят покупатели бензина — вчетверо больше потребителей автогаза и в полтора раза больше, чем потребители дизеля.
Какими могут быть новые ставки? Они должны стать результатом поиска баланса между упомянутой справедливостью, потребностями государства в деньгах и влиянием на экономику. Как отправную точку для расчетов возьмем 1,5 млрд грн — именно такая ежемесячная сумма дополнительных поступлений акциза будет попадать в бюджет в случае введения со второго полугодия 2024-го предложенных Минфином акцизов: бензин — 242,6 евро, ДТ — 177,6, автогаз — 55,6 евро/1000 л.
Дизель: с точки зрения калорийности, он близок к бензину, но ДТ в основном потребляет коммерческий и промышленный сектор, поэтому повышение цен на него окажет наибольшее давление на потребительские цены. Заметим, что акцизы на дизель в странах ЕС в среднем на 30% ниже «бензиновых». В своих расчетах мы остановились на ставке 165 евро.
Бензин: топливо с самой большой налоговой нагрузкой, а следовательно, имеет наименьший потенциал для увеличения, но для движения вперед рассмотрим вариант поднятия с 213,5 до 225 евро.
Сжиженный газ: как и бензин, потребляется на 90% коммерческим или частным автотранспортом. Более 15 лет LPG имел налоговую акцизную льготу, которая сыграла свою роль и вывела Украину в мировые лидеры потребления автогаза на транспорте. На этом «социальном» топливе не ездят разве что «гелики». Это привело к превращению нас в импортера этого продукта, что дополнительно укрепилось после 24 февраля 2022-го. Есть все основания считать, что процент российского топлива в импортных объемах LPG на сегодняшний день наибольший благодаря преимущественно нашим польским «партнерам», являющимся наибольшими импортерами российского автогаза в мире. Соответственно, продолжать усиленно стимулировать это абсолютно нецелесообразно и вредно. Время для налоговых каникул прошло. Но и хоронить этот сегмент нельзя.
Энергетическая ценность сжиженного газа на 20% меньше «бензиновой», то есть его расход пропорционально больше. С учетом также дополнительных затрат, обоснованной выглядит ставка акциза на уровне 65% от акциза на бензин. В нашем случае это 135 евро/1000 л (см. табл. 3). Такая пропорция новых акцизов дает в сумме такой же результат, как и минфиновская, но опирается на реальную картину рынка и его возможностей.
Конечно, эти ставки можно продолжить подбирать. Есть голоса, призывающие к более значительному повышению акцизов на газ и дизель. Но в любом случае речь идет о повышении на литре в зависимости от вида топлива от 2 до 5 грн. А какой уже окажется детализация, будет зависеть от того, готово ли государство перейти к настоящим непопулярным шагам, давно уже перезревшим.
Вопрос стар как мир: победит прагматизм или популизм?