Таможенно-тарифная политика любой страны призвана реализовать две главные цели: обеспечить необходимые поступления в бюджет и создать равные условия конкуренции отечественных и зарубежных производителей. Для стран с переходной экономикой приходится предусматривать временные меры защиты национальных производителей, осуществляющих реконструкцию и рационализацию технологии и управления. А поскольку такие процессы связаны, как правило, с временным падением производства, то основным источником налогов становится внешняя торговля, где к тому же и собирать их проще. Именно поэтому в структуре доходов бюджета развивающихся государств налоги на импорт занимают весьма заметное место и иногда шкалят за 25%, хотя мировая практика «не советует» их делать выше 15% из соображений приемлемой эффективности.
Занимательная арифметика
До 1994 г. в Украине проводилась сравнительно либеральная импортная политика. Единый таможенный тариф по большинству позиций не превышал 10%, небольшая часть товаров предусматривала ставки 15-30 и лишь для алкогольных и табачных изделий они доходили до 50%. Но затем ситуация начала резко меняться. В августе 1994 г. ставки по многим относительно высокорентабельным товарам были подняты до 40-50%. А с 1 января 1996 г. были отменены все льготы при ввозе подакцизных товаров, ставки же ввозных пошлин на наиболее рентабельные товары переведены из разряда адвалорных (процентных) в специфические (фиксированные), причем в целом ряде случаев еще более высокие, чем прежде.
Всемирный банк произвел «занимательный» расчет цены условного литра водки в Украине с учетом ввозного тарифа, таможенного и акцизного сборов и НДС. Оказалось, что доллар таможенной стоимости товара при этом «округляется» до 25 долл. при льготной ставке и 45 - при полной. А, скажем, пятидолларовая бутыль импортной «белой» обойдется местному аборигену почти в 53 «зеленых». Бесплатно же дозволено ввозить не более литра крепкого и двух - легкого «змия». И вообще: все, что имеет цену свыше 1400 долл., подлежит обложению не только пошлиной, но за ряд товаров еще и акцизом плюс НДС. В частности, за автоиномарки, что вызвало особую бурю негодования потребителей этого «средства передвижения», окончательно превращенного в «роскошь».
Теперь за авто из СНГ придется платить акциз (35% стоимости) и 15 долл. таможенного сбора. А уж за «роскошь» из дальнего зарубежья - еще и 20% стоимости в виде НДС плюс пошлину в зависимости от рабочего объема двигателя и года выпуска. Скажем, за «Антилопу Гну» с движком в 2000 «кубиков» надо будет выложить дополнительно от 1800 до 3600 долл. (раньше, напомню, физические лица платили мизерную пошлину и «нулевые» акциз и НДС, тогда как юридические лица облагались по полной программе, что обходилось им порой до 96% таможенной стоимости «средства»).
Что по данному поводу думают...
...«Постоянный оппонент из Верховного» - он же член комиссии ВС по финансам и банковской деятельности Сергей Терехин:
- Проблема торговых тарифов возникает перманентно. Как только принимается новый бюджет или пересматривается старый, так сразу же встает вопрос о стабильных источниках госдохода. А самые из них политически выдержанные есть как раз пошлины и акцизы - вот пусть, мол, богатеям неповадно будет богатеть.
Очень мало стран интерпретируют их как фискальный инструмент - в основном как дискриминирующий по отношению к иностранному производителю. Кратковременный их эффект - относительное снижение цен на отечественные товары и рост числа рабочих мест. В долговременном же исчислении все происходит наоборот ввиду выпадения из международного разделения труда и стагнации экономики. Мы это уже проходили в советские времена, когда данное мероприятие осуществлялось нетарифным способом в виде монополии внешней торговли.
При этом нужно иметь в виду вот еще какой момент: эта мера эффективна, когда действует одинаковый режим торговли для всех товаров и всех стран. Если же есть договоры о режиме свободной торговли (а мы их напринимали и наратифицировали уйму), есть торговые варианты с давальческим сырьем или освобождение от пошлин инвестиционных товаров (хотя, кроме нас, никто в мире этого не делает), тарифы не работают. В итоге в 1995 г. мы получили из этого источника всего 32 млн. долл.
Сейчас для юридических и физических лиц режим взимания импортных автотарифов сделан одинаковым. И тут выяснилось, что сумма акцизов и пошлин настолько высока, что разрушает потребительский рынок и вызывает очередной всплеск инфляции. А почему же раньше не протестовали? Да потому, что челноки, режимы временного ввоза автомобилей, транзита и прочие льготные изъятия сводили налоговую пирамиду на нет.
В этом контексте показателен опыт Польши. В 1991 г. она установила сумму акцизов и пошлин на автомобили в размере 120%. Кончилось это тем, что начали контрабандно их ввозить и красть внутри страны. Сейчас эту сумму понизили до 35% и все стало на свои законные места. Ибо субъект только тогда платит налоги, когда считает их разумными.
- А как вы прокомментируете различие в тарифах между российскими и западными автомобилями?
- Полнейший идиотизм. Кстати, он был узаконен декретом правительства еще в 1993 г. и связан с личными интересами министров и прочих ответработников тех лет, пользовавшихся в быту главным образом «Ладами» и «Москвичами». Исторически это так и сохранилось, хотя сегодняшний «Жигуленок» стоит намного больше, чем японская малолитражка, да еще и хуже ее.
- Многие полагают, что тарифный авторэкет не в последнюю очередь связан с протекционистским лоббированием интересов АвтоЗАЗа. Сначала сохранили налоговые льготы, а теперь вот «ударили по тарифному разгильдяйству»...
- Самое смешное, что это - протекционизм навыворот. Когда АвтоЗАЗу сняли НДС, себестоимость автомобиля моментально выросла на 20%: ведь без входного НДС завод может перекрыть свои материальные издержки только прибылью. Пока он этого подвоха еще не ощутил, поскольку не завершился, по-видимому, полный цикл нового оборота капитала...
...«Империалист из Чикаго» - он же профессор Чикагского университета Гэри С. Беккер, лауреат Нобелевской премии по экономике за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение».
Прозванный «империалистом» за вторжение экономического подхода в другие сферы знания Г.Беккер доказал: человеческое поведение подчинено одним и тем же принципам, из коих следует выделить три важнейших - максимизирующего поведения, рыночного равновесия, устойчивости вкусов и предпочтений.
Из теории Г.Беккера, в частности, вытекает, что участие в противоправной деятельности не какая-то аномалия, а результат рационального выбора. Индивид взвешивает возможные формы поведения и останавливает свой выбор на той, что сулит наибольшие выгоды при приемлемых издержках (денежных и неденежных). Другими словами, все сводится к нормальному инвестиционному решению. Мне остается лишь перекинуть мостик к ситуации, сложившейся на экспортно-импортном фронте к началу 1994 года, когда, собственно, и начались странные, на первый взгляд, широкомасштабные тарифные маневры.
Согласно экспертным исследованиям, по мере приближения к мировым ценам на реэкспортируемые российские энергоносители и экспортируемое украинское сырье и продукты его первичной переработки (металлы, химикаты, сельхозпродукты и т.п.) доля теневого экспорта в Украине упала с 50-75% в 1993 г. до 10% в 1995 г. Зато резко возросла доля теневого импорта, который в прошлом году достиг 30%, а по сигаретам и алкоголю - 70-90%. Агенты беккеровского «рынка коррупции» из представительной и исполнительной власти не могли, разумеется, оставить этот «нюанс» без внимания.
Таким образом, с достаточной степенью вероятности можно предположить, что все принятые в последнее время законы, указы и постановления суть - не столько продукт недомыслия, сколько сознательное воплощение в жизнь режима наибольшего благоприятствования мздоимству под сенью правоохранительной и судебной дистрофии. Многократно описанные в прессе мегатромбы при получении сертификатов, акцизных марок, таможенном досмотре и прочих мероприятиях часа «Т» наших госрэкетиров не оставляют сомнений в том, ради чего затевались все эти «танцы с тарифами».
Вполне по Беккеру действуют и главные партнеры наших гостанцоров - челноки, киоскеры, лотошники. Последние поборы неизбежно превратили их в контрабандистов поневоле, ибо иного «инвестиционного решения» у них просто нет (февральская коррекция табачных акцизов - яркое тому подтверждение). Стало быть, таможни, налоговые инспекции и «сертификатные центры» просто захлебнутся, если станут выполнять все положенные процедуры. Но это-то как раз никого из причастных лиц и не интересует. «Тариф - не роскошь, а средство достойного существования» - таков изначальный замысел идеологов «основ налоговой реформы» и практикующих мздоимцев.
Что же касается действующей таможенно-тарифной системы, то она как давала в последние годы не более 3-4% бюджетных поступлений, так и далее будет, скорее всего, держаться той же весьма скромной цифири.