Вера в чудеса — наивность или здоровая психика?

Поделиться
Вера в чудеса — наивность или здоровая психика? © depositphotos / zmijak
Достичь состояния "взрослости" невозможно, не пройдя этапы абсолютного личного всемогущества, а затем - абсолютного всемогущества близких.

Для освещения темы чудес необходимо обратиться к раннему детству.

Ведь для младенца его жизнь полна реальных чудес. И происходят они по одному лишь его хотению. Захотел есть - и мамина грудь рядом. Захотел выползти из мокрого подгузника и попасть в сухой - пожалуйста. Захотел, чтобы убаюкали, согрели или успокоили - желание незамедлительно начинает реализовываться.

Захотел - и получил. Достаточно одного желания. Это естественная, необходимая для психического здоровья реальность малыша. Кем ощущает себя ребенок, когда все его желания исполняются в тот же час? Или с минимальной отсрочкой, в которой его неизменно утешают и уверяют в скором исполнении его желания.

Малыш чувствует себя управителем мира (мира его детской кроватки и чуть позже - мира всей его комнаты). Волшебником, способным из пустоты, холода, дискомфорта и голода сотворить сытость, комфорт и покой. У младенца нет желаний, которые невозможно было бы исполнить. Младенческое всемогущество в реализации любого своего желания - это и есть основа его здоровой психики. И у малыша не возникает вопросов о том, как именно это будет осуществлено: "я хочу - значит получу" - это все, что существует в его детском опыте. Знать, как именно это произойдет, не нужно.

А у вас, как у взрослой личности, бывают такие ожидания? Так хочется верить, что стоит лишь только захотеть, и желаемое материализуется. И иногда эта вера полностью заполняет переживания, когда не возникает ни капли сомнений в истинности постулата "хочу - получу". У взрослых это называется "потеря контакта с реальностью", а еще "наивность" или "инфантилизм". Психоаналитик может даже поставить диагноз - "психоз".

Легкость, простота, реальность в получении желаемого - это все часть детского опыта, который закреплен в структуре коры головного мозга и в памяти тела. Это все есть в нашем опыте. Но понимает ли малыш то, как именно материализуется его желание? Ведь младенец не имеет представления о том, что это мама пристально наблюдает за его выражением личика, за его звуками, гримасами, дыханием, пытаясь угадать его желания. Младенец не мыслит того, что это вовсе не реальное его всемогущество, а способности и возможности взрослых, которые рядом. У младенца пока нет никакого представления о том, как именно устроен внешний мир, в котором он живет и господином-повелителем которого себя ощущает. У него есть только представление о том, что все желания в этом мире исполняются.

Что дальше происходит в детском представлении? Когда малыш старше года, у него стремительно увеличивается "список его потребностей". Ему уже то вкусно, а то - нет. Это он любит, а то отвергает. У него появляются представления об опасностях и чужаках. У него множество различных "хочу" и "не хочу". И чем дальше - тем больше. Ему уже и паровоз нарисуй, и братика роди, и поясни, как работает кондиционер, и горло полечи, чтобы не болело.

У ребенка начинает активно развиваться мышление. И не в последнюю очередь благодаря постоянно повторяющемуся подозрению, что его всемогущество не всегда работает. Оказывается, он не всегда может получить желаемое. Ребенок делает открытие, что всемогущими являются не дети, а взрослые. У них, т.е. у взрослых, есть какая-то волшебная сила и невероятные способности решать задачи, преодолевать трудности, делать подарки, угадывать его желания. И что он, малыш, оказывается, очень зависит от взрослых. Его удовлетворенность и удовольствия зависят от их возможностей. И тогда он ужасно хочет стать таким же, как они. Он хочет стать взрослым!

Считается, что наибольшей силы такие переживания утраты своего чувства всемогущества и признания его за взрослыми достигают в трехлетнем возрасте. Ребенок начинает открывать для себя новые переживания. Оказывается, это не по его "велению" боль утихла, а это волшебница-мама нашла такие слова, погладила, помазала чем-то, и больше не болит. Оказывается, это волшебники вокруг него исполняют его желания, потому что они его любят, берегут, потому что он им очень важен…

Именно в этот период у ребенка закладывается представление о природе любви. Какими предстанут для него окружающие волшебники, так он и усвоит, кто он в этом мире, насколько важен для окружающих, что значит любить и как получить любовь других.

Узнаете свои переживания? Ведь когда мы ощущаем себя зависимыми, ослабленными, уставшими, все эти чувства возвращается к нам. И сомнения в себе, и старание привлечь на свою сторону тех, кто кажется нам сильнее. И не страшно, когда это происходит в трудные периоды, когда нам плохо. Беда, если с таким настроем уже взрослый человек живет постоянно. Когда он надеется на то, что другие - это волшебники, которые все решат, все организуют, помогут, утешат и найдут выход.

Ребенку обязательна эта уверенность. Взрослому в тяжелой житейской ситуации - желательна. Но когда мы мыслим трезво, когда мы в ресурсе и не ослаблены, то понимаем, что вообще-то это иллюзия…

И дальше ребенок растет, его мир уже выходит далеко за пределы семьи и дома. И наступает следующий период - понимание того, что волшебником не являются ни мама, ни папа. И даже тренер по карате не волшебник. И учительница по живописи, и врач, который вылечил дедушке воспаление легких, - не волшебники. И даже Дед Мороз - это для маленьких, доверчивых и наивных.

Этот период чаще всего помечают возрастом семь-восемь лет. Иногда он может продлиться и до десяти лет. Иногда может начаться и в шесть. Это нормально. Важно, что ребенку необходимо постепенно и не травматично интегрировать в свой опыт отсутствие идеального волшебника. Ребенку необходимо убедиться, что, несмотря на то, что не существует всемогущества, взрослые люди, которые с ним рядом, способны его поддержать, любить его, что бы ни случилось, способны разделить с ним его горести и радости. Собственно, именно с этого и начинается "взрослость".

Достичь состояния "взрослости" невозможно, не пройдя этапы абсолютного личного всемогущества, а затем - абсолютного всемогущества близких. Как дом строится на фундаменте - основой зрелого (взрослого) отношения к жизни является слой личного всемогущества. И мы неминуемо проваливаемся в этот слой, когда у нас случается что-то такое, что бьет нас по самооценке. Если нас очень сильно обидеть, оскорбить, унизить, то этот слой личного всемогущества активизируется и уже изнутри поддерживает нас, не дав нам унизиться, опуститься, пропасть.

Если жизнь устраивает нам испытания на стойкость, мы проваливаемся в слой "их" всемогущества. Часто это проявляется как поиск ресурсов у себя внутри, Ангелов-хранителей, покровителей. Они должны существовать в первую очередь внутри нас и потому способны появиться и в нашем окружении. Если в возрасте от года до трех у нас было окружение, которое подарило опыт того, что "проси и будет тебе дано", то в минуты испытаний мы просто возвращаемся к этому опыту и используем его, чтобы найти адекватную и реальную помощь. Наши внутренние волшебники и всемогущество рождаются от покоя и поддержки в семье, от мудрости учителей, от участия каждого, кто вложил хоть частичку своей человечности в детскую восприимчивую душу. И остаются там навсегда. Остаются как насыщенность, как весомость и значимость, противостоящая пустоте и эмоциональному голоду, испытаниям и утратам.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме