Как бы там ни было, но я скажу откровенно: не повезло нам с партнером по Евро-2012, очень не повезло. Поляки и сами верят и всех вокруг убеждают, что их страна небогата, и поэтому надо считать каждый злотый. На них падает такой золотой дождь, что в деньгах купаться можно, а они сушат головы, на чем бы сэкономить, говорят: мировой кризис даже содействует экономии. Сами бы подумали, какой пример они нам подают! Наши народные депутаты едва ли не рукоплескали, когда утвердили новый транш на подготовку к Евро-2012. А не дай бог, господа члены правительства вместе с господами депутатами взялись бы анализировать, куда пойдут эти средства, где и что можно урва... в смысле — сэкономить, а от чего вообще отказаться, то до самого чемпионата спорили бы из-за каких-то несчастных
10 миллиардов гривен. И хотя этих денег «в натуре» еще нет, будьте уверены, заинтересованные лица проконтролируют, чтобы они материализовались и разошлись по тем карман... простите, по тем объектам, на которые запланированы. В конце концов, Украина — не Польша. Прибедняться не будем. Да и экономить не приучены — потратили в прошлом году миллионы бюджетных гривен, но никто даже шутя не спросил: куда они подевались? Кто и как распоряжался казенными миллионами?..
Горе-Гореничи
Эту мертвую тишину «по умолчанию сторон» вдруг нарушило главное управление МВД Киевской области, обнаружившее, что Евро-2012 служит прикрытием для разворовывания государственных средств.
«В Киевской области служба автомобильных дорог «збиткувала» (дословно. — Авт.) госбюджет почти на пять миллионов гривен, — говорится в официальном сообщении. — Отремонтированный участок автодороги государственного значения Киев — Чоп не выдержал даже гарантийного срока эксплуатации. Через несколько месяцев после проведения работ верхний пласт асфальтобетонного покрытия начал интенсивно разрушаться.
Этим служащие, работавшие без проведения тендера, с нарушением положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, а также при отсутствии научно-технического сопровождения по внедрению новейших технологий, нанесли убытки государству на общую сумму почти 1,5 млн. грн. Аварийный ремонт поврежденных участков обошелся в 700 тыс. грн. Также незаконно было перечислено 3 млн. грн. на счет одного из частных предприятий. Должностные лица, отвечающие за капитальный ремонт участков автодорог Киев — Одесса и Киев — Харьков на территории Киевской области, внесли недостоверные сведения в акты выполненных работ».
Известно также, что прокуратура возбудила уголовные дела, следствие продолжается. Очевидно, эта информация испортила настроение многим чиновникам, которые в прошлом году горели на работе, осваивая средства, выделенные на подготовку к Евро-2012. Строительство дорог у нас уже давно приравнивается к Клондайку, вспомните хотя бы автобан Киев — Одесса. Если удалось поймать на горячем умельцев, годами «закапывающих» миллионы в дорожное покрытие и греющих на этом руки, то могут и к другим подобраться. Кто же на очереди у правоохранительных органов? Прокуратура, ссылаясь на тайну следствия, загадочно молчит, но советует внимательно прочитать список тех ведомств, которые причастны к выполнению программы подготовки к Евро-2012. Кто же отважится пренебречь советом прокурора?!
Государственная целевая программа подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу (программа Евро-2012) была утверждена постановлением Кабмина 22 февраля 2008 года. В этом действе Министерству по делам семьи, молодежи и спорта выпало играть главную роль. Именно это ведомство отвечает за подготовку и представление в штаб-квартиру УЕФА досье-заявки для участия в тендере на право проведения в Украине и Республике Польша финальной части чемпионата.
В соответствии с досье-заявкой в Украине предусмотрено подготовить шесть стадионов и 27 тренировочных баз. Ясное дело, все это находится на контроле в Министерстве по делам семьи, молодежи и спорта.
Только на подготовку тренировочных баз в Киеве и Киевской области из госбюджета должны выдать 578,2 млн. грн. В досье значилось всего шесть объектов, но когда дошло до денег, в списке материализовались еще восемь. Откуда взялись, как туда попали — неизвестно. Еще и по сей день по коридорам министерства бродят привидения, поселившиеся тут при предыдущих правительствах. В столице на проспекте Глушкова запланировано возвести стадион на 50 тысяч мест, направив на это 1500 млн. грн. от инвесторов. А в селе Гореничи под Киевом должны построить Национальный олимпийский центр подготовки по игровым видам спорта с центром спортивной медицины и антидопинговым центром, потратив на это 448,2 миллиона бюджетных гривен.
Из достоверных источников известно, что документов, обосновывающих включение именно этих объектов в программу Евро-2012, в министерстве никто не видел: говорят, сегодня их не существует в природе. Но это не помешало утвердить в прошлом году выделение 38,6 млн. грн. на строительство центра в с. Гореничи. Понятно, этих средств мало, чтобы соорудить запланированные 16 футбольных полей, два отеля, блок питания и комплексы хозяйственных и административных сооружений. Хорошо, что хотя бы сохранились другие документы, удостоверяющие, что Министерство по делам семьи, молодежи и спорта еще в 2006—2007 годах ставило вопрос о расширении проекта и создании Центра олимпийской подготовки для игровых видов спорта с привлечением средств государственного бюджета и передачей земельного участка в Гореничах под это строительство. На официальных документах, датированных январем 2006-го и январем 2007 года, как положено, стоят подписи и первого заместителя министра, и самого тогдашнего министра. Все было бы по-спортивному честно, если бы не одна деталь: имущественный комплекс с участком земли 35 га перешел в собственность частной фирмы еще 29 марта 2006 года, о чем заключен соответствующий договор. Ее название хорошо знают не только заинтересованные лица, но и правоохранительные органы. К тому же решение Хозяйственного суда АР Крым от 10 июля 2008 года подтвердило имущественные права указанной фирмы. А вообще на этом земельном участке строительство за негосударственные средства ведется еще с 2004 года!
Что же касается столичного стадиона вблизи Одесской площади, то о его судьбе может сказать разве что очень опытная гадалка. До сих пор неизвестно, будет он или нет, — ведь неизвестны не только инвестор, но и точный адрес, потому что не выделен земельный участок. Да и нужен ли этот стадион, если к нему ни игроки, ни болельщики добраться не смогут? Киевляне почти пять лет терпят ужасные заторы на Московской площади, где ведется строительство транспортной развязки, а заодно и ветки метро, которую планировали ввести в действие еще в 2007 году. (За это время денег закопали — страшно сказать, сколько. Интересно, почему прокуратура здесь «не копает»?!) Тот факт, что эти объекты транспортной инфраструктуры попали в список Евро-2012, на их судьбу никак не влияет: их строят как мокрое горит. В Европе такие транспортные развязки возводят за три-четыре месяца. Судя по нашим темпам, молодая команда мэра явно не справится до 2012 года. Хотя бы вместе с Министерством по делам семьи, молодежи и спорта НСК «Олимпийский» в порядок привели, — стадион уже влетел государству в немалую копеечку, но до сих пор не урегулированы организационные вопросы относительно его реконструкции.
Медицинский пасьянс
Наши предшественники, готовясь к чемпионату Европы по футболу, заботились не только о стадионах, но и о безопасности всех, кто приедет посмотреть на спортивный праздник. В соответствии с требованием УЕФА, в каждом городе, принимающем чемпионат, обязательно должна быть специально предназначенная больница около стадиона, которая на приоритетных основах будет предоставлять все (!) комплексные медицинские услуги, включая круглосуточную неотложную помощь. Медицинская база города должна быть готовой к тому, чтобы одновременно предоставить скорую медицинскую помощь большому количеству болельщиков, если случится какая-то непредвиденная ситуация. Если взглянуть на карту столицы, то ближайший к стадиону объект — это Александровская больница, которая когда-то имела статус центральной городской клинической многопрофильной больницы. Но за последние годы она усохла словно шагреневая кожа, некоторые отделения в ней просто закрыли, некоторые довели до уровня сельской амбулатории. В центральной части города, неподалеку от НСК «Олимпийский», есть только родильные дома. Многопрофильного медицинского учреждения, которое соответствовало бы международным требованиям, боюсь, вблизи не найдешь. Разве что попробовать убедить тех, кто приедет инспектировать Украину, что левый берег столицы — это тоже центр, и искать нужный объект надо где-то в Дарнице или на Троещине.
Министерство здравоохранения, которое никоим образом не реагировало на острые проблемы столичной медицины, несмотря на многочисленные жалобы, заявления и пикеты, которое игнорировало выводы парламентской временной следственной комиссии, наконец будет вынуждено задуматься: куда, собственно, госпитализировать гостей и участников, если возникнет такая потребность? Кабмин давно поручил МЗ разработать концепцию медицинского обеспечения чемпионата, но шести месяцев для этого оказалось мало. В прошлом году только успели создать отдел медицинского обеспечения Евро-2012, но в течение восьми месяцев из пяти должностей была занята только одна. Правильно — начальника. За год, прошедший со времени появления распоряжения Кабмина, министерство так и не разработало, не утвердило планы подготовки конкретных объектов и, соответственно, не детализировало планы выполнения задач программы Евро-2012.
В МЗ, очевидно, восприняли подготовку к чемпионату как уникальный шанс, позволяющий реализовать давно задуманное. За счет «футбольных» средств предусмотрели создание пяти университетских клиник — в Днепропетровске, Киеве, Львове, Одессе и Харькове, хотя обоснование целесообразности включения этих объектов в программу Евро-2012 так и не подали. Поскольку задержались с предоставлением бюджетного запроса, стало понятно, что планы нужно откорректировать в сторону уменьшения количества объектов: оставили всего две университетские клиники. А на место сокращенных внесли ряд лечебно-профилактических учреждений, которые должны быть задействованы во время проведения чемпионата и потому требуют дополнительного оснащения. Ревизоры утверждают, что МЗ инициировало направить 6,5 млн. грн., не пошедшие на университетские клиники, на капитальный ремонт общежитий медицинских учебных заведений и центров последипломного образования. Еще 20 млн. грн. решили передать реабилитационно-диагностическому центру в Краматорске Донецкой области. И это несмотря на то, что указанные объекты не входят в перечень медицинских учреждений, которые должны обслуживать чемпионат.
Эксперты очень обеспокоены медицинским компонентом программы Евро-2012. Они считают, что управленческие решения МЗ малодейственны, не обеспечивают эффективного и прозрачного использования бюджетных средств. Оценивая работу ведомства, они не исключают, что установленные сроки подготовки учреждений здравоохранения будут сорваны. Конечно, можно легко отмахнуться от критических замечаний, надеясь, что массовых экстремальных ситуаций во время чемпионата не случится, а с локальными как-то справимся. Но многочисленные сообщения об отравлении пищей в санаториях должны напомнить, что у нас экстремальным может стать даже обед в столовой, не говоря уже о быстрых перекусах на улице. Напомню: инфекционной больницы для взрослых в столице нет, а детская уже много лет в аварийном состоянии. Но эти объекты почему-то не попали в программу Евро-2012.
Интеллектуальные игры за бюджетный счет
Среди тех, кому поручено приближать Евро-2012 (и на кого так прозрачно намекают блюстители порядка), — Министерство образования и науки. В соответствии с программой Евро-2012 МОН обязано обеспечить строительство, реконструкцию и капитальный ремонт 57 общежитий учебных заведений, размещенных в городах, где будут принимать чемпионат, а также обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности УЕФА и ее коммерческих партнеров. Министерство за счет госбюджета должно уже было потратить на общежития 20 млн. грн. и на мероприятия, связанные с правами интеллектуальной собственности УЕФА, 2,6 млн. грн. Как сообщают наши источники, за год министерство так и не смогло разработать и утвердить детализированный план. По-видимому, это и позволило тратить бюджетные средства по собственному усмотрению — 4,75 млн. грн. было направлено не на строительство шести новых общежитий, как предусмотрено программой Евро-2012, а на реконструкцию и ремонт старых, которые не будут принимать гостей чемпионата. Если так спешить, то можно и не успеть: торги по поводу закупки работ по изготовлению проектной документации и строительству столичные университеты провели в декабре, поэтому заложить краеугольный камень в фундамент хотя бы одного общежития в прошлом году так и не успели. Площадка в Шевченковском районе Киева вообще попала в зону турбулентности: местные жители здесь устраивают пикеты, дело повисло в суде, есть большие сомнения, что общежитие Киевского национального экономического университета им.
В.Гетьмана на этой площадке появится. По подсчетам экспертов, всего на подготовку «спальных мест» для гостей было использовано только 34% средств, выделенных в рамках программы Евро-2012.
Что же касается защиты интеллектуальной собственности УЕФА, здесь работа идет намного живее. Инициатива так фонтанирует, что даже бросается в глаза правоохранительным органам. Они напоминают: статья 11 Закона Украины «Об охране прав на промышленные образцы» и статья 7 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» предусматривают, что за осуществление мер по защите прав интеллектуальной собственности выплачиваются соответствующие сборы, имеющие целевое назначение. Программа Евро-2012, вопреки законодательству, выделила МОН 700 тысяч бюджетных гривен на проведение экспертизы заявок относительно регистрации прав на интеллектуальную собственность УЕФА. Глава Госдепартамента интеллектуальной собственности успел отчитаться, что его подчиненные провели мониторинг 21 тысячи заявок, потратив на это свыше
270 тысяч из запланированных 330 тысяч бюджетных гривен. Очевидно, никто не объяснил главе госдепартамента, что указанные работы, в соответствии с украинским законодательством, должны выполняться за счет сборов, уплаченных заявителями, но отнюдь не за деньги украинских налогоплательщиков.
Судя по нашему рейтингу, в списке стран с пиратскими традициями, как вы думаете, где проходит передний край борьбы за соблюдение интеллектуальных прав? Думаете, там, где их нарушают? А госдепартамент иного мнения, поэтому и снарядил за счет бюджетных средств целую делегацию в... Швейцарию, вручив адрес штаб-квартиры УЕФА. Как стало известно из очень достоверных источников, на предрождественских ярмарках и распродажах в декабре 2008 года смогли погулять... нет, не чиновники департамента МОН, а работники Высшего хозяйственного суда Украины, Хозяйственного суда г. Киева, Государственной таможенной службы Украины и Государственной службы борьбы с экономической преступностью МВД Украины. За бюджетные средства вместе с ними путешествовал и представитель Федерации футбола Украины. А чем он хуже?!
С точки зрения финансовой, на это пошло совсем немного бюджетных средств — около 50 тыс. грн. Но ведь не все можно измерить мизерными бюджетными гривнями! Согласитесь, это чрезвычайно удачное вложение капитала, которое может стать спасательным кругом в любой экстремальной ситуации для того, кто подписывал соответствующие документы. Вы же список «облагодетельствованных» видели! А то, что осчастливливают за казенный счет, так разве только Департамент интеллектуальной собственности этим грешит?!
Конечно, поляки, которые ищут, на чем бы сэкономить, таких широких жестов за казенный счет просто не поймут. И не могут так поступить, потому что считают, что подготовка к Евро-2012 — это, кроме всего прочего, дело престижа страны, уважения и доверия к ней. Наш президент любит повторять, что чиновники — это не паны, а лакеи, которые должны выполнять то, чего требуют граждане. А у лакеев и логика соответствующая, и отношение к казенным деньгам, градом посыпавшихся на ведомства: «Не зівай, Хомко, на те й ярмарок!». Когда из госбюджета второпях дают миллионы гривен, не спрашивая, куда и на что они расходуются, здесь о морали и бережливости нечего и думать: не успеешь оглянуться, как все пролетит мимо твоего ведомства, мимо твоего интереса, мимо твоих карманов. Ревизоры выявили десятки фактов, когда средства программы Евро-2012 чиновники тратили исключительно на свой комфорт — покупали не только суперсовременные компьютеры, но и холодильники, кресла, дорогие авто и прочие милые сердцу лакея мелочи, на которые обычно бюджет денег не выделяет. Они искренне негодуют, когда их обвиняют в злоупотреблении служебным положением и в неэффективном использовании бюджетных средств, поскольку убеждены, что невозможно поделить масло, не испачкав рук. Даже если эти руки ничего не воровали.