"С политикой следует обращаться, как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть".
Антисфен
Человек сам решает для себя, чем интересоваться, как жить, иметь или не иметь свои собственные убеждения, в какой мере интересоваться политикой. Но при этом следует учитывать, что гармоничное развитие личности включает в себя все аспекты, в том числе и общую эрудицию, социальную зрелость, сознательную гражданскую позицию. Поэтому так важно формировать все эти качества в наших детях. Но для начала задумаемся: а как к политике относимся мы сами? Не впадаем ли в крайности?
Крайность первая: аполитичность -
реальная и декларируемая
Казалось бы, в такое непростое время, которое переживает наша страна, почти не осталось людей, отличающихся полной аполитичностью. И все же они есть, хотя раньше демонстративных "нейтралов" было гораздо больше. Такие люди порой надевают на себя маску человека, который "выше всего этого", всячески дают понять, что политика, мол, "грязное дело". Рассмотрим основные категории тех, кто не интересуется политикой или же декларирует это. При всей кажущейся близости взглядов такие люди могут иметь как разный уровень интеллекта, так и особую личную "историю". Итак, аполитичными могут быть:
"Запуганные" - те, что сознательно или подсознательно считают, что высказывать или даже иметь свое мнение, отличное от официального, крайне опасно. Подобный страх мог сформироваться под влиянием семейных преданий (привет из советского прошлого), отрицательного личного опыта, событий в ближайшем окружении, общей атмосферы в стране. В периоды надежд, что власть может стать реально демократичной, "запуганные" испытывают растерянность и дискомфорт, находятся в активном поиске примет, что уже пора снова начинать бояться. Как вариант, начинают опасаться правителей или спецслужб соседних держав.
"Подражающие" - повторяющие стиль жизни родительской семьи, если отстраненность всего, связанного с политикой, входила в систему семейных ценностей.
"Жертвы" - пострадавшие от политической озабоченности кого-то из близких (вечно взвинченного отца или мужа, истерически активной мамы или бабушки…). В этом случае аполитичность - форма протеста против образа жизни и мышления близкого человека.
"Творцы" - те, кто по роду своих занятий слишком погружен в творчество, изобретательство, науку и пр. При этом на отслеживание процессов в стране у них не хватает не столько свободного времени, сколько "свободных мозгов".
"Глупцы" либо считающие себя таковыми. Это могут быть люди, считающие себя недостаточно умными, чтобы во всем разбираться, или реально недалекие примитивные особи.
"Бытовики" -люди, полностью сосредоточенные на бытовой стороне жизни. Реагируют на политику, только если она непосредственно затрагивает их семью.
"Пофигисты" - ленивые, инфантильные, социально незрелые личности, не готовые взять ответственность даже за собственную судьбу, не то что за судьбу страны.
"Впечатлительные" - чувствительные нервные натуры, избегающие любых "тяжелых" тем из чувства самосохранения.
"Верующие" - люди, у которых отстраненность от "мирских дел" выступает как составляющая мировоззрения или вписывается в каноны церкви, к которой они относятся.
"Разочарованные" - граждане, некогда слишком страстно поддерживавшие какую-либо политическую силу или одного из лидеров, а потом горько разочаровавшиеся. Ведущим может быть как чувство бессилия что-то изменить в стране, так и боязнь, что "все равно обманут".
К сожалению, именно такие люди формируют достаточно высокий процент "противсіхів", "неопределившихся" и тех, кто "принципиально" не ходит на выборы или же голосует за заведомо непроходного кандидата. В кризисные времена количество нейтрально настроенных людей резко уменьшается: политика врывается в каждый дом, глубинные страхи преодолеваются, жизнь сама подталкивает к необходимости действовать и вникать в происходящее. Однако со временем, если реальные позитивные изменения не происходят, большинство таких людей либо возвращаются к изначальным взглядам, либо перекочевывают в категорию "разочаровавшихся". Это мы наблюдали после оранжевой революции. Произойдет ли сейчас - покажет время.
Крайность вторая: нездоровая политическая озабоченность
Однако чрезмерная сосредоточенность на политической жизни страны - тоже нездорово.
Мы, конечно, не имеем в виду людей, занимающихся политикой профессионально, активных членов различных партий или же грамотных сознательных граждан, внимательно отслеживающих все, что происходит в стране. Речь идет о повышенном обывательском интересе ко всему, что связано с политической жизнью. Среди самых разных людей можно найти тех, у кого сформировалось такое "хобби" -ругать власть. Они не пропускают ни одной новости, обсуждают, осуждают, возмущаются, бранятся, исходят желчью - со знакомыми и незнакомыми, коллегами, друзьями - на работе и в гостях, дома на кухне и в социальных сетях. Такие люди отличаются полным отсутствием логики и памяти даже на общеизвестные факты. Они раздражаются, возбуждаются, часто повторяют одни и те же декларативные фразы, не воспринимают никаких аргументов, могут оскорблять собеседника и вообще не способны к разумному диалогу. При этом, как правило, не прилагают усилий, чтобы осмыслить происходящее, не предпринимают никаких активных действий, не совершают значимых поступков, чтобы повлиять на ход событий хотя бы на местном уровне.
Фактически среди таких "политически озабоченных" много людей, совершенно не разбирающихся в политике. Зачем им это?
- чтобы все свои личные неудачи, свою несостоятельность, неумение распорядиться своей жизнью и даже выстроить отношения с близкими списать на внешние обстоятельства и в первую очередь - на плохую власть;
- дабы оправдать свое бездействие ожиданием хороших правителей, при которых "наконец-то заживем": можно будет начать свой бизнес, хорошо зарабатывать, получать высокую пенсию, иметь дополнительные льготы и пр.;
- в надежде заполнить душевную и духовную пустоту;
- для иллюзорного ощущения "умного занятия";
- с целью иметь красивый повод быть брюзгой, вечно раздраженным и недовольным жизнью;
- чтобы на уровне "словоизвержения" давать выход недовольству (и собой тоже), раздражению и агрессии;
- для общения с себе подобными - в этом случае политика "побеждает" иные темы для разговора, такие как футбол, котики-собачки, кулинария, болезни и пр.
К сожалению, такие люди абсолютно бесполезны для общественного прогресса, так как чаще всего социально пассивны и даже во время выборов голосуют, руководствуясь скорее эмоциями, чем разумом. Более того - от нежелания брать на себя ответственность они так же, как и аполитичные, вообще не идут на выборы, а если и голосуют, то нередко за непроходного кандидата радикального толка, чтобы потом всласть ругать победившего. Впрочем, не исключен и такой истерический вариант, как "я за него голосовал, а он…".
Сейчас количество таких людей по-прежнему достаточно велико. Вместо того чтобы в кризисный для страны период активно искать, чем можно быть полезным своей Родине, критиканы тратят свою энергию на злословие, возмущение и ругань; сеют истерическую панику и безнадегу. Подобная хроническая взвинченность и накрученность крайне опасна как для самого человека, так и для окружающих. Такие люди в наибольшей мере подвержены инфарктам и инсультам, они провоцируют ссоры в семье и раздоры в ближайшем окружении, а в ситуациях общественного противостояния именно у них нередко "рвет крышу", они легче всего поддаются на провокации, "неожиданно" впадают в буйную неконтролируемую агрессию.
Хуже всего, что подобный стиль жизни может весьма негативно отражаться на отношениях в семье, в особенности на детях, формируя у них общее пессимистическое восприятие действительности. Жизнь в атмосфере постоянного негатива, поиска очередного врага во власти, раздражения, стенаний "что они с нами делают?" не может не калечить детскую психику. Результатом этого может стать как полное отторжение темы и аполитичность (смотри выше), так и выстраивание мировосприятия и стиля жизни "по образу и подобию" своих родителей или одного из них. Не исключен также уход подростков от постоянного семейного напряжения и негатива "на улицу", поиск нездоровых способов расслабиться, а со временем - максимальное отстранение от родительской семьи.
Золотая середина
Таким образом, мы видим, что на бытовом уровне в равной мере плохи как полное равнодушие, так и слишком рьяное увлечение политическими вопросами. Ни первая, ни вторая крайности не идут во благо ни отдельного человека, ни его семьи, ни всей страны. Хороша, как всегда, золотая середина. Но самое главное - конструктивная активная позиция, готовность к действиям. И вовсе не обязательно это должно быть участие в каких-то собраниях или массовых акциях, это может быть спокойный осознанный выбор кандидата; порядочный поступок, связанный с недопущением несправедливости; участие в общественной жизни своего города или села; добрые дела во благо социально незащищенных или военных, сообщества в целом.
И самое главное - каждому полезно взвесить, каким образом его жизненная позиция отражается на семье и в первую очередь - на младшем поколении. Ведь нельзя забывать, что обе описанные категории граждан - это легкая добыча для хитрых манипуляторов и нечистоплотных дельцов от политики. И если мы не хотим, чтобы наши дети стали марионетками в чьих-то руках, важно и самим по-настоящему разбираться в политике, и учить этому наших детей. Они должны быть уверены, что жизнь прекрасна независимо от профессионализма и степени честности тех, кто нами правит. И в ней всегда есть место для добрых дел и высоких поступков, которые легче всего совершать в общественных организациях. Именно о них - в нашей следующей статье.