Стремительное и во многом неожиданное развитие политических событий в Украине за последние три недели многих заставило поработать в непривычном и несколько более напряженном режиме. Нелегко пришлось не только людям, но и… банкоматам. Представьте только, каждому «электронному кассиру» в самые напряженные дни приходилось ежедневно обслуживать до 500 человек!
Наибольшую нагрузку испытала на себе сеть обслуживания пластиковых карт Приватбанка, самая крупная в стране. По словам работников этого финансового учреждения, за две недели, с 22 ноября по 3 декабря, объем снятия наличных денег в банкоматах вырос, ни много ни мало, в десять раз. «Банкоматы опустошали просто на глазах. Пик пришелся на 26 ноября, — говорит начальник управления мониторинга и поддержки терминалов Приватбанка Владимир Кореневский. — Если обычно «налички» в банкоматах хватает на три-семь дней, то в эти две недели в некоторых регионах загружать их приходилось два-три раза в день».
Особенно нелегко пришлось банкоматам в Киеве. В эти дни в столице собрались сотни тысяч человек со всей Украины, и, естественно, всем им были нужны наличные деньги. «Банкоматы подверглись настоящей атаке, — с улыбкой вспоминает Владимир Викторович, — но с честью выдержали это испытание. Даже в самые напряженные дни в сети Приватбанка круглосуточно работало не менее 85 процентов АТМ». Очень непростым делом для банкиров оказалась и инкассация киевских банкоматов. До многих из них, особенно, в центре столицы, инкассаторские машины попросту не могли доехать или часами простаивали в «пробках».
Встревоженные слухами, клиенты банка воспринимали перебои в работе банкоматов чуть ли не как стихийное бедствие. На самом деле те банкоматы, которые отказывали в выдаче «налички», делали это не по политическим, а по сугубо объективным причинам.
Никогда бы не подумал, что в зимнее время банкоматы страдают из-за того, что обычные телефонные кабели, которыми они подключены к банковской сети, нередко заливает водой, и те попросту замерзают. Получается, что технике от зимних холодов достается не меньше, чем людям!
Оказалось, что к качеству коммуникаций банкоматы гораздо требовательнее, чем те же телефоны. И если к помехам и треску в трубке домашнего аппарата каждый из нас относится довольно спокойно, то банкоматы без хорошей связи работать не могут, ведь какие-либо погрешности здесь недопустимы. Особенно часто проблемы со связью возникают в отдаленных регионах, в которых всегда были сложности с коммуникациями.
Кстати, с этой проблемой сталкиваются владельцы пластиковых карт не только в Украине, но и на Западе, где вполне допустимым считается, когда на сто работающих банкоматов приходится пять неработающих. В Украине этот показатель пока еще несколько выше: из ста установленных проблемы со связью возникают у семи-восьми. Для сравнения, даже в дни политической нестабильности из каждой сотни «приватовских» банкоматов по техническим причинам не работало шесть.
К сожалению, сложности с инкассацией и проблемы со связью — далеко не все, с чем приходится сталкиваться. Очень многие АТМ страдают из-за некорректного обращения с ними самих же клиентов. Нередко, пытаясь «ускорить» процесс выдачи денег или обидевшись на то, что банкомат «съел» карту при неправильном вводе ПИН-кода, граждане пытаются достать свою карту с помощью подручных инструментов или начинают отчаянно стучать по железной машине. Однажды банкомату пришлось выдержать даже поединок с профессиональным боксером. Точнее — боксершей. Для банкомата бой закончился нокдауном. Впрочем, для боксерши тоже, только финансовым: ей пришлось оплатить расходы по его восстановлению.
СПРАВКА
Единая сеть обслуживания карт Приватбанка и Москомприватбанка состоит из 2058 банкоматов. На территории Украины установлено 1918 банкоматов, из них, по состоянию на 14.00 10 декабря, работают более 90%. Под загрузкой денежных средств находятся семь АТМ. 88 банкоматов Приватбанка временно не работают из-за проблем со связью. Еще 53 не функционируют по техническим причинам (неисправность клавиатуры, зарядка чековой ленты…), в том числе и в связи с переносом их на новое место.
В России установлено 140 банкоматов в более чем 30 крупнейших городах, в т.ч. в Москве и Санкт-Петербурге. По состоянию на 10 декабря из-за отсутствия связи не работало пять банкоматов; по техническим причинам — еще восемь. Процент технических поломок не превышает среднестатистический, а большинство сложностей в работе банкоматов временные и объясняются технологическими причинами.