Мальчики в голубом, девочки в розовом. О гендерных стереотипах

13 мая, 2016, 00:00 Распечатать Выпуск №17, 13 мая-20 мая

Делить вещи на девчоночьи и мальчиковые легкая промышленность, а с ней и общественное мнение, начинает еще до рождения ребенка — сразу после того, как УЗД определит пол, и будущие родители начнут покупать вещи для малыша. Цвет постельного белья, узоры на одежде, внешний вид первой шапочки — все это имеет значение, особенно для совершенно посторонних людей.

 

 

 

Семилетняя Оля рыдает над новым школьным портфелем — хорошим, кстати, портфелем, со всеми нужными кармашками, блестящими лентами и симпатичным серебристым узором. Одна проблема — он не того цвета. "Это мальчи-и-ишеский портфееель, — аж завывает бедняга. — Я хотела ро-о-озовый, а он си-и-иний". Растерянная мама говорит: "Ну, посмотри на меня, видишь — у меня синяя юбка и синяя сумка, а я же абсолютно точно девочка". "Ты не понима-а-аешь, — всхлипывает в ответ дочурка. — У всех будут ро-о-озовые". 

Делить вещи на девчоночьи и мальчиковые легкая промышленность, а с ней и общественное мнение, начинает еще до рождения ребенка — сразу после того, как УЗД определит пол, и будущие родители начнут покупать вещи для малыша. Цвет постельного белья, узоры на одежде, внешний вид первой шапочки — все это имеет значение, особенно для совершенно посторонних людей. "Какая милая девочка", — улыбается соседка. "Это мальчик", — отвечает мама. "Ой, а коляска как для девочки! Наверное, от старшенькой осталась?". То, что вещь выбирали, учитывая ее функциональность, или родителям просто нравятся светлые оттенки, в голову не приходит.

Два цвета

Цветовое распределение — розовое девочкам, голубое мальчикам — так буйно цветет в каждом детском магазине, что просто не верится в его короткую историю. Приблизительно до середины ХХ в. во многих христианских странах все было наоборот: голубой считался девичьим цветом юности и невинности, а розовый часто предлагали именно мальчикам — как детскую версию агрессивно-маскулинного красного. В целом же детей одевали в светлые, нежные оттенки, не очень привязывая их к полу. Идея выделить отдельные цвета для девочек и мальчиков возникла в США около 100 лет назад, чтобы увеличить продажи —  и родители послушно пошли покупать "правильную" одежду. 

Приблизительно в 1940-х по неизвестным до сих пор причинам цвета решили поменять: оттенки синего приписали мальчикам, розовый — девочкам. Это мало затронуло советских детей, так как отечественная промышленность на Запад не равнялась — какие красители есть, такую ткань и выпустят. Счастьем было достать хоть какую-то одежду, поэтому часто вещи для малышни переделывали из одежды взрослых. Поэтому все было проще: ткани с цветочками — девочкам, остальные — унисекс. Но после распада СССР мы быстро догнали и перегнали западных родителей, и если в 90-х детей одевали преимущественно по финансовым возможностям, а не учитывая цвет, то уже через 10 лет даже издали перепутать пол малышей было почти нереально. Детство стандартизировали.

Но проблема распределения цветов выходит далеко за границы личного вкуса. Светлые девичьи оттенки сильно делают зависимым поведение взрослых: они все время следят, чтобы владелица нежной одежды не загрязнила ее и не испортила. Отсюда — "не прыгай в луже, ты же девочка", "слезь оттуда немедленно, порвешь платье", "не трогай, перепачкаешься" и т.п. Одетым в немаркое синее и зеленое мальчикам проще: можно и в земле покопаться, и на дерево залезть, и погонять мяч под дождем. Немного исправили ситуацию автоматические стиральные машины и новейшие ткани, не пропускающие воду и легко стирающиеся. Лепить пасочки из песка теперь можно даже девочкам в белом, хотя некоторых чувствительных бабушек это до сих пор сильно нервирует. Впрочем, у мальчиков свои проблемы. Если девочка захочет носить одежку темного цвета, ей, скорее всего, ее купят, но вот купят ли мальчику розовые штанишки?.. 

Казалось бы, сегодня можно приобрести детскую одежду любого цвета, разве что черный сложно найти не в форматах "в школу" или "на выход". Но реклама, цвета игрушек, книг, мультиков и детских мероприятий все еще цепляются за розовый и синий как факторы привлечения определенной аудитории. В результате девочки искренне утверждают, что розовый — их любимый цвет, хотя в действительности у большинства из них просто нет шанса думать иначе. К сожалению, так же происходит и с другими вещами, которые в общественном представлении ассоциируются с полом.

Машинки против кукол

"Мой сын пришел на площадку со своей куклой. Да, он попросил у меня куклу, и я купила — не вижу никакой причины, чтобы этого не сделать. Я была готова к тому, что реакция окружения может быть неоднозначной, но не ожидала, что его будут высмеивать родители таких же малышей", — негодует в соцсети мама. Только в Интернете она смогла найти однодумцев, которые тоже разрешают, а иногда и поощряют своих детей играть нетрадиционными для их пола игрушками. Оказалось, что где-то в мире живут девочки, у которых есть наборы игрушечных инструментов, машинки и железные дороги, и мальчики — с кукольными домиками и розовыми пони. И из них совершенно не стремятся воспитать извращенцев, хотя именно этот диагноз быстро ставит окружение. Просто им дают выбор, прислушиваются к пожеланиям и не загоняют в рамки гендерных стереотипов. Хочешь строить — строй, может, ты будущий архитектор; хочешь создавать украшения — вперед, возможно, станешь ювелиром; хочешь пеленать и кормить пупсов — пожалуйста, вероятно будешь педиатром или воспитателем в садике. Пол значения не имеет.

Впрочем, производители и продавцы детских игрушек считают иначе. И хотя, к счастью, в большинстве магазинов указателей "игрушки для девочек" и "игрушки для мальчиков" нет, цветовое оформление, изображение детей на упаковках и подсказки консультантов создают и поддерживают гендерное распределение. Да, задача индустрии — продать, а не изменять общественное мнение, но все больше родителей хотят приобрести для ребенка то, что ему по вкусу, а не то, что, по мнению других, определено полом. Поэтому производители идут на компромиссы — выпускают конструкторы для девочек и куклы для мальчиков, чтобы охватить новую для себя аудиторию. 

Дальше всех в своем стремлении поменять стереотипы пошла компания Goldie Blox, специализирующаяся на девчачьих инженерных игрушках. Владелица такой игрушки собственноручно может построить маяк, канатный подъемник, скейт-парк и играть куклой, одетой в рабочий комбинезон с набором инструментов на поясе. Этот производитель заявляет, что в мире, где у мужчин численное превосходство в науке, инженерии, математике, девушки теряют интерес к этим направлениям в возрасте около восьми лет. Одна из причин — в том, что игрушки, развивающие интерес к технике, воспринимаются как мальчиковые. Своей продукцией компания стремится разорвать "розовые ограничения" и вдохновить будущие поколения женщин-инженеров. 

Другие производители хотя и не делают громких заявлений, но выпускают детские кухни для мальчиков (т.е. обычные, "нормальные", кухни без розовых стен и кастрюль) и много обычных нейтральных игрушек, которые не кричат про пол своего владельца. Нечего и говорить, что в Украине такую продукцию найти почти невозможно, и "достать" ее могут разве что родители, освоившие интернет-покупки.

Ты — то, что ты читаешь

С книгами ситуация не лучше. Несмотря на то, что гендерные отличия в интересах девочек и мальчиков появляются не раньше, чем в период гормональных изменений, т.е. в подростковом возрасте, многие издатели насильно кормят читателей художественной литературы стереотипами уже с дошкольного возраста. Мальчикам — приключения, девочкам — чувства. Синенькие книжечки — о машинах, розовые — о принцессах. В действительности же, детская литература должна распределяться исключительно по возрасту и интересам: здесь приключенческая литература, здесь военная, тут кулинария для детей, тут книга о садоводстве. И все это без указаний на пол в оформлении и аннотации. 

Но это может вызвать непонимание у покупателей, не очень интересующихся интересами маленьких читателей. Им проще купить, а издателю продать серийные издания — в нашем случае в розовом или голубом оформлении. И не так важно, что и как там написано, главное — купили ребенку книгу. Литературу для девочек авторы часто путают с женскими романами и делают некую лайт-версию "Законов любви" или "Неудержимого сердца". Вместо приключений описывают одежду героев, противопоставляют "плохой" ум "хорошим" эмоциям. В литературе для мальчиков, наоборот, эмоции пытаются обходить. Будь мужчиной — основная идея. Люби экскаваторы и футбол, чувства — это не для тебя". 

А еще "мальчикам неинтересно читать о девочках" — почему-то убеждены авторы, родители и издатели. Это может быть правдой, если говорить о классических изданиях для девочек-подростков, например "Энн из зеленых крыш", где речь идет о том, что героиня обрела "правильную" гендерную роль. Это также правда, если мы говорим о некачественной литературе: ее, собственно, неинтересно читать никому, но она хорошо продается, так как дешевая и оформлена в расчете на родителей, у которых нет времени оценить качество сюжета, но они хотят купить книгу для дочери. А если мы говорим о хорошей книге — "Пеппи Длинныйчулок", "Таинственный сад" или "Золотой компас", то там главные героини интересны юным читателям обоих полов.

В мире сейчас все активнее разворачиваются кампании "Разрешите игрушкам быть игрушками" и "Разрешите книгам быть книгами". Это призыв к издателям и производителям отказаться от позиционирования книг и игрушек как "девчачьих" и "мальчиковых". "Мы должны перестать ограничивать фантазию наших детей и указывать им, чем играться и что читать", — основная идея этих мероприятий. Производители потихоньку присоединяются. Ведь, если подумать, — были бы девочки и мальчики такими разными, если бы их в этом не убеждали? И разве лучшие человеческие качества, которые мы пытаемся воспитать в детях, — не одинаковы для всех?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 20 июля-26 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно