Полностью этот документ называется длинно и слегка запутанно - "О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины с целью реализации положений Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями". Нововведения вступили в силу в январе этого года. Правоведы уже отметили достоинства и недостатки данного закона, есть многочисленные профессиональные разъяснения и комментарии, поэтому останавливаться на юридических тонкостях я не стану.
В обществе новые законодательные нормы сразу же окрестили "законом про секс", в социальных сетях и СМИ появилось много шуток на тему "расписки про секс", лидеры общественного мнения и просто активные граждане высказали свои точки зрения по этому вопросу, бурные и ожесточенные дискуссии не утихали несколько недель.
Что же такого особенного для украинцев в этом рядовом, в общем-то, документе, который приводит украинское законодательство в вопросе насилия в семье к давно существующим европейским правовым нормам? Несмотря на простоту правовых новелл, закон затронул очень глубокий и важный пласт человеческих взаимоотношений: что считать насилием в отношении другого человека, и особенно - что такое сексуальное насилие? То, что столетиями казалось естественным и незыблемым порядком вещей, вдруг предстало в новом свете.
Скрытые за зашторенными окнами наших жилищ сокровенные и стыдные секреты, драмы и трагедии вдруг получили возможность явиться на глаза обществу и правоохранительным органам. Баланс власти в семейной системе очутился под угрозой: оказалось, что у партнеров, проживающих вместе или просто состоящих в отношениях, нет никаких прав на тела друг друга и на их использование в собственных интересах и целях.
Тело человека принадлежит только ему, и любое телесное взаимодействие с другим человеком должно быть добровольным и желанным. Отныне требуется четкое и ясное согласие другой стороны. Не важно, сколько лет вы вместе, и сколько раз у вас до этого все было хорошо без слов: оказывается, отсутствие "нет" не означает автоматическое "да". Секс возможен только по обоюдному желанию и согласию, и каждый имеет право в любой момент отказаться, если он передумал. Если партнер продолжает настаивать после отказа, угрожает или применяет физическую силу, - это насилие. "Милые бранятся - только тешатся" больше не работает.
Похоже, эта мысль, озвученная явно и недвусмысленно в законе, стала революционной для сознания подавляющего большинства мужчин и женщин, отсюда и такой резонанс. Несмотря на то, что сексуальная революция давно прокатилась миром и дошла и до нас, тема секса по-прежнему является одной из самых сложных и стыдных для обсуждения. Ведь когда человек говорит о сексе, он невольно говорит о своем личном опыте, обнаруживая его перед другими людьми. Поэтому первая волна обсуждения нового закона была сильно окрашена юмором: многочисленные шуточки, мемы, картинки про "новые правила секса".
Когда общество с помощью засмеивания темы немного справилось со смущением и стыдом, появилась возможность для более глубоких обсуждений и других чувств. Многие мужчины злились и протестовали против вмешательства государства в личные отношения двоих (а может, и больше) людей, а также выражали опасения невинно пострадать, если партнер вдруг решит впоследствии представить добровольный секс как насилие. Многие женщины удивились, обрадовались и, возможно, вздохнули с облегчением, потому что у них появилась возможность получить помощь в ситуациях, о которых не принято было говорить.
Настало время для развенчания многих мифов про отношения мужчин и женщин. Эти мифы возникли очень давно, из поколения в поколение передавались как образцы гендерного поведения, так было всегда, большинство людей не задумываются над тем, жизнеспособны ли они в современном мире.
Например, миф о том, что мужчина - это охотник и завоеватель. До сих пор негласно одобряется активная агрессивная позиция в ухаживаниях за женщиной, а мужчины, которые ведут себя иначе, - слабаки и подкаблучники. Женщина говорит "нет" или вообще ничего не говорит, не принимает и не поощряет мужчину, но часто это считывается не буквально, как отказ вступать в отношения, а интерпретируется как подзадоривание и "набивание себе цены". Надо только быть понастойчивее, поднажать, и она сдастся. Как пелось в одной очень популярной недавно песенке, "она вернется, она заплачет, и я надену ей кольцо на пальчик".
Что мы видим в этом случае? Полное игнорирование чувств и желаний другого человека, неспособность услышать и принять отказ, маниакальное преследование своих целей, несмотря ни на что. Самое парадоксальное, что такое ухаживание считается подтверждением сильных искренних чувств мужчины, и не всегда женщина может найти поддержку в том, чтобы все же настоять на своем. "Смотри, как он тебя добивается, хватай свое счастье, где ты еще такого найдешь?" - часто слышит женщина от родных и друзей. Так происходит первый акт пока невидимого насилия.
Справедливости ради скажу, что и женщина также может быть весьма активна и целеустремленна в ухаживании за мужчиной, который ей очень нравится, но не проявляет ответной пылкости. Однако общественная мораль судит это иначе, чем в случае с мужчиной: женщина не настойчива, а навязчива; она не добивается, а "бегает" за мужчиной, и в целом это не очень хорошо.
Если упростить эту сложную схему ухаживаний (и так постепенно происходит в наше время), то мы получаем желание мужчины, которое непременно должна удовлетворить выбранная им женщина. При этом желание самой женщины можно не сильно учитывать, ведь "ей не трудно, а мне приятно". Печально, но такое сплошь и рядом происходит в супружеских спальнях, более того, бывает и трудно, и неприятно, но… это же муж, а мужу отказывать нежелательно. Потому что заведет любовницу, или испортятся отношения, или, если женщина экономически зависима от мужа, последует наказание: ты мне отказала в сексе, я тебе откажу в деньгах.
Здесь звучат другие мифы: о том, что у мужчин существует некая жизненно важная потребность (не желание, а именно потребность, и только у мужчин), и что ответственна за эту потребность женщина, с которой он находится в отношениях.
Не вдаваясь в долгие рассуждения о сексуальной потребности, скажу так: науке неизвестны случаи смерти от отсутствия секса. Без еды, воды, сна, защиты от чрезмерной жары или холода люди умирают, а без секса - нет. Другое дело, что качество жизни при этом может быть хуже, потому что у людей секс служит не только для продолжения рода, но и для сброса излишнего напряжения и переживания ярких ощущений и эмоций. Такая себе совершенно бесплатная и доступная каждому взрослому человеку радость жизни в чистом виде.
И мы, взрослые люди, знаем, что сексуальное удовольствие можно получить не только с другим человеком, но и самостоятельно. Более того, свои первые эротические переживания в юном возрасте мы испытываем именно так, изучая и открывая для себя собственное тело и его возможности. Конечно, секс с другим человеком качественно отличается от мастурбации, но если партнера нет, то трагедии не произойдет.
И женщины, и мужчины хотят секса одинаково. То есть особенной "мужской потребности" не существует. На протяжении многих веков общество и различные религии всячески табуировали женскую сексуальность и ее проявления. Женщин воспитывали в строгости, стыдили, осуждали, и даже на супружеском ложе женщине надлежало быть сдержанной и отстраненной, потому что ее мог осудить собственный супруг. Неудивительно, что даже сегодня в нашем, казалось бы, раскрепощенном мире женщина, которая открыто говорит, что хочет секса, проявляет свою сексуальность, может быть осуждена и пристыжена.
Что же из этого следует? Что в плане сексуального желания мужчины и женщины равны, особых потребностей и проистекающих из них прав не существует, это мифы патриархального общества. Точно так же не существует обязанности у одного партнера удовлетворить желание другого, если оно у того возникло. Часто сексуальное насилие оправдывают тем, что, дескать, "женщина так меня возбудила, что я не мог удержаться". И здесь женщина оказывается ответственной за возбуждение мужчины, и даже обязанной что-то с этим сделать. Но ответственность за свое возбуждение и за то, что с ним делать, взрослый дееспособный человек несет сам. Возможно, эта мысль революционна для общества, в котором до сих пор живут и здравствуют поговорки типа "сучка не захочет - кобель не вскочит". Народная мудрость, увы, отражает то, что живет в нашем сознании.
Мы живем в эпоху больших и быстрых изменений, и эти изменения затрагивают все пласты нашей жизни. Кажется, одно из этих изменений, значение которого сложно переоценить, - это движение от общества насилия к обществу договоренностей и согласия. А для того чтобы договариваться и соглашаться, нам надо учиться замечать нашу разность, слышать и признавать иные точки зрения, взгляды и ценности. Не принимать, а именно признавать, что у другого человека все может быть иначе, чем у меня, он имеет на это право, и если я хочу отношений с другими людьми, то мне придется это учитывать. Еще нам надо учиться слышать "нет", уважать личные границы другого человека и справляться со своими переживаниями и желаниями, если в отношениях что-то идет не так, как хочется.
Конечно, это более сложный путь, ведь опираться на вековые права, обычаи и традиции проще и легче. Но дорогу осилит идущий. "А заодно запомни, что все и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я - мужчина" - это сексистское утверждение из советского фильма больше не работает.
Надеюсь, что с появлением таких законодательных новаций наше общество будет медленно, но верно продвигаться к тому, чтобы человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность действительно стали высшей социальной ценностью. А у нас, женщин и мужчин, наступили взаимопонимание и гармония в личных отношениях.