Ложечку за папу, ложечку за маму

18 октября, 17:12 Распечатать Выпуск №39, 19 октября-25 октября

Пожалуй, все взрослые люди нашей страны, чьим родителям довелось родиться при Советском Союзе, знакомы с тем, что нынче принято называть пищевым насилием.

Явление, как оказалось, такое распространенное, что некоторыми фразами мы можем "включать" невротическую реакцию у целого коллектива малознакомых людей. 

"Жуй, жуй, глотай!", "еще одну ложечку за бабушку", "это последняя ложка, в ней вся сила", "ешь с хлебом!", "аппетит приходит во время еды"… И не дай Бог вам убеждать вашу бабушку, что ее кормление, доводящее вас до боли в правом боку и невозможности дышать, является насилием. Будете отлучены от семейного стола, пока не приползете голодный и раскаявшийся с просьбой налить вам тарелку ненавистного рассольника. Скорее всего, бабушка до сих пор свято верит в то, что величайшее благо человечества — быть сытым, а не какие-то там электричество и пенициллин. Так причудливо, по-видимому, проявилась невротическая травма целого поколения людей, переживших тяжелые вехи нашей истории.

Боюсь, в нас где-то закодировано и записано на подкорку, что с едой никогда нельзя расставаться надолго, что она всегда должна быть в зоне доступа. Наши предки пережили Голодомор и войну, и я понимаю, как страшно вновь потерять контроль над тем, что является основой жизни. Но уж слишком гипертрофировано переживаем мы эти последствия. Нам всем нужна помощь в том, чтобы осознать это и внести в процесс поглощения пищи культуру и эстетику, как это удалось, например, французам или японцам. Но в праздники мы привычно "мечем на стол" дикое количество еды, словно это — обязательное священное жертвоприношение. Как будто мы отдаем дань мифическому Богу Еды, чтобы на столе всегда было что поесть, да и "перед людьми не стыдно было". 

А вот некоторым представителям европейских стран, например, не стыдно приходить в гости со своей едой и брать ровно столько, сколько именно они как гости способны съесть. И ни котлетой больше. Да, это тоже часть культуры, где каждый сам волен определять, что и в каких количествах будет поглощать в гостях. И никакого насилия и навязанных пищевых стандартов.

Что скрывать, я и сама — жертва такого насилия. И в моем случае я реально боялась, что этот самый недоеденный кусочек будет "бегать за мной", ну и, наверное, сниться по ночам, умоляя его доесть. Мои детские бдения над тарелкой были окрашены серым цветом невероятной тоски со взглядом в вечность, где к запаху нелюбимой еды подмешивался соленый вкус слез и комок в горле, который я до сих пор ощущаю, когда захожу в школьную столовую.

"Не трогай — это на Новый год!", "так, давайте доедайте, а то испортится", — эти противоречивые послания стали символом того, что нужно уметь терпеть, когда есть очень хочется, и доедать то, что уже впору выбросить, только потому, что "еду выбрасывать — грех". А сколько еще установок вколочено нам в головы под благовидными предлогами бережливости и уважения к чужому труду! Например: все, что лежит на тарелке, непременно нужно съесть, ибо это все — результат чьего-то неустанного труда. Бесспорно, так и есть, но почему так много?

Следующий тезис — еду, которая портится, нужно съесть первой или приготовить из нее другое, более сложное блюдо: пламенный привет многочисленным запеканкам, рагу, блинчикам из прокисшего молока! Тьма тьмущая рецептов, оставленных бережливыми мамами.

Можете провести эксперимент со старшими родственниками, предложив им такую ситуацию: вы купили свежий батон, а придя домой, обнаружили, что еще остался вчерашний. Какой вы начнете есть первым? В большинстве случаев люди говорят: вчерашний. То есть завтра они тоже будут есть вчерашний батон. И так всегда. Выросло целое поколение людей, которые всегда едят вчерашний батон. Пора уже что-то с этим делать.

Ну и самое ужасное: то, что на тарелке самое невкусное, нужно съесть первым, а уж потом, когда насытился, можно заедать вкусным. Лично я когда-то настолько прониклась этой идеей, что не сразу заметила, что все самое вкусное начало исчезать с моей тарелки раньше, чем я доем невкусное. Просто один мой уже неблизкий родственник считал, что раз я это не ем, значит, не люблю, и "помогал" доесть оставшееся, забирая с моей тарелки самые сладкие куски. Теперь я всегда начинаю со вкусного и с того, что выбрано именно мной.

А еще, по каким-то странным законам, именно невкусная еда считается самой полезной. Примером тому — тот факт, что обросшая мифами манная каша долгое время была основой детского питания. Увы, в нашей культуре не принято прислушиваться к потребностям ребенка, да и к своим собственным, отключая любые защитные механизмы и способности к саморегулированию, часто подвергая жизнь ребенка, да и свою, опасности. Взрослые — те и подавно научились "есть впрок", только потому что "завтра жалеть будешь, что не съел". В результате пищевое насилие стало нормой настолько, что мы сами себя "заставляем" поглощать продукты, против всех правил и законов природы. И внутренний агрессор уже без каких-либо внешних указаний впихивает в нас тонны невкусной и трудно усваиваемой пищи. 

Да, если предложить ребенку чипсы или салат, то он в большинстве случаев предпочтет чипсы. Но не потому, что дети не слышат наших наставлений или глупы, а потому что они скорее последуют примеру и авторитету родителей, которые также предпочтут чипсы и колу. Нам всем так не хватает традиций, которые дадут нам возможность и в семье, и в школе, и в любом кафе есть красиво, достаточно и с пользой.

Результатом всех этих манипуляций с нашим сознанием стала масса пищевых расстройств, которые заполонили кабинеты гастроэнтерологов, эндокринологов, гинекологов и психиатров. Дети, сопротивляясь нашему навязчивому желанию их накормить, могут уходить в крайности, пытаясь импульсивно уберечься от набора веса. Или наоборот, следуя навсегда заданной программе поглощения еды, получают разные степени ожирения, что приводит к серьезным нарушениям здоровья.

Причиной такого поведения взрослых часто становится представление о том, что у "хорошей мамы" ребенок сыт и румян, а значит — свой родительский долг она выполнила. Второй плюсик мама или бабушка ставит себе за то, что умеет хорошо готовить, раз уж дитя это ест. Значит, я еще и отличная хозяйка, умелица и лучшая по борщам и котлетам. Все остальное — вторично. 

Дальше в работу "включается" тревога: не слишком ли он худой, не болен ли? То есть жующий хоть что-нибудь ребенок резко снижает родительскую тревогу за его здоровье. А может, без этого можно обойтись? Более того, если ребенок действительно болен, то снижение аппетита во время болезни — нормальная реакция, где организм просто экономит силы, не расходуя их на энергозатратное пищеварение. 

Поэтому не пугайтесь, если ребенок в данный момент не хочет есть. Поймите, если он сказал "не хочу", то, возможно, это истинное "не хочу"! Культура еды всегда начинается с уважения к потребностям даже маленького человека. В живой природе ни одно животное, кроме человека, не заставляет своих детенышей есть насильно.

Часто пищевое насилие вовсе не выглядит, как насилие, но все-таки им является. Ведь уговаривать доесть можно очень ласковым и заботливым тоном, приводя вполне убедительные аргументы. Это может подаваться под соусом заботы и гостеприимства, если дело происходит в гостях. В таких случаях давят на чувство вины: "видишь, бабушка готовила, а ты…" Иногда используется запугивание: "заболеешь, умрешь", "ветер унесет". Очень часто взрослые просто высмеивают ребенка: "станешь дистрофиком" или "глистой в скафандре". В итоге ребенок перестает понимать, какое же все-таки тело можно считать нормальным, и начинает тревожиться по поводу своей внешности.

Нам, взрослым, важно вначале самим научиться говорить "нет" навязчивым попыткам нас накормить, и дети тоже подтянутся, смогут скопировать наш опыт границ. Иногда важно и поддержать ребенка, предупредить бабушку, тетушку, воспитателя, что он сыт и может законно отказываться от еды. Дети очень ценят такую поддержку!

А в целом нам нужно приучить себя покупать и готовить достаточно для того, чтобы не выбрасывать еду, оберегая и себя от переедания, и планету от экологических катаклизмов. Лично я уже стараюсь не заходить в супермаркет голодной, что существенно снизило и мои финансовые затраты, и процент испорченных продуктов в моем холодильнике.

Признаюсь: у меня не сразу получилось не выбрасывать еду, особенно в условиях "ол инклюзив" в турецких отелях. Но я смогла, и вы сможете. Очень важно всем нам, воспитывая в себе бережность к еде, научиться не съедать все, что лежит на тарелке, а выбирать то, чего действительно хочется. Класть немного, столько, сколько мы способны съесть, научиться пробовать, дегустировать, наслаждаться едой. Не готовить выварками и тазиками, так чтобы уж и хранить было негде, и съесть за раз невозможно.

Право потреблять вкусную и здоровую еду есть у всех, и уже никто не сможет отнять его у нас, взрослых и разумных людей, способных отличить "хочу" от "не хочу" и "вкусно" от "невкусно", и тем более способных за это заплатить деньгами, а не здоровьем своих детей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №47, 7 декабря-13 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно