Замужество — это беда. Еще только бы мне замуж выйти и сестре

11 октября, 2013, 18:25 Распечатать Выпуск № 37, 11 октября-18 октября 2013г.
Автор
Отправить
Отправить

Если сегодня кто-нибудь и справляет такую свадьбу - а это бывает, - то гости выходят с нее как завороженные. Никаких "Папа, выводи невесту по-американски", "Мамаша, трижды, трижды надевайте ей платок, а она пусть сопротивляется", "Ловите букет, девушки!", "Жених, зубами рви подвязку!" Ничего такого. Просто - сказка.

Автор

Замужество — это беда. Еще только бы мне замуж выйти и сестре

Подумать только: на дворе собачий холод, а свадьбы играть не перестают. Потому что ненастье ненастьем, а жизнь не останавливается. Сейчас, правда, никто не считается со временем года - женятся и зимой, и летом, разве что в пост перестали праздновать. А раньше такие дела сурово регламентировались полевыми работами. Действительно, до гостей ли, если сев или жатва? Коль работы полно - не до шалостей. Только когда зерно уже в амбаре, можно подумать и о другом - у кого, конечно, дети на выданье.

Так что, от Семена, с 14 сентября, в украинских селах начинали сватанья. И коль люба была девка парню (даже если не ухаживал - только переглядывались исподтишка друг с другом, сердце ведь не обманешь), тогда и спрашивал: "Можна прийти до тебе з хлібом?". "Тата-маму спитаю", - отвечала девушка. И только когда родители давали согласие ("Чий-чий той твій Олекса? А-а-а… Хазяйський парубок. Най приходить") - тогда и договаривались о сватанье. Ведь родители парня тоже думали о том, такую ли невестку ждали. Хотели ведь девушку с приданым. Та готовила его заранее: сызмала шила, вышивала, плела, ткала. В приданое входили рубашки - от 30 до 80 штук, юбки, рушники, салфетки, занавески на окна, обрусы на скамью, вереты на кровати. А еще постель и постельное белье - подушки, одеяло, простыни, наволочки, подзоры (вышитые, выбитые или кружевные они украшали низ кровати; сейчас такие сохранились только в некоторых селах да еще в турецких телесериалах - присмотритесь, будете знать, что это). Само собой, украшения. Родители добавляли мебель, орудия труда, скот. А если еще деньги или землю - цены такой невестке не было.

В каждой местности были разные обычаи. Где-то ограничивались сватаньем: с молодым приходили не только старосты, но и родители (это уже когда, собственно, никто не ждал тыквы, так как все было договорено, оставалось только отдать должное традиции) - уточнить все относительно свадьбы и приданого. Или же отдельно после сватанья был относительно этого сговор, договор или уговор, а потом смотрины - тем более, когда сватался кто-то с далекой улицы или чужого села. Делали и помолвку - после нее нельзя было расторгать свадебный договор, поскольку за это и оштрафовать могли, не говоря уже о человеческом осуждении. За несколько дней до свадьбы происходили запоины. Название обряда пошло от "петь", но со временем начало ассоциироваться со словом "пить": будущий зять угощал тестя горилками-закусками - и тот "пропивал" ему дочурку. После этого молодой и молодая отдельно, каждый со своими гостями, празднично наряженные шли с обрядовой выпечкой - шишками - приглашать гостей: "Просили мама, просили тато, і я вас прошу на хліб-сіль, на наше весілля". А накануне торжества к молодой собирались подружки на девич-вечер - свадебные ветки украшать, венки плести; завтра же утром будут молодую расплетать, в венок и вельон одевать: "Благослови, Боже, і отець, і мати русу косу розплітати. Сестра брата зове із садка до хати, а братик не йде, а плаче, бо розплітати не хоче". К молодому тоже друзья на "саблю" спешили: завтра их будут встречать, за молодую деньги требовать - надо же подготовиться. А к родителям молодых шли коровайницы с мужчинами-"помелами", которые каравай в печь сажали и из печи вытягивали, а на свадьбе резали его и раздавали.

О-о, испечь свадебный каравай - это большая ответственность! Это теперь - купил да и есть. А по-настоящему - это еще надо коровайниц достойных найти: чтобы не только умели печь разжечь и тесто замесить, а в паре жили, хорошие семьи имели. И их должно быть вокруг каравая только парное количество: у одной пары пот лоб оросил, так вокруг теста натрудились (ведь благосостояние молодых должно с работы вырастать) - другая пара заступает. Да и каравай из их муки, яиц и сахара делается: "Я на коровай ішла, коробку яєць несла. Перестріли мене хлопці, побили яйця в коробці, наробили мені біду: з чим на коровай піду?". Каравай - сугубо свадебный хлеб. Это сейчас ничего не понимают в ритуалах и на всяческие оказии караваи заказывают. В действительности же встречать-провожать-поздравлять следует хлебом-солью. А каравай только на свадьбу, да на счастье и богатство новой семьи выпекается - с рожью-калиной, голубками в паре и обручами из теста, украшенный цветами и солнечный. И должен стоять на вышитом рушнике перед молодыми, в центре стола, а не как сейчас - где-то в закоулке, чтобы не мешал.

На все эти обычаи-обряды отводился месяц: с 14 октября, от Покрова, начинались свадьбы. И продолжались до Филиппова заговенья 28 ноября, ведь потом - рождественский пост. Поэтому и обращались к Покрову девушки: "Святая Покрівонько, покрий мені голівоньку цею осінню. Хай і драною хустиною, аби з доброю дитиною… Щоб ділечко поробила, чужій сім'ї догодила, всім мила була. Не лаяна і не бита, нагодована і вкрита спатоньки лягла".

Начиналась свадьба только в воскресенье. Это уже в 70-х гг. прошлого века, когда в Союзе узаконили пятидневную рабочую неделю, в городах потихоньку перенесли свадебные торжества на субботу, а там и село начало забывать об обрядах, отсекая от свадебного действа и понедельник - с веселым приданым и борщом, и вторник - с курами, и все последующие игры-розыгрыши-хождения туда-сюда, от молодого к молодой и наоборот - поправины и т.п. Но ведь тогда уже праздновал почти везде повсеместную победу атеизм, брак в церкви заключали только единицы, да и то крадучись, - так не все равно ли, когда было гулять? А раньше - только в воскресенье, поскольку - венчание! "День добрий тому, хто в цьому дому! Старому й малому й Богові святому!". Родительское благословение, свадебный поезд в биндах-лентах, цветы в лошадиных гривах, а на бричке на вывернутом кожухе - молодожены. Весь свадебный день они на кожухе - ведь это будущее богатство: сколько ворсинок на кожухе, столько будет у них и денег. А на телегах за ними дружка, дружбы, старосты и сватьи - ведь кто же запоет: "Ой на церкві хрест, хрест, на дзвіниці квітка! У Матуха один син, а в Голінка дівка. Мала, невеличка, рум'янеє личко, припадає до Ониська, як перепеличка". Разные имена и фамилии, и песни в разных селах могли быть разными - но радости везде было много.

Не горилка - песни лились рекой. Каждый этап свадьбы сопровождали песни. И печальные - "причитания" - поскольку прощаются молодые с вольготной беззаботной жизнью. И веселые - ведь когда же еще повеселиться, если не на свадьбе?! Где еще столько подарков, столько напитков и еды?! Перепой - гостям каравай, а молодым - свадебные дары. "Схилилася вишня, як матінка вийшла, просить нас до хати короваю брати". "Розбирайся, короваю, із зеленого розмаю, з червоної калини, із зеленого барвінку на чисту тарілку". "Ой у гору, у гору до бору рубайте сосну до столу, рубайте сосну до тріски, розділіть і коровай, і шишки". А когда приводили молодую к молодому: "Вийди, мати, з хати невістку стрічати, в нашої невістки розпустились кіски, вона у віночку схиляє вам голівочку". На пороге дома - новая песня: "На день добрий цьому дому, який маєте. Не була б я в вашій хаті, самі знаєте. Росла-росла, як та сосна й зелений ясен, не була б у вашій хаті, якби не ваш син". А целый театр - "покрывание платком" молодой. В нем выписано все - и прощание с юностью, и покорность свекрови, и верность мужу. Сейчас же превратили это вековечное завещание в фиглярство, не ведая, что свадьба программирует судьбу.

Постель для молодоженов стелили в каморке на соломе - хата была занята свадебными столами. В изголовье ставили мешки с зерном - на богатство. Но богатство молодой паре надо было еще заработать - ежедневным трудом. Все, прошла молодость!

Это младших неженатых подружек молодой через полмесяца после Покрова, 1 ноября, ждали кузьминки - девичий праздник, названный так в честь покровителей брака, святых Кузьмы и Демьяна. А потом, в дни несурового рождественского поста, парни и девчата вечерничали, гадали на Екатерины, шутили на Андрея, влюблялись - и, если не могли дождаться следующего Покрова, то у них был шанс отгулять свадьбу зимой - от Крещения до Масленицы. Мороз, правда, давит, но ведь молодая кровь греет, снег трещит, сани аж свистят, молодые в полушубках - а остальное все, как осенью. Свадьба!

…И если сегодня кто-нибудь и справляет такую свадьбу - а это бывает, - то гости выходят с нее как завороженные. Никаких "Папа, выводи невесту по-американски", "Мамаша, трижды, трижды надевайте ей платок, а она пусть сопротивляется", "Ловите букет, девушки!", "Жених, зубами рви подвязку!" Ничего такого. Просто - сказка.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК