Бюджет-06: Проголосовали, но «с отвращением»

Поделиться
Коллизия, если можно так выразиться, «третьего второго чтения» бюджетного закона (потому что повт...

Коллизия, если можно так выразиться, «третьего второго чтения» бюджетного закона (потому что повторное второе провалилось 15 декабря) не была ни яркой, ни впечатляющей, ни сколь-нибудь интересной с экономической точки зрения. Первых скрипок оказалось две — спикер Литвин и и.о. председателя бюджетного комитета Супрун. Министра Пинзеника, по-видимому, «поразили в правах», помня, как на предыдущей неделе он не по чину пытался руководить голосованием зала. Его участие в процессе свелось к короткому, примерно пятиминутному, выступлению.

И Владимир Михайлович, и Людмила Павловна были настроены весьма серьезно. Достаточно сказать, что когда на пути результативного голосования вновь возник вопрос о финансировании закона о детях войны, то глава парламентского комитета тут же нашла решение по недостающим 500 млн. грн.: 300 млн. перебросить с другой расходной статьи, а еще 200 млн. — «профинансировать» за счет роста бюджетного дефицита. Причем особых замечаний в депутатской среде это не вызвало: нарушать Бюджетный кодекс — дело, к сожалению, привычное!

При неголосующих фракциях Партии регионов, СДПУ(о), Компартии и БЮТ голосов для принятия бюджета хватало в обрез. И итоговый показатель на табло — 226 «за» — можно трактовать скорее как чудо, нежели как закономерный результат усилий правительства, не имеющего большинства в Верховной Раде. В конце концов, депутатам обещали все, что угодно: и восстановление отдельной строкой суммы на кредитование молодежного жилищного строительства, и миллионы на кинематограф, и поддержку инноваций в науке, на которой настаивал старейшина парламента Игорь Юхновский. Так что мы не беремся даже предположить, каким окажется окончательный текст бюджета, подписанный президентом и опубликованный в прессе.

Поэтому выскажем лишь несколько ощущений, навеянных предпоследним проектом бюджетного закона — от 15 декабря, который размещен на сайте Верховной Рады.

Нет, неправы те, кто говорит, что бюджет напоминает все предыдущие, и кардинальных изменений, по крайней мере, по сравнению с 2005-м, в нем не наблюдается. Изменения есть!

Если в прежние годы бюджетным законом «латали» (или пытались «латать») налоговое законодательство, то нынче пришел черед законодательства земельного. Несколько страниц бюджетного текста посвящены абсолютно не свойственной бюджетным документам проблематике — уточнению норм (вплоть до замены слов) Земельного кодекса о продаже участков под приватизированными предприятиями. Почему это нельзя было сделать в обычном законодательном порядке? См. выше — о правительстве, не имеющем поддержки в парламенте.

Если в 2005-м наши власти устанавливали сверхщедрые социальные нормативы, то теперь маятник существенно качнулся в обратную сторону. По крайней мере, по некоторым позициям. Достаточно сказать, что показатели возрастающего в несколько приемов с начала года прожиточного минимума и вполовину не компенсируют грядущего роста цен. Даже официального, госкомстатовского. Простейшие подсчеты показывают: чтобы сохранить реальный «вес» прожиточного минимума, к примеру, для нетрудоспособных, в течение года его следует повысить примерно на 10%, а это порядка 35 грн. В законе же рост предусматривается всего-то на 16 грн. А ведь к прожиточному минимуму, как мы помним, теперь намертво привязан размер минимальной пенсии...

2006-й — не время радоваться и обладателям сверхвысоких пенсий. Статья 101-1 гласит, что пенсии, назначенные по 12 специальным законам, одному кодексу и одному постановлению ВР (депутатские, судейские, научные, журналистов государственных СМИ и т.д.), нынче ограничиваются 12 минимальными. То есть примерно соответствуют тому уровню, с которого сегодня в Украине платятся 32-процентные отчисления в Пенсионный фонд. Не будет и досрочных пенсий для работающих пенсионеров, если они нардепы или, скажем, судьи.

А вот сами начисления на фонд оплаты труда — из-за протестов бюджетного комитета — снизились очень незначительно. Скажем, по Пенсионному фонду всего на полпроцента, по остальным социальным фондам — еще на столько же. Что на фоне периодически возникающих планов по сокращению налогового бремени выглядит довольно неубедительно.

Ну и на закуску — о наших украинских приоритетах. Рядышком в бюджете две статьи — 82 и 82-1. Первая повествует о том, как будут финансироваться Вооруженные силы, вторая — об одном из источников финансирования АПК.

Так вот, чтобы обеспечить деньги на строительство жилья для военнослужащих (649,3 млн.), модернизацию, разработку и закупку новой военной техники (419,6 млн.), подготовку и реформирование ВС (931,1 млн.), военным потребуется 2 млрд. грн. заработать. То ли путем продажи излишнего военного имущества, то ли участием в миротворческих силах, за которое нашей стране также капают денежки. А еще приходится надеяться на «Нафтогаз Украины», который обеспечит энную сумму по линии стародавнего «газобомбардировщицкого» зачета с Россией.

Если в итоге денег получится больше 2 млрд., они будут распределяться по указанным программам пропорционально. Но никто не говорит, что произойдет, если денег окажется меньше. Целый год не будем строить жилье для военных, реформировать армию и закупать новую технику?

Крестьянам проще. Чтобы получить 1 млрд. грн. кредитных ресурсов на «внедрение передовых технологий в АПК» (это помимо всяческих дотаций, предусмотренных, в частности, на гектар посева и килограмм привеса), им следует дождаться перевыполнения Фондом госимущества Украины планового задания в 2,12 млрд. грн. Справедливости ради скажем, что в случае такого перевыполнения еще 250 млн. грн. пойдут на кредитование инвестиционных проектов энергосбережения в отраслях экономики. Соотношение, как видим, 4:1 — в пользу АПК. И не в пользу энергосбережения.

И такое соотношение сохранится, если приватизаторы, продав, скажем, «Укртелеком», перекроют цифру в 2,12 млрд. не на половину, а в разы. Ничего не скажешь, супердальновидная политика аграрного лобби — потянуть одеяло на себя! На фоне острейших и абсолютно беспредметных перепалок по поводу криворожсталевских денег (которые, как известно, пошли в основном на финансирование дефицита бюджетов 2005 и 2006 годов) аграрии решили просто: застолбить за собой 4/5 «сверхпоступлений» от приватизации 2006 года. А кто возразит? Правильно, никто — бюджет-то принимать надо.

Вот и приняли. Проголосовали. По словам депутата Георгия Манчуленко — «с отвращением».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме