Рыба - где глубже, человек - где лучше… Украинцы стали чаще уезжать из страны. "От трех до пяти млн украинцев работают за пределами нашего государства" - таковы данные Министерства социальной политики. По неофициальной информации, их 8–9 млн, и около 4 млн украинских детей живут в семьях, где один из родителей, а то и оба трудятся за рубежом. Как следствие, пополняются и без того широкие в Украине ряды детей-беспризорников.
Увеличивается популяция евросирот
Но не только Украина, практически все страны Восточной Европы бьют тревогу о возрастании количества беспризорных детей, чьи родители выехали на заработки. Латвия трудовую миграцию назвала "национальной катастрофой". За 10 лет из страны уехал каждый десятый. По исследованию, проведенному в прошлом году при поддержке Евросоюза, в Молдове у каждого пятого ребенка один из родителей - за границей, а у каждого десятого - за рубежом и мать, и отец.
Детей родителей, находящихся в трудовой миграции в странах ЕС, называют "евросиротами". Это дети, у которых оба родителя работают за границей, или один из них остался дома с ребенком. Кроме того, это дети, пребывающие под опекой дальних родственников. И, наконец, дети, полностью предоставленные сами себе (бывает и так). Всех их, несмотря на то, что де-юре они имеют родителей и де-факто возможность связаться с ними, здесь называют социальными сиротами, ибо они чувствуют себя как сироты. Сама ситуация, когда мать и отец далеко от дома, негативно влияет на детскую психику. Школьники, независимо от возраста и от того, уехали оба родителя или один из них, могут отставать в развитии. А если родители уехали более чем на год, у таких детей те же расстройства развития, что и у социальных сирот.
Польские эксперты вычислили критический срок отсутствия одного из родителей - два года. После этого ребенок в возрасте шести-восьми лет отвыкает от отца или матери и начинает чувствовать себя сиротой. Он чаще попадается на воровстве, употребляет наркотики и алкоголь, нежели его однолетки, которых воспитывают родители.
Слово "евросирота" часто упоминается в связи с Польшей. Более 2 млн поляков, официально являющихся гражданами своей страны, трудятся в западных странах Европейского Союза, членом которого Польша стала в мае 2004 г.
Существует термин "евросирота" и в "лексическим запасе" польских официальных учреждений. Министерство образования Польши определяет его так: ""евросиротство" подразумевает ситуацию, в которой эмиграция родителей/родителя вызывает разрушение основных функций семьи, таких как обеспечение непрерывности процесса социализации, эмоциональной поддержки ребенка и передачи культурных ценностей".
С "евросиротством" Польша пыталась бороться еще до вступления в Евросоюз, проводя соответствующие масштабные мероприятия по удержанию специалистов и организации рабочих мест. Тем не менее, и 11 лет спустя поляки продолжают уезжать в западные страны ЕС.
Детальнее исследовать проблему т.н. "евросирот" Министерство образования поручило местным подразделениям в июле 2008 г., после того как ею заинтересовалась комиссия по вопросам образования Сейма Польши. Однако и сегодня страна не может похвастаться эффективным решением данной проблемы.
"Инициативы польского правительства, направленные на стимулирование соотечественников к возвращению, не приносят ожидаемого результата, пишет еженедельник Polityka и обвиняет депутатов в популизме, дескать, они "только заламывают руки" и "ломают копья" в дискуссиях, почему массовая эмиграция стала таким крупным поражением для польской экономики, почему выезжают молодые и квалифицированные работники, которые являются обязательным и необходимым условием развития экономики".
И поддержания уровня рождаемости. Эксперты видят в эмиграции причину ухудшения демографической ситуации в Польше, ведь уезжают люди детородного возраста. В частности, Кейт Коннолли опубликовала такие данные на страницах британской газеты The Guardian. В особенности неблагополучно в маленьких городках, утверждает она. Характерной является ситуация в Радоме (город в центральной Польше в 100 км к югу от Варшавы), где стремительными темпами сокращается численность населения. В 2012-м количество детей в возрасте до 17 лет составляло 17% от общей численности населения. Горожан в возрасте 18-
65 лет - 64%, старше 65 лет - 19%. Ожидается, что при сохранении тенденции к 2035 г. число пожилых здесь будет превышать 29%, а количество детей уменьшится в такой же пропорции.
Поляки - в Германию, украинцы - в Польшу
По исследованиям GUS (Главное управление статистики Польши), хотя поток эмиграции в последние годы несколько уменьшился, все еще каждый пятый поляк планирует ехать на заработки за границу. А среди молодых людей в возрасте 18-24 - каждый третий.
Больше всего трудовых мигрантов из Польши едут в Великобританию, Ирландию, скандинавские страны и Германию. Складывается парадоксальная ситуация, отмечает издание Polityka: государство тратит средства на обучение специалистов, которые полученные опыт и квалификацию используют не в своей стране, а за рубежом, хотя в то же время не хватает квалифицированных кадров для польского рынка. Прежде всего, уезжают инженерно-технические работники, плотники, водопроводчики, строители и врачи: все, у кого в руках такая профессия, в основном работают за границей. Между тем в самой Польше наблюдается переизбыток учителей и неквалифицированных физических работников, "не повышавших свою квалификацию со времен социализма".
В действительности нынешняя эмиграция поляков все же меньше связана с отсутствием работы, как было 10 лет назад, когда в Польше безработица превышала 20%. Большинство сегодняшних эмигрантов, в особенности молодежь, просто не довольны суммой своих трудовых доходов, особенно в небольших городах. Они хотят иметь высокий уровень зарплат, а потому уезжают на заработки в более богатые страны Евросоюза, где могут получить минимум в шесть раз больше, чем у себя дома.
Даже те, кто уезжал "временно", через какое-то время, привыкнув к высокому уровню жизни на Западе, не представляют себя уже в польских, менее благополучных, реалиях. Все-таки благосостояние Польши так быстро, как хотелось бы "чудесным образом", не возрастает до уровня Германии или Великобритании.
В начале экономических преобразований экономика Польши развивалась быстрыми темпами. Но затем рост существенно замедлился. За период 2008-2013 гг. польский ВВП вырос на 6,32%. В то же время экономический рост в Германии составил 7,31%, Швейцарии - 31,68%, Швеции - 21,33%.
"Сегодня потери на польском рынке труда пополняют, прежде всего, сотни тысяч украинцев, для которых наша страна, особенно сейчас, стала оазисом мира и относительного процветания. Именно благодаря украинцам в Польше нормально функционируют сельское хозяйство, многие из наших перерабатывающих заводов. Украинцы очищают и ремонтируют наши дома, в то время как поляки делают это же в Германии или Великобритании. К украинцам поляки толерантны. Однако государство не приняло до сих пор ни единой конкретной программы, хотя в наших интересах, чтобы украинцы у нас были не только в качестве сезонных работников, но оставались на дольше. У нас сейчас есть шанс на иммигрантов, весьма близких нам в культурном отношении, ментально и по языку, легко интегрирующих в наше общество и не создающих проблем. Необходимо подумать о стратегии, что им предложить, а не обманываться, что вот-вот поляки начнут массово возвращаться, а новые перестанут выезжать", пишет Polityka. Высокий уровень безработицы, а одновременно трудности в поисках работников соответствующей квалификации - это парадокс польского рынка труда, и лучшим решением в данной ситуации может быть трудоустройство работников из Украины".
В поисках лучшей жизни
Только открытые на иммигрантов государства, учитывая демографические тенденции, выигрывают битву за квалифицированных специалистов", указывает другое издание - Gazeta Prawna: "Сегодня мы боимся притока мигрантов, особенно беженцев из Африки. Через несколько лет, в поисках работников, стареющие европейские страны будут вырывать их друг у друга. Врачи, сиделки, работники IT-сферы - за таких мигрантов уже сегодня ведется негласная война между странами ЕС. Но в настоящее время недостаток в работниках не такой еще острый. Поэтому европейские страны с опасением относятся к новым волнам мигрантов, вернее, беженцев из Украины и Северной Африки".
Есть еще один аспект. Трудовые мигранты, как правило, присылают деньги домой. Денежные переводы составляют значительную часть национального дохода Украины - примерно 15%. Поэтому, как видим, многие мигранты инвестируют не только в будущее своих детей, но и в будущее страны.
- Миграционные процессы закономерны, они происходили всегда и во всем мире. Исходя из права человека на выбор места жительства, права на работу и лучшую жизнь, эти процессы неизбежны и для Украины, - комментирует Татьяна Драгунова из Института демографии и социальных исследований НАНУ. - Вопрос в том, как образовавшийся пробел заполнить. Европейские страны к решению проблемы подходят прагматично, иммигранты способствуют росту численности населения, омолаживают его структуру, поскольку мигрирует в основном молодежь. К тому же мигранты занимают рабочие места, которые являются непривлекательными для местного работника. Великобритания и Франция дают разрешение на трудоустройство мигрантов из своих бывших колоний. В Германии трудовые мигранты из Югославии и Турции обеспечили экономическое чудо. Что касается США, то практически вся экономика этой страны была создана руками трудовых мигрантов. И в Украине были программы интеграции иммигрантов в украинское общество. Одна из первых была принята Кабинетом Министров после оранжевой революции (2005 г.), когда увеличилось число иммигрантов в Украину.
Значительная часть мигрантов, отмечает Татьяна Драгунова, "оседает" в Украине после неудачных попыток добраться транзитом через Украину в Евросоюз. Причем еще недавно 80% нелегалов попадали в Украину через границу с Россией. Ехали к нам из Молдовы, Индии, Пакистана, Грузии, Китая, Бангладеш, даже из Палестины. В основном это мужчины до 40 лет, работают у нас в сфере торговли и посреднических фирмах. И подавляющее большинство из них официально не регистрируется. У нас нет единого органа, который бы занимался миграционной политикой. Поэтому достоверно сказать, сколько в Украине иностранцев, не может ни одна служба. Такие данные весьма отличаются, а то и просто противоречивы.
Национальное государство как контейнер больше не работает
Если раньше миграция была преимущественно трудовой, т.н. "экономической", то в настоящее время она отличается множеством причин. Сегодня Украина вошла в шестерку стран с наибольшим количеством беженцев в страны ЕС. Таковы данные Европейского бюро по вопросам предоставления убежища (EASO). Основными странами, в которых сегодня украинцы просят убежища, являются Италия, Германия, Франция и Испания. В самом начале конфликта в Донбассе наибольшее количество беженцев составляли люди из Донецкой и Луганской областей, однако после принятия закона о мобилизации и увеличения призывного возраста в Европе начали просить убежища жители всех областей.
Поскольку в Украине меньше трудовых мигрантов в ближайшие годы не станет, и украинцы будут продолжать выезжать в поисках работы, более достойного заработка или более безопасной жизни, вопрос поддержки оставленных в Украине детей мигрантов как никогда актуален. В июле с.г. украинское правительство внесло в Верховную Раду законопроект о внешней трудовой миграции. "Впервые на государственном уровне мы поставим вопрос защиты социальных и трудовых прав мигрантов и их семей", - пообещал в связи с этим глава Министерства социальной политики Павел Розенко.
В действительности это не первый в Украине законодательный акт, направленный на улучшение положения детей из семей мигрантов. В частности, в 2010-м принимался законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно преодоления социального сиротства в семьях граждан Украины, работающих за рубежом)" с целью дополнить Гражданский кодекс Украины и Семейный кодекс Украины положениями, которыми вводится институт временной опеки и заботы, и на время отсутствия родителей кто-то из родственников официально оформлялся опекуном. В 2012 г. Минсоцполитики совместно с детским фондом ООН ЮНИСЕФ и офисом Уполномоченного по правам ребенка была разработана "Национальная стратегия профилактики социального сиротства" (план мероприятий до 2020 г.). И хотя отдельно проблему детей трудовых мигрантов в стратегии не рассмотрено, в ней предложено, в частности, ввести курсы повышения квалификации по работе с такими детьми, проводить обязательное обучение школьных психологов, которые бы занимались с детьми трудовых мигрантов. Однако сами психологи заявляли, что в школе дети заробитчан не могут рассчитывать на особые помощь и поддержку, поскольку один психолог не в состоянии все контролировать.
Кстати, в Польше чиновники изменили критерии, согласно которым ребенка считали "евросиротой". "В свете новых критериев многие дети уже не являются "евросиротами"... даже если оба родителя работают за рубежом", - пишет та же Polityka. Ребенок имеет гарантированного законодательством официального опекуна, с которым при необходимости могут выйти на контакт органы образования, и который следит, чтобы ребенок не пропускал занятия в школе, был хорошо одет и нормально питался". И хотя разлука с родителями для ребенка остается сильным стрессом, она не становится причиной психической травмы. Потому как у общества нет отторжения, и ребенок не переживает стыд и несправедливость за "несоответствие" (не такой как все), что приводит к социальной и психологической дезадаптации. Самое главное (и за этим должно следить государство) - чтобы рядом с ребенком был взрослый, источник чувств безопасности, понимания, любви, признания. Поскольку удовлетворение именно этих чувств в раннем возрасте является залогом правильного дальнейшего физического и умственного развития.
"Это только проекты, - отмечает адвокат Марина Легенькая, директор департамента правовой и социальной помощи Центра Ла Страда-Украина. - Официально статуса "ребенок трудовых мигрантов" или "социальная сирота" в Украине пока нет".
- К сожалению, для Украины это чрезвычайно актуальная проблема. Еще актуальнее она стала в связи с конфликтом на Востоке - в Донецкой и Луганской областях, ведь именно оттуда увеличилось количество эмигрантов как в Россию, так и страны Европейского Союза. А дети таких граждан остаются в Украине. И, к сожалению, по нашему законодательству они не имеют законного представителя, т.е. ограничены в правовой защите. Как следствие, без полномочного представителя такой ребенок не имеет государственных прав и гарантий, которые предоставлены другим детям. Поэтому Кабинетом министров был разработан законопроект "О внешней трудовой миграции" с целью организации гарантий трудовых мигрантов, в том числе и членов их семей. В этом законопроекте уже намного детальнее прописана защита прав эмигрантов и в том числе детей трудовых мигрантов. Законопроект только подан в Верховную Раду. Пока еще не проходил чтений, и что с ним будет дальше, трудно сказать. Но теоретически этот законопроект вполне вероятно может быть принят, поскольку направлен на интеграцию и либерализацию визового режима. Пока экспертных выводов по нему нет.
"Миграционные движения - это глобальный феномен, - таково мнение исследовательницы миграции в Европе Гельмы Лутц (из открытых источников). - Они не останавливаются даже тогда, когда границы становятся непроницаемыми, и миграционная политика носит ограничительный характер. Нашим обществам необходимо понять, что мы живем в глобализированном мире, где существует поток не только денег или товаров, но и людей. Мы связаны друг с другом через национальные границы и вне их. Национальное государство как контейнер больше не работает, и в долгосрочной перспективе транснациональные и мобильные семьи будут только множиться. Закрывать на это глаза - не поможет. Наши общества должны как можно быстрее подготовить и поддерживать такой новый тип семьи".